Маятниковая миграция – тренд городской жизни

Научно-
образовательный
портал IQ

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • .

Отслеживание и измерение объема и паттернов миграции затруднено сложностью получения данных и их анализа.

Исследование Ю. Ю. Шитовой и Ю. А. Шитова «Индивидуальные характеристики маятниковой трудовой миграции в Подмосковье: ГИС-анализ микро-данных» основано на микроданных о маятниковых трудовых мигрантах (МТМ), собранных в 2001 году. После сшивания нескольких баз данных о жителях Подмосковья (включая данные налоговой инспекции, пенсионного фонда, реестра российских предприятий) была получена информация по 60% трудоспособного населения.

Для каждого попавшего в выборку, таким образом, была доступна необходимая информация о месте жительства и месте работы, поле, возрасте, годовом доходе, характеристиках работодателя. Авторы используют географическую информационную систему (ГИС) для воссоздания пространственных потоков людей, совершающих поездки. С помощью ГИС-моделирования удалось восстановить наиболее вероятные маршруты перемещения конкретного человека с учетом существующей транспортной сети. Такая методика позволяет очень точно оценить, какие категории населения совершают поездки, длительность и дальность таких поездок.

В среднем жители Подмосковья, участвующие в маятниковой трудовой миграции, тратят около одного часа в одну сторону на дорогу, проезжая 50 километров. Однако решение человека о дальности маятниковой поездки сопряжено с многими индивидуальными факторами, учет которых позволяет более точно составить портрет подмосковного маятникового мигранта.

Многие исследователи отмечают феномен меньшей маятниковой мобильности женщин, т.н. «гендерную дискриминацию». Такое положение женщин связано с более равномерным распределением «женских» рабочих мест по сравнению с сильно концентрированными «мужскими», гендерной психологией, семейными обстоятельствами. На практике оказывается, что распределение времени и расстояния трудовой миграции в Подмосковье практически не отличается в зависимости от пола, женщины проводят в пути столько же, сколько и мужчины. В этой связи интересен факт, что заработная плата подмосковных женщин, несмотря на равные временные затраты, почти на 20% ниже соответствующего показателя у мужчин.

Рисунок 1. Распределение времени МТМ в зависимости от пола

Источник: «Индивидуальные характеристики маятниковой трудовой миграции в Подмосковье»

Рисунок 2. Распределение длительности МТМ в зависимости от пола индивида

Источник: «Индивидуальные характеристики маятниковой трудовой миграции в Подмосковье»

Другой аспект маятниковой мобильности – возраст человека. Предполагается, что наиболее длительная маятниковая миграция должна наблюдаться в среднем трудоспособном возрасте. В условиях Подмосковья наиболее активной группой оказываются лица в возрасте 20-30 лет, с увеличением возраста люди проводят в поездках на работу все меньше времени, т.е. активный возраст миграции сдвинут в нижней границе трудоспособного возраста.

Рисунок 3. Распределение длительности МТМ в зависимости от возраста индивида

Источник: «Индивидуальные характеристики маятниковой трудовой миграции в Подмосковье»

Влияние дохода на поведение маятникового трудового мигранта менее однозначно. Если принять в расчет, что большинство высокооплачиваемых работников являются офисными сотрудниками (белыми воротничками), а низкооплачиваемых – рабочими (синими воротничками), то белым воротничками приходится искать работу на более широком ареале, поскольку для них степень уникальности работы более высока. С другой стороны, ряд эмпирических исследований приходят к противоположным результатам. Интересно, что микроданные Подмосковья показывают определенное искажение в группе наиболее низко- и высокооплачиваемых работников.

Рисунок 4. Распределение длительности МТМ в зависимости от дохода индивида

Источник: «Индивидуальные характеристики маятниковой трудовой миграции в Подмосковье»

В группу с самыми низкими доходами попали, в первую очередь, сотрудники, получающие «серую» заработную плату, поскольку трудно предположить, что за такую небольшую сумму люди в среднем готовы проезжать огромное расстояние каждый день. Другой «выпадающей» точкой являются лица, получающие самые высокие доходы – но в этой группе невозможно отделить трудовые (требующие маятниковой миграции) и нетрудовые (доход от акций, собственности и прочих активов) доходы индивида. Если исключить из рассмотрения эти две крайние группы, в Подмосковье подтверждается прямая зависимость заработков и маятниковой миграционной активности – более высокооплачиваемые работники в среднем ездят на работу дольше и дальше.

Особенности маятниковой миграции

Причины маятниковой миграции

Во время отсутствия у людей автомобилей и других цивилизационных преимуществ, российские граждане старались проживать рядом со своей работой. Другого выхода данных лиц не имелось.
Но при появлении транспорта у людей появилась возможность жить за пределами города и приезжать в него только для того, чтобы работать. Благодаря отсутствию ограничений, количество рабочей силы в городе со стороны местных граждан увеличивалось. Соответственно, город рос и увеличивался.

Появлялись дополнительные места работы, которые потом были заняты жителями пригородов и деревень. Так появлялись спальные районы, где были исключительно жилые постройки и не имелось предприятий и организаций. После этого города разрастались в разные стороны и таким способом появились большие мегаполисы.

Это явление стало более массовым к началу XXI века.

В данный момент любой человек, живущий в большом городе, прекрасно имеет представление о том, что существует маятниковая миграция. Именно так и называют ежедневное перемещение людей от собственного жилья до места учебы или работы.


Помимо этого, к маятниковой миграции можно отнести вахтовый способ работы. В такой ситуации люди приезжают в другой город из одного, чтобы отработать некоторый период времени в нём. Подобный тип миграции отличен от стандартного только периодом для работы.

Преимущества и недостатки

Если изучать влияние маятниковых перемещений в аспекте плюсов и минусов, то положительных моментов миграция дает больше, чем неприятных моментов. Выделяют основные ее преимущества:

  • благодаря притоку трудовых кадров административные центры увеличиваются в размерах и экономически развиваются;
  • профессиональный рынок распределяется более гармонично, с учетом привязки к конкретной местности;
  • население в пределах региона не будет испытывать недостатка в дополнительных рабочих вакансиях, появятся новые высококлассные специалисты.
Читайте также:  Лазаревское куда сходить и что посмотреть самостоятельно. Курорт Лазаревское

Теперь о недостатках. Они, конечно же, есть. Большой поток внутренней миграции неизбежно влечет за собой проблемы дорожного плана, когда пропускная способность российских дорожных магистралей не соответствует реальным жизненным требованиям. Это затрудняет перемещение и увеличивает время, которое человек затрачивает на дорогу к месту работы и обратно, домой. Иногда в пробках приходится стоять часами.

Кроме того, чрезмерная загазованность и избыток выхлопных газов не способствует нормальной экологической обстановке и может стать причиной развития многих заболеваний. Частые стрессы так же не мотивируют организм человека к правильному функционированию.

Обратите внимание! Жители мегаполисов болеют серьезными заболеваниями в несколько раз чаще, чем деревенское население.

  • благодаря притоку трудовых кадров административные центры увеличиваются в размерах и экономически развиваются;
  • профессиональный рынок распределяется более гармонично, с учетом привязки к конкретной местности;
  • население в пределах региона не будет испытывать недостатка в дополнительных рабочих вакансиях, появятся новые высококлассные специалисты.

Российская статистика миграции

Проезд не только в общественном транспорте, но и затраты на бензин составляют достаточно большую часть семейного бюджета. Как показывает статистика, около 15% заработной платы уходит именно на эти расходы. Бывают случаи, когда эта цифра достигает и 30%. Довольно сложно отследить и исследовать подобную проблему.

