Браки с иностранцами во Франции

Выйти замуж за иностранца. Любовь во время пандемии

От автора книги “Французский этикет. Почему француженки не носят Шанель”

По данным московских ЗАГСов количество браков с иностранцами значительно выросло в 2020 году, достигнув 15 % от общего числа узаконенных отношений.

И это вопреки пандемии. Для сравнения, в 2019 году их доля составила 10 %.

Наталья родила свою дочь Полину в 17 лет. Будучи довольно прилежной ученицей, она закончила Плеханова и удачно нашла работу в известной французской косметической компании в Москве.

Личная жизнь не строилась ввиду наличия маленького ребёнка и не слишком привлекательной внешности Натальи. В школе одноклассники называли её доской. Астигматизм, острый нос и необычно большие уши ещё дальше отдаляли Наталью от славянских канонов красоты.

Жизнь серо протекала между работой и заботой о ребёнке. Как говорят французы: “метро, було, додо”. Что в переводе значит : “метро, работа, дом”.

Одним непрекрасным московским утром в офисе возник французский экспатриант Лоик, приехавший в московский офис занять должность финансового аналитика.

Он выгодно отличался от славянских мужчин своей подтянутостью, длинной волнистой шевелюрой и