Что собой представляет

Маятниковые миграции населения – это регулярные – каждодневные либо еженедельные перемещения граждан от места их постоянной регистрации к месту осуществления трудовой деятельности при условии, что эти места расположены в различных региональных точках. Как правило, потенциальные участники маятниковых процессов – большой процент жителей мегаполисов и людей, приживающих в окрестных сельских населенных пунктах.

Установлено, что чем крупнее региональный центр и чем ярче развита в нем инфраструктура, тем выраженнее себя проявляет такое перемещение. В некоторых государствах проблема маятниковой миграции стоит настолько остро, что ее размеры сопоставимы с ежегодным переездом населения в другие страны на безвозвратной основе, а в ряде случаев даже превышают эти показатели.

Данные процессы тщательно изучаются, поскольку они оказывают огромное воздействие на формирование региональных рынков труда в России, сопоставляя их с профессиональной структурой квалификации местного населения конкретно взятого административного центра и принадлежащих ему, сельских населенных пунктов.

Рассматриваемое в данной статье, явление, создает предпосылки для обеспечения различных рабочих потребностей граждан, особенно той категории, которая живет в поселках и небольших районных центрах, где профессиональная востребованность специалистов крайне ограничена.


Причины маятниковой миграции

Когда транспортное средство являлось элементарной роскошью, и передвижение на довольно длительные расстояния было сопряжено с временными затратами, люди старались жить и работать в максимальной шаговой доступности.

По мере повышения уровня жизни россиян, количество владельцев собственных автомобилей увеличилось в сотни раз. Это позволило гражданам легко переезжать из деревни в город и обратно. Многие оставили шумные улицы и переместились поближе к природе, сохранив при этом свое рабочее место.

Приток сельских жителей в города не мог не сказаться на потребности в вакансиях, и этот пробел нужно было как-то заполнять. Стали открываться новые предприятия, и наши соотечественники массово пользовались возможностью работать в крупном центе за более высокую оплату своего труда.

Таким образом, базовой причиной распространения маятниковой миграции считается повышение качества жизни населения на фоне роста технического прогресса, дающего все больше благ человеческой цивилизации.

ГИС-обработка микро-данных

В настоящей работе использовались авторские микро-данные по 60% населения Московской области (МО) за 2001 году. Эти данные были сформированы путем слияния информации из обнаруженных в открытом интернет-доступе баз данных (БД) пенсионного фонда РФ, налоговой службы и реестров по российским фирмам и компаниям (Шитова, 2008). При сшивании данных по ИНН работодателя каждая запись содержит данные места жительства (МЖ) и трудоустройства (МТ) параллельно с индивидуальными характеристиками работника (ХР: годовой доход, возраст и пол) и нанимателя (ХН: род деятельности, форма собственности, капитал и т.д.). В результате была получена БД второго уровня, содержащая около миллиона записей в виде:

МТМ(МТ, МЖ, ХР, ХН) 1)

Затем, используя ГИС «Яндекс.Карты» (https://api.yandex.ru/maps), для каждого МТМ (1) реконструировались маршруты от дома до работы. При этом пути МТМ восстанавливались с привязкой к автомобильным дорогам Подмосковья (транспортной сети):

МАРШРУТ(X1,X2,…XN) = ГИС(МЖ,МТ) 2)

где XI – набор данных по сегментам дороги от МЖ до МТ. Расширенная информация по процедуре обработки данных представлена в работе (Шитова, Шитов, 2012). В итоге была получена БД третьего уровня, состоящая из почти 0.8 млн. записей (эффективность программной ГИС-реконструкции оказалась равной 80%) вида:

МТМ(ХР, ХН,ПУТЬ) = МТМ(ХР, ХН,D,T. ) 3)

где D и T –время и расстояние поездок дом-работа маятниковых трудовых мигрантов Московской области соответственно.

В БД (3) третьего уровня содержатся уникальные данные об МТМ Московской области, а ее анализ по пространственному (выявление картин передвижения работников) и аналитическому (исследования индивидуальных параметров мигрантов) подходам будет детально обсуждаться в следующих разделах.

Особенности

Регулярное перемещение долевой части населения по принципу «город-село» влияет на прогрессирование следующих особенностей:

  • активизация распространения естественной урбанизации;
  • всплеск социальной активности граждан;
  • качественное улучшение социальных условий жизни применительно к сельской части участников перемещения;
  • стирание различий между городскими и деревенскими людьми.
Читайте также:  Медицинские справки для ВНЖ и РВП: как, где и как долго получать

Практически каждый работающий человек тратит на дорогу достаточное количество времени. Но несмотря на высокие временные затраты, такие трудовые очаги востребованы, так как несут прямую экономическую выгоду человеку – чем крупнее административный центр, тем качественнее там уровень жизни, и как следствие, больше показатель средней заработной платы. Стоимость недвижимого имущества так же, завышена.

Иногда бывает и наоборот. Мегаполис исчерпывает свои внутренние трудовые ресурсы и наступает предельная точка его промышленного развития. Тогда начинают появляться вторичные кадровые вакансии, расположенные в пригородной его зоне. Таким образом, передвижение, первично направленное на город, самопроизвольно обретает обратную траекторию. Специалисты определяют два направления, идущих в разные стороны, но параллельно друг другу – один в спальную, а второй в центральную его часть.

Обратите внимание! При такой внутренней миграционной политике полярность между административными районами постепенно стирается, а пригород планомерно перетекает в состав мегаполиса, соединяясь с ним трудовыми мостами вакансий.

Карты маятниковой трудовой миграции Подмосковья

Для ГИС-визуализации паттернов перемещений МТМ в разрезе подмосковных районов по имеющейся БД для каждого района определялись: количество жителей, работающих в своем регионе NРЕГ; количество жителей района, работающих в Москве NМОС и других районах Подмосковья NМО; число приезжающих в район на работу жителей из других подмосковных районов NИЗМО. Миграционные потоки в процентном исчислении исчислялись по отношению к работоспособному населению районов РН, данные представлены в Таблице 1.

Таблица 1 — Перемещения маятниковых трудовых мигрантов Подмосковья в 2001 г.

Картина исходящей маятниковой миграции в разрезе районов представлена на Рис.1.

Рисунок 1 МТМ из районов Подмосковья в 2001 г.

(NМОС + NМО)/NРЕГ (расчеты по данным Таблицы 1).

Из него видно радиальное увеличение интенсивности МТМ при приближении к Москве, обнаруженное и количественно оцененное нами в предыдущих исследованиях (Шитова, 2006), а теперь подтверждающееся и ГИС-анализом.

Отдельный интерес представляет межрайонная маятниковая трудовая миграция ММТМ, в которую вовлечены жители, живущие и работающие в разных районах Подмосковья. Паттерн ММТМ представлен на Рис.2.

Из Рис.2 видно, что положительный баланс (отток ММТМ) характерен для районов, наиболее удаленных от центра. А отрицательный баланс (приток ММТМ) наблюдается в районах среднего пояса Подмосковья. Это означает, что часть жителей районов, удаленных от Москвы более чем на 50-70 км за пределами часовой доступности, едут работать в районы среднего пояса с целью снижения временных и транспортных издержек. Эта гипотеза также выдвигалась нами в ходе предыдущих исследований, а теперь подтверждается в ходе ГИС-визуализации микро-данных.

Рисунок 2 Разница между исходящей и входящей ММТМ Подмосковья в 2001.г.

(NМО – NИЗМО)/NРЕГ (данные Табл.1).

От качественного пространственного ГИС-анализа перейдем к количественным оценкам индивидуальных характеристик маятниковых трудовых мигрантов.

Миграция в России – проблемы и статистика

Одна из самых значимых проблем маятниковой миграции – ограничение удобств во время переезда из одного пункта в другой. Многие наши регионы не могут похвастаться качеством автомобильных дорог и уровнем транспортного обслуживания граждан.

Частые опоздания к месту работы чреваты конфликтными ситуациями с работодателем, при этом далеко не каждый из них готов практически решать жилищные проблемы сотрудника и обеспечить его ведомственной квартирой или общежитием.

Не менее серьезным отягощающим обстоятельством является и затратная статья на проезд. Как показывает практика, из семейного бюджета на транспортные расходы нередко утекает до 30% от заработной платы мигранта.

Статистическое исследование проблемы – процедура довольно сложная. Основная трудность заключается в том, что контролировать и учитывать факт внутрирегионального перемещения людей практически невозможно. Ведь граждане не покидают территориальных пределов государства, а, следовательно, не пересекают КПП и не оформляют визовые документы. Поэтому все данные, полученные по данному направлению, носят скорее справочный, нежели точный, характер.

Единственное, что можно утверждать наверняка, это то, что процесс набирает обороты, увеличивая ежегодно статистику населения, вовлеченного в данное явление. По неподтвержденным данным годовой прирост составляет в среднем 10-11% от общего количества зарегистрированных граждан, что эквивалентно населению среднего по величине административного центра.

Введение

Актуальность исследований маятниковой трудовой миграции (МТМ) неразрывно связана с необходимостью контроля трудовой мобильности населения и управления этим процессом. Мониторинг и управление трудовыми ресурсами – важнейшая задача, от которой зависит эффективное экономическое развитие региона. Дефицит трудовых кадров в последнее время превратился в реальную проблему, и тормозит развитие регионов, при этом работники дефицитных специальностей и составляют основу маятниковых трудовых мигрантов. Не вызывает сомнений тот факт, что амплитуда и интенсивность маятниковых перемещений работников в современных крупных агломерациях оказывает существенное макро-влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе, что показали, в том числе, и серии наших исследований этого процесса (Шитова, 2006; Шитова, Шитов, 2008).
В данном исследовании предлагается новаторский подход к анализ МТМ, базирующийся на применении ГИС-систем обработки данных. В таком подходе получается новая уникальная ГИС-информация, комбинированный анализ которой в связке с другой информацией по маятниковым трудовым мигрантам позволяет достичь нового качественного уровня для решения прикладных и теоретических задач по МТМ.

Преимущества и недостатки

Если изучать влияние маятниковых перемещений в аспекте плюсов и минусов, то положительных моментов миграция дает больше, чем неприятных моментов. Выделяют основные ее преимущества:

  • благодаря притоку трудовых кадров административные центры увеличиваются в размерах и экономически развиваются;
  • профессиональный рынок распределяется более гармонично, с учетом привязки к конкретной местности;
  • население в пределах региона не будет испытывать недостатка в дополнительных рабочих вакансиях, появятся новые высококлассные специалисты.
Читайте также:  Виды миграции населения: куда и зачем уезжают люди

Теперь о недостатках. Они, конечно же, есть. Большой поток внутренней миграции неизбежно влечет за собой проблемы дорожного плана, когда пропускная способность российских дорожных магистралей не соответствует реальным жизненным требованиям. Это затрудняет перемещение и увеличивает время, которое человек затрачивает на дорогу к месту работы и обратно, домой. Иногда в пробках приходится стоять часами.

Кроме того, чрезмерная загазованность и избыток выхлопных газов не способствует нормальной экологической обстановке и может стать причиной развития многих заболеваний. Частые стрессы так же не мотивируют организм человека к правильному функционированию.

Обратите внимание! Жители мегаполисов болеют серьезными заболеваниями в несколько раз чаще, чем деревенское население.

Значение регулярных передвижений граждан

На практике маятниковая миграция встречается достаточно часто, с каждым годом охватывая все большее количество россиян. Как уже было отмечено в аспекте развития отечественной экономики, данное явление несет в себе положительную функцию. Они стимулирует строительство автомобильных магистралей, ремонт уже имеющихся дорог, улучшение инфраструктуры наших городов. По мере увеличения потребительского спроса, рождаемого притоком сельского населения, открываются новые торговые центры, развлекательные учреждения, строятся новые современные жилые массивы.

Что касается экологической ситуации по стране в целом, то она контролируема. Над этим ведется постоянная работа уполномоченных ведомств и структур. В целом обстановка не вызывает серьезных опасений специалистов.

Видео: как решить транспортную проблему для 3,5 млн москвичей

Текстовая версия

В любом крупном городе, не говоря про мегаполисы, существует такое понятие, как маятниковая миграция. Каждое утро сотни тысяч человек устремляются в центр города — на работу. Вечером все повторяется в обратном порядке — люди едут домой. В условиях Москвы это колоссальная нагрузка на транспортную инфраструктуру.

Час на дорогу до работы, еще час на обратный путь, и все это — на метро, на автобусе или на автомобиле, и все это в самый час пик. В таком ритме живет порядка 3,5 млн человек, которые ездят в центр столицы из-за пределов Третьего транспортного кольца. Проблема стоит в городе остро, однако за последние десять лет удалось добиться хороших изменений.

Корректировать маятниковую миграцию можно двумя способами. Первый — улучшая транспортную инфраструктуру. И тут в Москве все в порядке — ежегодно столичный Стройкомплекс сдает сотни километров новых дорог, десятки мостов, тоннелей и станций метро. Второй способ — стимулирование бизнеса на создание рабочих мест за пределами центра — более перспективный.

Поговорим подробнее на эту тему.

Как известно, в Москве было принято решение ввести финансовые льготы для инвесторов, создающих места приложения труда на окраинах города. О чем речь? Уже много лет в столице действует порядок, когда в первый год строительства или реконструкции здания застройщик вносит в бюджет дополнительный повышенный платеж за земельный участок. Размер дополнительного платежа зависит от плотности застройки и составляет от 5% до 80% кадастровой стоимости. Принятое в 2019 году постановление правительства Москвы отменяет этот дополнительный платеж в случае строительства или реконструкции зданий коммерческого назначения за пределами ТТК.

Это уже дало свои результаты. Если в 2010 году в центре Москвы было сконцентрировано 43% рабочих мест, то к 2022 году их доля сократилась до 35%. А количество предприятий и бизнеса за пределами ТТК начало расти.

Вот несколько цифр. Во-первых, как известно, в Москве активно реконструируются промзоны — причем это не 100%-ная жилая застройка, а многофункциональная — с рабочими местами. За десять лет их создано порядка 500 тыс. Во-вторых, Москва активно выносит центры деловой активности за пределы ТТК. Так, за десять лет в столице построено 284 объекта административно-деловой направленности, из них 242 — за счет инвесторов, а 42 — за счет АИП.

Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:

— У нас, помимо строительства объектов социального назначения, транспортной инфраструктуры, объектов здравоохранение, за прошедшие годы было большое количество объектов делового назначения — объектов, в которых создаются рабочие места, причем высококвалифицированные, высокооплачиваемые рабочие места для людей, которые работают в офисах, решают разные задачи бизнеса.

Помимо объектов строительства, которыми пользуются москвичи, нам необходимо создание рабочих мест, причем рабочих мест, которые отвечают уровню города Москвы, отвечают интересам москвичей, реализуют интересные задачи. Где люди получают хорошую заработную плату, двигают экономику города, экономику страны и, соответственно, повышают свой уровень благосостояния.

Продолжим. В-третьих, активно возводятся объекты деловой активности на присоединенных территориях — в Новой Москве. Здесь только в этом году открылось сразу семь объектов с рабочими местами, также построенных за счет девелоперов. Яркий пример — офисный парк в Румянцево, где в составе первой очереди уже приняты на работу порядка 10 тыс. человек, а в составе второй — ожидается еще 5 тыс. новых рабочих мест.

Сейчас в ТиНАО на первых этажах жилых комплексов строится почти 280 тыс. «квадратов» нежилых помещений. С момента присоединения в 2012 году на территории Троицкого и Новомосковского округов появилось более 110 тыс. рабочих мест. Благодаря этому жители Новой Москвы могут позволить себе работать в двух шагах от дома, а в некоторых случаях даже не выходя на улицу — достаточно просто спуститься на первый этаж. Так, один из застройщиков в Коммунарке открыл на первых этажах своих новостроек сеть коворкингов — в режиме удаленной работы это сегодня очень актуально.

Читайте также:  Красивые места в Казани

Еще одним местом привлечения бизнеса станет Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД). Через Новую Москву пройдет 21-километровый участок этой кольцевой автодороги, остальные ее участки возводятся в Московской области. Власти — московские и федеральные — рассчитывают, что бизнес построит вдоль ЦКАД офисы, склады, заправки, торговые центры, кафе и многое другое. Планируется, что общая площадь коммерческой недвижимости вдоль кольца составит около 5 млн кв. м.

Вполне возможно, что через несколько лет москвичи будут ездить на работу не внутрь ТТК, а на ЦКАД. Представляете себе такую перспективу?

«Город.Мнение»

Леонид Максимов, генеральный директор ГК «Пионер»:

— Город Москва заинтересован в создании мест приложения труда, причем не в центральной части, а ближе к окраинам, в спальных районах. Если девелопер строит различного рода места приложения труда в отдаленных от центра районах за Третьим транспортным кольцом или за МКАД, то в зависимости от объема рабочих мест и вида недвижимости рассчитывается размер льготы, которая этому девелоперу предоставляется на улучшение платежей в городской бюджет по другим строительным объектам в жилье.

Мы считаем, что это очень работоспособная программа, потому что размер льгот достаточно большой. Девелопер на своих жилых проектах экономит эти деньги и получает их в моменте. Соответственно, он может их направить на создание других объектов инфраструктуры для того, чтобы расширить свой портфель, увеличить свою доходность.

Мы запустили два проекта в таком формате: один в рамках строительства транспортного узла на станции метро «Ботанический сад» (мы строим офисный торговый центр порядка 90 тыс. кв. м) и второй — у метро «Бутырская», где мы строим бизнес-парк (это офисный кластер с технопарком площадью 130 тыс. кв. м). Под два этих проекта мы получили первые в Москве две льготы на жилье.

ЖК «Life-Варшавская» — проект рядом с метро «Варшавская», в который входит достаточно большой объем жилья, а также торговая инфраструктура. Объект располагается на участке площадью порядка 30 га. Суммарной площади там порядка 500 тыс. кв. м, это бывшие промышленные зоны. Мы выкупили действующее предприятие и преобразуем его в большой жилой комплекс с объектами социальной и коммерческой инфраструктуры.

Много лет назад город начал стимулировать и продвигать идею создания удаленных от центра города субцентров, которые стали бы новыми точками притяжения для людей и, соответственно, уменьшили маятниковую миграцию. «Life-Варшавская» — это одно из таких мест, где на территории, помимо жилья, создаются и рабочие места, и другие объекты.

В районе метро «Ботанический сад», где осуществляется пересадка на МЦК, которую запустили пару лет назад, мы создаем апарт-отель на 1 тыс. номеров площадью порядка 50 тыс. кв. м и торгово-офисный центр площадью порядка 90 тыс. кв. м. Что интересно: в этом проекте, помимо метро и МЦК, мы совместно с городом делаем соединение транспортной инфраструктуры с коммерческой. Через переход люди попадают непосредственно в здание торгового и офисного центра.

Отличительной особенностью проекта бизнес-парка «Останкино» является то, что на достаточно большой территории порядка 6 га, мы строим пять офисных зданий, но не закрываем их заборами от всей окружающей жилой застройки, а, наоборот, делаем территорию доступной для всех проживающих вокруг. Все первые этажи при этом делаем с разнообразной коммерческой наполненностью. Здесь будут рестораны, бары, магазины, какие-то сервисные точки, фитнес-центры — чтобы не только работники офисов могли этим пользоваться, но и жители прилегающие районов, а их достаточно много.

Маятниковая миграция

В настоящее время происходит постоянное передвижение населения из небольших и малоразвитых, в социально-экономическом плане, территорий в более перспективные. Миграция становится явлением глобальным. Все чаще стал применяться термин маятниковой миграции.

Определение понятий

Люди, проживающие в маленьких населенных пунктах, имеют определенные проблемы с трудоустройством. Одни являются специалистами невостребованных профессий, других не устраивает уровень заработной платы, отсутствие перспектив для развития и карьерного роста. Не имея возможности переехать в крупные города на ПМЖ, они устраиваются на работу в городские организации, ежедневно преодолевая расстояние от дома до места работы и обратно. Такое территориальное перемещение называется маятниковой миграцией.

Само явление передвижения, в рамках дом — работа — дом, очень похоже на движение маятника. Отсюда и появилось определение маятниковой миграции.

Она бывает внутренней, когда переезд осуществляется между городами внутри страны. И внешней в случае если граждане вынуждены пересекать границы государства.

Сальдо любого вида маятниковой миграции — это разница между прибывшими в город/страну и выбывшими мигрантами.

Правовая база

В России нет прямых законов, регулирующих процессы маятниковой миграции. В случае если человек проживает в местности, граничащей с одной из стран ближнего зарубежья, где трудоустроен, будет применен закон № 114-ФЗ, датированный 15.08.1996. Данный документ регулирует въезд и выезд в РФ. В нем указано:

  • перечень запрашиваемых документов при пересечении государственной границы;
  • детали процедуры пограничной проверки;
  • варианты приостановки беспрепятственного переезда через границу.

Особенности

Главной чертой маятниковой миграции является тот факт, что люди не покидают места проживания, а ездят на работу или учебу из одного села, города в другой. При этом затрачивают немало времени на дорогу. Это происходит из-за неравномерного распределения мощностей производства и проживания населения.

Читайте также:  Бизнес в Словении для русских - советы по бизнес иммиграции, как открыть или купить бизнес, какие налоги на недвижимость, физ лицам

Источники большого дохода и скопления маятниковых мигрантов, как правило, размещены в центрах мегаполисов и крупных городов. Но жилье в этом секторе намного дороже, чем на окраине, в т. ч. и его аренда. У многих нет возможности его приобрести или снимать.

Признаки маятниковой миграции

Смысл явления маятниковой миграции состоит из нескольких признаков:

  • регулярность (частые, в основном, ежедневные поездки);
  • временные затраты (требуется длительное время, чтобы добраться до места работы, учебы);
  • проживание дома (не требуется перемена своего места жительства).

Отличия от других видов миграции

Регулярное, ежедневное перемещение студенческой молодежи и трудоспособного населения существенно отличается от иных миграционных процессов.

Внутренняя миграция подразумевает именно переселение людей с одного села, района, города, региона в другое место жительства в пределах страны. А перемещение с переселением населения при внешней миграции осуществляется в мировых масштабах. На постоянной основе (ПМЖ) или временной (на ограниченное время, сезонные работы, связанные с сельским хозяйством, строительством и т. д., нерегулярные деловые поездки на короткий срок).

В отличие от трудовых и других мигрантов, участники маятникового процесса миграции не покидают своих центров проживания.

Причины маятниковой миграции

После распада Советского Союза многие небольшие города и поселки стали заложниками проблем экономического коллапса. Граждане СНГ устремились в крупные промышленные города и страны в поисках работы, пополнив армию трудовых мигрантов. Со временем ситуация стала меняться. Причины, по которым стало возможным явление маятниковой миграции:

  • появление новых рабочих мест в близлежащих регионах;
  • налаживание и развитие транспортной развязки (увеличение потока с сокращением временного промежутка, появление скоростных электропоездов и т. д.) позволило вернуться многим людям домой и трудоустраиваться недалеко от места проживания;
  • повышение уровня жизни населения и приобретение личного автомобиля.

Примеры

Развитие маятниковой миграции легко прослеживается. Примеры, стандартные для маятниковой миграции:

  • переполненный общественный транспорт людьми, спешащими на работу из поселков, близлежащих малых городов в районные, крупные городские центры и обратно;
  • вахтовый метод работы, когда граждане, оставаясь зарегистрированными по месту проживания, на определенный период едут в другой город, округ на трудовую смену, а затем возвращаются;
  • студенты, получающие образование в ВУЗах и других учебных центрах (по целевому направлению на обучение может проходить другом городе, государстве).

Процесс длительного обучения подразумевает проведение каникул дома и возвращение после получения диплома.

Статистика

Ведение статистики учета маятниковой миграции затруднительно. Потому что нет фиксации граждан, свободно перемещающихся по стране и не меняющих при этом места жительства.

Данное явление в основном типично для крупных городских центров и мегаполисов. Например, Москвы. Поток перемещения в столицу, благодаря железнодорожному сообщению, ежедневно составляет свыше 1,1 млн человек, проживающих в Московской, Калужской, Владимирской и Тульской областях. В свою, очередь около 40 тысяч москвичей выезжает на работу в Подмосковье.

Около 200 тыс. человек, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, включены в маятниковую миграцию.

Нередки случаи маятникового межпоселенческого перемещения. Ориентировочно 12% (10 млн чел.) — участники данного процесса.

Миграция в России: проблемы и статистика

Российские маятниковые мигранты ежедневно сталкиваются с рядом проблем:

  • есть развязка общественного транспорта, но не во всех регионах страны хорошие дороги (износ личного автомобиля);
  • затраченное на дорогу время (возможны опоздания на работу и взыскания от руководства);
  • трудно найти хорошую должность (неподходящий график работы и нет возможности приобрести жилье рядом);
  • оплата проезда (около 30% от заработанных средств).

Езда на личном транспортном средстве подразумевает трату денег на бензин. Некоторые организации осуществляют подвоз сотрудников. Это уменьшает траты на проезд, но возникают проблемы увеличения времени на остановки при развозе.

По приблизительным данным, каждый год число маятниковых мигрантов растет на 10% (150–200 тысяч человек).

Значение регулярных передвижений граждан

Явление маятниковой миграции влечет расширение границ мегаполисов, развитие инфраструктуры и появление новых микрорайонов для граждан, желающих стать его горожанами. Исключить миграцию, значит остановить стимуляцию процесса роста крупных населенных пунктов. Стоит отметить, что жизнь в городских центрах и в спальных пригородных районах разнится между собой.

При этом не теряется связь населения с современным миром, его культурным воздействием и духовной составляющей, которые мало встречаются на периферии.

Огромное количество приезжающих на работу из пригородов на личных автомобилях не могут не влиять на экологию, и без того загазованного промышленного мегаполиса.

Преимущества и недостатки

Маятниковая миграция передвижения населения имеет определенные плюсы:

  • трудовые возможности и достойная зарплата для мигрантов;
  • обеспечение трудовым ресурсом крупных городов, при этом не растет социальная нагрузка на медицину, образование и т. д.;
  • происходит развитие транспортной инфраструктуры, соединяющей местности.

Несмотря на достоинства, есть и минусы данного процесса:

  • населенные пункты, являющиеся донорами миграции, экономически ослабевают;
  • часть налогов оседает в мегаполисах, а полученных средств не хватает на развитие социальной сферы;
  • пробки на дорогах в городах из-за дополнительной нагрузки, где работают мигранты, не хватает парковок и т. д.;
  • утомляемость, мало свободного времени у мигрантов остается на семью и досуг.

Несмотря на наличие отрицательных и положительных моментов процесс маятниковой миграции необратим.

Заключение

Регулярное перемещение граждан с целью трудоустройства имеет значимое влияние, как для самих людей (достойная оплата труда), так и для экономики страны (ресурс для развития и расширения).

Проблемы маятниковой миграции

Рубрика: Экономика и управление

Читайте также:  Вид на Карлов мост

Дата публикации: 19.05.2014 2014-05-19

Статья просмотрена: 2815 раз

Библиографическое описание:

Дубейко, И. В. Проблемы маятниковой миграции / И. В. Дубейко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 334-337. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11089/ (дата обращения: 13.08.2021).

В статье рассматриваются вопросы маятниковой миграции: влияние данного процесса на развитие крупных и малых городов. Также анализируются факторы, определяющие уровень маятниковой миграции в небольшом населенном пункте на примере Соснового Бора.

Ключевые слова: маятниковая миграция, трудовые ресурсы, безработица, мобильность.

The article discusses the impact of circular migration process in the development of cities and towns. Also, it analyzes the factors determining the level of commuting in a small village like Sosnovy Bor.

Keywords: circular migration, workforce, unemployment, mobility.

В широком смысле миграция связана с перемещением людей из одного региона (страны) в другой с целью поиска новых возможностей и повышения качества жизни. Оно сопровождается пересечением как внешних границ государства, так и внутренних границ административно-территориальных образований [1].

Миграция затрагивает все регионы мира, а многие страны сегодня одновременно являются странами происхождения, пребывания и транзита. Закончив с обозначением самого понятия миграции, хочется перейти к рассмотрению более узкой проблемы, присущей современной России — это проблема маятниковой миграции. Этот процесс появился и получил развитие в период урбанизации, когда между городской и сельской культурами пропасть стала наиболее явной. Если раньше, до момента роста в городах промышленности, люди в России в основном были заняты натуральным хозяйством, то после появления тракторов и машин производительность труда выросла в несколько раз, и необходимость в человеческих руках уменьшилась. Люди в поисках работы начали выезжать в ближайшие города, чтобы прокормить свою семью. Роль города в развитии общества повысилась. Так и появилась маятниковая миграция в России.

Маятниковая миграция представляет собой регулярные поездки определенной части населения из одного пункта назначения в другой и обратно [7]. Данные пункты расположены в разных населенных пунктах. Маятниковая миграция появляется в основном из-за несоответствия расположения производства и расселения людей. Маленькие города не могут похвастаться изобилием предложений трудоустройства. Это связано со многими факторами, которые вносят свою лепту во всё более распространяемый миграционный процесс. Так или иначе, размер города, специализация и его населенность людьми — это исторически сложившиеся показатели, на которые трудно повлиять извне. Они, тем или иным образом, поворачивают экономическое, политическое и социальное развитие на определенный путь, которого в дальнейшем будет придерживаться город. Однако чаще всего происходит так, что в маленьком городе развивается в полную силу лишь один- два сектора. В других областях динамика создания рабочих мест существенно отстает от предложений труда, а существующие вакансии не привлекают граждан с точки зрения характера работы, а чаще — оплаты труда. Это очень сужает круг интересующих вакансий, в которых человек мог бы и хотел себя проявить. Решением данной проблемы выступает такой процесс, как маятниковая миграция. Нужно искать предложения, где человек может задействовать в полной мере свои способности. Это и побуждает его к поиску работы за пределами постоянного места проживания.

Изобилием рабочих мест практически всегда оказывается ближайший крупный город. Его экономическая мощь может похвастаться наличием организаций и предприятий разнонаправленной специализации. Здесь человек точно сможет найти ту область, в которой возможно задействовать свои навыки и способности. Образовывается обстановка для удовлетворения всевозможных потребностей в труде поселенцев небольших населенных пунктов, где количественно и даже качественно ограничено предпочтение в рабочих местах. Маятниковые мигранты повышают численность и меняют структуру трудовых ресурсов городов — центров притяжения, где количество рабочих мест превосходит собственные ресурсы труда или не отвечает профессионально-квалификационному составу населения. Процесс маятниковой миграции наиболее характерен для тех регионов, ядром которых являются крупнейшие города. Образовываются целые агломерации, объединяющие множество пригородных районов и небольших населенных пунктов вокруг единого центра, являющегося экономической базой целого региона. Возросшая мобильность ресурсов, качественные сдвиги в информационных и транспортных связях обеспечивают впечатляющие изменения в пользу развития города. Имеет место перераспределение средств, выгодное административным центрам, что влияет на экономическую, а также социокультурную природу региона.

Маятниковая миграция появляется в обществах, в которых доступ к современным транспортным средствам дает возможность людям проживать далеко от места своей работы или обучения. До XIX в. большее число людей проживало в «границах пешего хода» от местонахождения работы или обучения. Развитие городов в 18–19 веке означало сосредоточение на одной и той же территории больших человеческих масс. Такой интенсивный путь развития был на тот момент прогрессивным, потому что концентрация людей, во-первых, способствовала значительному росту производительности труда, во-вторых, отвечала требованиям концентрации производительных ресурсов, происходившей под воздействием научно-технического прогресса. В этот период основой формирования города являлась обычная миграция. Появление маятниковой миграции произвело огромное воздействие на жизненный уклад, дало возможность городам вырасти до таких размеров, о которых раньше никто и предполагать не мог, привело к расцвету пригородов и окраин. При опережающем развитии транспорта маятниковая миграция ведёт к стремительному экстенсивному росту городов, застройке пригородов и образованию новых районов [3]. Городская среда при этом сильно меняется, центр резко контрастирует с окраинами, подсознательно отделяясь от последнего в экономическом и социальном плане. Население агломерации быстро увеличивается за счёт притока мигрантов в застраиваемые пригороды. В дальнейшем, при замедлении развития транспорта, которому сопутствуют автомобильные пробки и работа в режиме перегрузок, развитие города осуществляется медленнее и гармоничнее.

Читайте также:  Куда поехать в декабре: море и пляжи, горнолыжный и экскурсионный отдых

Как и любой другой процесс, маятниковая миграция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Она является важным источников формирования трудовых ресурсов в городах, в значительной мере обеспечивающая сбалансированное и рациональное использование трудовых ресурсов. Такой вид миграции существенно снижает уровень безработицы, дав возможность каждому человеку устроится на работу, которая в большей части будет соответствовать его существующим потребностям. В данные потребности можно включить удовлетворение физиологических потребностей, обучение, покупку квартиры либо других предметов роскоши, содержание семьи и др. С точки зрения работодателей, маятниковая миграция дает возможность сократить затраты на выплату заработной платы, так как есть возможность нанять более дешевую рабочую силу. Другой вопрос, отразится ли это на качественном уровне выполнения работ и профессиональной подготовке работников. Государство рассматривает маятниковую миграцию, как выгодный способ снижения издержек на выплату пособий по безработице, снижения издержек производства товаров и услуг за счет низкой цены труда, снижения нагрузки и на работников служб занятости населения. Можно сказать, что нынешняя мобильность населения в большей степени положительно отражается на развитии главных экономических центров регионов. Маятниковая миграция регулирует рост численности населения, являясь, прежде всего, средством ограничения чрезмерного роста центра города. Она также обеспечивает оптимальное и гибкое (в пространстве, времени и объемах) соединение труда и капитала. Однако что на этот счет думают пригородные населенные пункты и соседние небольшие города? Как на них влияет маятниковая миграция? Постепенно возникает конфликт между центром и пригородной частью — соседние небольшие города теряют свою самостоятельность из-за некой трудовой зависимости от ядра региона. Часто возникают серьезные разрывы в уровне жизни, которые ведут к неустойчивости и дисбалансу экономики региона. Чтобы избежать таких последствий, необходимо тщательно изучить процесс маятниковой миграции в регионе либо в конкретном интересующем населенном пункте.

Основная проблема изучения данного вида мобильности трудовых ресурсов заключается в том, что учесть маятниковых мигрантов очень сложно [5]. Классическим способом учета являются исследования в виде проведения опросов и анкетирования. Однако сразу после обозначения способа исследования столкнемся с некоторыми трудностями и проблемами: высокая стоимость мероприятия (под этим подразумевается печать анкет и листовок, оплата труда занятых в данном исследовании), организационные проблемы и проблема достоверности информации (т. е. не все граждане готовы рассказать о своем статусе мигранта). Поэтому в России подобные мероприятия практически не проводятся.

Среди населенных пунктов, столкнувшихся с данной проблемой, находится город Сосновый Бор. В связи с трудностью сбора данных о маятниковой миграции, очень тяжело определить пути решения негативного влияния этого процесса на развитие муниципального образования и установление некой экономической и трудовой стабильности. В Администрации городского округа прозвучал такой вопрос: что можно и нужно сделать, чтобы жители города работали в Сосновом Бору, а значит пополняли городскую казну налогами и другими результатами своего труда. Эксперты в общем выделяют три основные причины данного вида перемещения: безработица, отсутствие подходящей работы и низкий заработок. Но, если в городе Сосновый Бор такой показатель, как безработица, является очень несущественным (на 2013 год уровень безработицы — 0,3 % от численности экономически активного населения города и находится в пределах фонового значения, в то время как в России этот показатель равен 5,6 %), довольно широкий выбор вакансий (городской банк вакансий на 1 января 2014 года насчитывает 2047 вакансий, что составляет 19 вакансий на одного безработного), а среднемесячная заработная плата работников списочного состава крупных и средних организаций округа за 2013 год выросла на 13,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 44241 руб [6], почему проживающие на территории города люди пытаются подыскать себе работу вне города? Рядом с Сосновым Бором находится Санкт-Петербург, который является одним из крупнейших городов Российской Федерации, привлекая население пригородов своими социальными и экономическими возможностями. Хотя для Соснового Бора города и характерен довольно неплохой средний уровень заработной платы, многие люди пытаются найти работу вне дома. Это из-за того, что заработная плата по аналогичным профессиям в данном городе и Санкт-Петербурге различается в пользу последнего. Поэтому даже ежедневные затраты времени и денежных средств на поездку к месту работы не являются сдерживающим фактором для маятниковых мигрантов. Для примера представлена таблица 1 о средней заработной плате по видам деятельности.

Средняя заработная плата по видам экономической деятельности

Вид деятельности

Средняя заработная плата в г. Сосновый Бор, руб.

Средняя заработная плата в г. Санкт-Петербург, руб.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Зарплата программиста в России
в 2022 году

Программирование относится в IT-специализациям, но назвать программиста «айтишником» нельзя. Ведь существует множество смежных профессий, в которых работники, например, трудятся над интерфейсом программ (UIX-дизайнер) или систематизируют процессы (IT-менеджер). Конкретно программирование стало активно развиваться в середине XX века, когда информационные технологии постепенно становились частью нашей жизни.

Разработка кода для программ – одна из основных задач программистов. Они создают его для мобильных приложений и сайтов, игр и операционных систем: есть где размахнуться. К тому же существует множество языков программирования, которые подходят для выполнения конкретных задач. Некоторые программисты использует в работе 1-2 языка, но высококвалифицированные специалисты обычно выбирают 4-5 языков. То есть спектр их рабочих задач расширяется в разы. Привлекательность профессии программиста не только в интересных и разнообразных заданиях: работа высокооплачиваемая – это привлекает немало людей, желающих развиваться в IT-сфере.

Читайте также:  Russian Business Visa Invitation

Средняя зарплата программиста в Москве

Программисты востребованы во всех регионах России, но в столице нашей страны их уровень заработной платы порядком выше. Многое, конечно, зависит от специализации, навыков и умений, опыта, образования, но средняя заработная плата программиста в Москве только растет.

В 2018 году она составляла 120 тысяч рублей, а за последний два года цифра увеличилась на 30 тысяч: сейчас в столице программист может зарабатывать от 150 до 155 тысяч рублей. И это только средний показатель. Опытные специалисты, работающие в крупных компаниях, могут получать до 200 тысяч рублей в месяц.

Средняя зарплата программиста в городах-миллионерах России

Немаленькие суммы получают и программисты из крупных городов России: в городах-миллионниках они могут зарабатывать порядка 100 тысяч рублей. За Москвой по уровню заработной платы следуют такие города, как Санкт-Петербург, Воронеж, Новосибирск и Краснодар.

В Санкт-Петербурге заработная плата разработчиков кода в среднем равна 120 тысячам рублей. В других крупных городах цифра ниже на 10-20 тысяч рублей. Например, в Краснодаре программист, работающий полный день, может получать около 90 тысяч.

Если говорить об изменениях в 2022 году относительно 2019 года, то в плюсы ушли зарплаты программистов из Ростова-на-Дону: они стали получать на 30 процентов больше. Не особо обрадовались работники этой сферы, которые живут и трудятся в Челябинске: их заработная плата стала меньше на 14 процентов.

Средняя зарплата программиста в регионах России

В регионах ситуация с заработной платой программистов обстоит чуть хуже – она может быть меньше в два раза, чем в Москве. При этом специалист выполняет похожий спектр задач, работает такое же количество часов, а иногда еще и берет «часы» сверху за дополнительную плату.

В Ивановской области программисты в среднем получают 38 тысяч рублей – это в три раза меньше, чем в столице. В Рязанской области они могут рассчитывать на 69 тысяч рублей в месяц. Чуть выше заработная плата у программистов из Калуги: они в среднем работают за 75 тысяч в месяц.

Зарплаты программистов по языкам

Программисты имеют широкий спектр задач благодаря тому, что могут владеть различными языками программирования. Их заработная плата зависит не только от региона или опыта работа, но и от конкретной специализации. В основном самые высокие зарплаты у тех программистов, которые работают с языками, не имеющими широкого распространения, например Rust или Clojur. При этом найти вакансию по этой специализацией довольно проблематично: по всей стране может быть порядка 50 предложений от работодателей, и большая часть из них в Москве.

Мы расскажем о заработной плате программистов, оперирующих самыми популярными языками, – по ним большее количество открытых вакансий во всех регионах России.

Зарплата программиста 1С

По востребованности данная специализация находится в тройке лидеров: она на втором месте, следует за SQL и HTML. Согласно официальным данным, программист 1С в среднем зарабатывает 59 тысяч рублей.

Как оказалось, больше всего программисты данного профиля получают не в Москве и не в Санкт-Петербурге. Самые высокооплачиваемые специалисты работают и живут в Сочи – их заработная плата 100 тысяч рублей. В столице же платят 78 тысяч.

Проще всего программистам 1С устроиться на работу в Московской области: там открыто наибольшее число вакансии по этому направлению во всей стране.

Зарплата программиста на Java

Зарплата программиста на Python

Данный язык программирования универсален: он подходит для различных платформ, решения многоплановых задач. Но чаще всего Python используют в веб-разработке: он подходит и для системного администрирования.

Программисты, работающие на Python, в среднем получают 90 тысяч рублей в месяц, но среди открытых вакансий чаще можно увидеть предложения с зарплатой в районе 40-50 тысяч: примерно столько получают в российских регионах. Самая высокая зарплата в Московской области – 107 тысяч рублей, недалеко от нее Липецкая область – 103 тысячи. Если рассматривать крупные города, то в Санкт-Петербурге программисты на Python получают больше, чем в Москве.

Зарплата программиста на PHP

Язык PHP нужен для разработки веб-приложений и сайтов: идеален для создания интернет-магазинов или, например, блогов, одностраничных сайтов. Средняя заработная плата специализирующихся на этом языке программистов равна 67 тысячам рублей. Больше всего зарабатывают те, кто живут в Рязанской области и в Крыму. Московская область лишь на третьем месте с цифрой в 88 тысяч рублей.

В течение года уровень средней зарплаты программистов на PHP активно менялся: пика он достиг летом. Сейчас же показатель на такой отметке, как и в начале 2022.

Зарплаты программистов в США и Европе

В США зарплата программистов порядком выше, чем в России: за 2022 год она составляет 6200$ в месяц – это примерно 460 тысяч рублей. За год американский программист может заработать больше 5,5 миллионов рублей – 75000$. Цифры больше не только, чем в России, но и чем в Азии и Европе.

Стоит отметить, что уровень заработной платы работников в данной сфере зависит от штата и специализации. Например, разработчик мобильных приложений из Нью-Йорка может заработать 110000$ в год, а архитектор баз данных из Чикаго – 145000$.

Читайте также:  Вакансии и работа в Норвегии в 2022 году для русских, украинцев и белорусов

В Европе программистам платят меньше, чем в Америке, но нельзя сказать, что суммы маленькие, – все-таки профессия распространенная. и в мировых компаниях даже в Европе можно получать высокую заработную плату, которая будет наравне с суммами выплат в США. В Германии опытный специалист, занимающий обычную должность, зарабатывает 3800 евро, это примерно 350 тысяч рублей. В два раза меньше платят в Чехии: 2500 евро или 180 тысяч рублей в месяц. В странах Европы зарплата программистов увеличивается гораздо активнее, чем в США: за 2019-2022 годы она выросла более чем на 8 процентов.

Николай Зубков, старший программист в компании Etton (г. Казань):

– В нашей фирме оплата складывается исходя из количества часов, которые ты отработал. Но даже в отношении сдельной работы заработная плата зависит от договоренности. Дело в том, что одна и та же задача может занять разное время у разных программистов – это зависит от опыта. И даже опыт не гарантирует того, что во время ее выполнения не всплывут какие-то неожиданные моменты, которые никто не мог предугадать. Например, на планерке оценили задачу в час, а выполнили за 5 минут. И наоборот: задача оценивалась на 8 часов, а ушло 24 часа. Поэтому для удобства как руководства, так и сотрудников, мы получаем фиксированную оплату в месяц по количеству рабочих часов. Благодаря эффективному руководству задачи есть всегда, и это не может не радовать.

Что касается разницы между заработной платой программистов в регионах и в крупных городах – она очень существенна, наиболее выгодные места в плане заработной платы в крупных городах. Конечно, здесь зависит и от политики самого работодателя. Например, я узнал, что одна известная фирма позволяет себе платить разную зарплату за одну и ту же работу в разных регионах. Тогда как другая платит более справедливо. Причем такая разница есть не только в России, но и за рубежом. Но благодаря удаленной работе грань между регионами стирается, что также выгодно для всех: специалисты могут не беспокоиться о переезде, фирмы получают классных специалистов с соответствующей оплатой.

Из-за расширения технологий, растущего количества инструментов, ускоряющих и упрощающих разработку, требуются люди, умеющие работать с этим. Чем больше вы знаете и чем вы опытнее, тем выше ваша зарплата (как правило, но не всегда). Список требований в вакансиях растет количественно и может отпугнуть даже опытных специалистов. Однако важно помнить, что все знать и уметь невозможно. Пожалуй, самыми важными требованиями к любому разработчику будет даже не образование, количество лет в профессии и не владение одним или несколькими языками программирования, а самостоятельность в поиске решений, смелость, упорство и смекалка. Нужно нормально воспринимать трудности, иметь тягу к новым знаниям. Многие типовые задачи уже давно решены самыми разными способами: важно суметь “загуглить” подходящее, переосмыслить его, проверить и внедрить. Даже бывалые специалисты до сих пор используют Google для решения некоторых вопросов – в этом нет ничего странного. Приведу цитату одного из знакомых, точно отражающую ситуацию в профессии на сегодняшний день: “Хорошие инженеры знают, как сформулировать хороший запрос. Тем не менее работодатели надеются на ходячие словари”.

Размер заработной платы программиста в России в 2022 году

Профессия айтишника относится к молодым. Лишь 15-20 лет назад компьютеры стали играть столь важную роль в нашей жизни. Сегодня зарплата программиста в России существенно выше средней. Грамотные специалисты крайне востребованы и легко могут устроиться в крупную отечественную или зарубежную компанию.

Особенности профессии

Программист пишет программы разной степени сложности, используя определенные математические алгоритмы и языки программирования. Занятые в этой сфере делятся на тех, кто создает софт, кто следит за исправностью и работоспособностью программ. В сфере IT есть руководители и подчиненные, главные специалисты и вспомогательный персонал. Так что то, сколько зарабатывают программисты в России, зависит от конкретной должности и иных оснований.

Какие факторы влияют на размер зарплаты программиста

В этой сфере множество нюансов. Не все зависит от диплома выпускника профильного вуза. Даже профессиональные навыки не играют первой роли. Можно быть высококлассным специалистов и обслуживать школьный сайт. Так что то, сколько получает программист в месяц, будет зависеть от статуса компании и региона трудоустройства.

Образование

Теоретически простой язык программирования можно освоить самостоятельно. Вся учебная литература доступна, давно уже выложена в интернет. Есть и непродолжительные курсы, видеоуроки. Однако работодатель никогда не возьмет соискателя без профильного университетского образования. Либо кандидата ждет должность вспомогательного работника, на которой он будет получать не более 30 000 рублей.

Опыт работы

В крупных компаниях стандартным требованием является стаж по специальности в течение 3-5 лет. Без опыта можно устроиться в бюджетное учреждение. Зарплата здесь будет меньше, но обычно именно так начинают карьеру молодые специалисты. Набрав опыт в школе или муниципальном учреждении, программист может подавать резюме в частную компанию.

Знание иностранных языков

Этот навык необязателен. Однако знание английского позволит программисту писать коды для зарубежных фирм, участвовать в крупных международных проектах, выполнять иностранные заказы удаленно. Так что языки могут стать существенным подспорьем в карьерном росте и повлиять на уровень зарплаты.

Читайте также:  Что грозит за нарушение миграционного режима: суммы штрафов

Языки программирования

Не всегда стоит пытаться освоить как можно больше систем. Доскональное владение одним редким языком программирования может сделать специалиста незаменимым. Но есть работодатели, которым требуются именно универсальные айтишники. В целом можно отталкиваться от следующего:

  • наиболее высокооплачиваемыми языками являются JAVA, 1C и PHP;
  • разработчики flash-приложений не считаются лучшими специалистами в отрасли, их оклады не превышают 30-40 тыс. руб.;
  • на рынке IT услуг в 2019 г. ожидается дефицит в специалистах, владеющих SQL.

Таким образом, заработная плата программиста определяется многими факторами. Рассмотрим, какой она может быть в денежном выражении.

Сколько получают в Москве и других городах России

Столичные работодатели предлагают соискателям лучшие условия. Средняя зарплата программиста в Москве варьируется в пределах 100 тыс. рублей. Начальные оклады для специалистов отрасли будут не выше 40 тыс. Лучшие предложения доходят до 400-600 тыс. Но такие оклады доступны только ведущим программистам или руководителям на должности IT-директоров — здесь требуется огромный опыт работы и определенный авторитет среди сообщества айтишников.

Видео: Сколько на самом деле зарабатывают программисты

Средние по регионам зарплаты программистов находятся на уровне 60-70 тыс. Многие работодатели оплачивают труд разработчиков в зависимости от их результатов после реализации проектов. Премии и бонусы могут доходить до 200-300 тыс. в год. Эти суммы существенно дополняют оклады. Однако таких премий может и не быть.

Самая низкая оплата труда программистов зафиксирована на юге России. В Ростове и Ставропольском крае средний достаток занятых в сфере IT — 40 тыс. руб. Это в 3 раза ниже, чем в столице. В целом средняя зарплата программиста в России довольно высока. Но чтобы ее получать, требуется отработать в отрасли несколько лет и зарекомендовать себя хорошим специалистом. А для этого нужно постоянно повышать профессиональный уровень и совершенствовать свои навыки.

Востребованные вакансии в 2022 году

Последнее время быстрее всего развивается рынок мобильных приложений. Их разработка приносит большие деньги. По всей видимости, рынок в ближайшие годы будет только расти. На данный момент 70% занятых в отрасли IT работают со следующими языками:

  • Си;
  • С++;
  • JAVA;
  • 1С;
  • C#;
  • Python.

В целом рынок ориентирован на эти системы. В них создаются как небольшие утилиты и обновления, так и реализуются крупные проекты. Однако 30% рынка — огромный сегмент. Остальные языки также востребованы. Причем, зная о популярности приведенного выше списка, студенты и молодые специалисты стремятся освоить эти системы. Поэтому программисты, хорошо владеющие менее популярными языками, не испытывают такой высокой конкуренции. Работодатели узким специалистам готовы платить высокие зарплаты.

Как стать программистом

Для этого нужно углубленно учить информатику еще в школе. Профильное образование лучше получать в университетах. Целью поступления должен стать факультет компьютерных технологий. Студенты выбирают одну из двух стратегий. Некоторые стремятся посещать все лекции, штудировать дополнительную литературу по всем дисциплинам и учиться на 4-5 баллов.

Другая стратегия предполагает глубокое освоение 1-2 языков программирования в ущерб остальным курсам. В результате такой студент получает диплом троечника, но при трудоустройстве по своей специализации он лучше справится с пробными заданиями и, вероятнее всего, выиграет у конкурента-отличника, обладающего хорошей базой, но без глубокой проработки конкретной дисциплины.

В отрасли огромную роль играет постоянная практика. Поэтому почти все студенты стремятся устроиться по специальности уже на 3-4 курсе.

Основные требования к кандидату

Помимо диплома и опыта работы в течение 3-5 лет, соискатель должен следить за разработками в сфере IT. Работодатель требует свежие знание и способность продемонстрировать практические навыки. Обычно при трудоустройстве дают несколько быстрых тестовых заданий или просят представить свои работы.

Доходы зарубежных IT-специалистов

Заработок программиста на Западе является очень высоким. Это показывает статистика окладов (в перерасчете на рубли):

  • в США средний доход находится на уровне 350 тыс.;
  • в Германии, Франции и Великобритании — 250 тыс.;
  • в Италии, Испании и Португалии — 200 тыс.;
  • на территории Восточной Европы средний оклад составляет 180 тыс.;
  • в Японии — 210 тыс.;
  • зарплаты китайских айтишников приблизительно 100 тыс.

IT — универсальная сфера. Находясь в России, многие специалисты работают на европейские и американские компании по интернету. Лучшие разработчики часто получают приглашения из США и ЕС. Работа за границей в сфере программирования более выгодна, чем в России. Поэтому многие соглашаются на такие предложения.

Выход на пенсию

Обычное пособие по старости составляет около 30-40% от среднего заработка. Для программистов не предусмотрены льготы и преференции, вроде раннего выхода на пенсию. Так что с 2019 г. пожилые специалисты смогут уйти на заслуженный отдых в 60 лет (женщины) и 65 (мужчины).

Видео: Сколько зарабатывают программисты

Напоследок

Последние годы Россия переживает экономический кризис. Это отражается и на рынке электронных услуг. Так что заработок в 2019 г. едва ли будет существенно отличаться от того, сколько получают программисты в России в текущем периоде. Рост может составить 4-5 процентов (не выше уровня инфляции).

Ссылка на основную публикацию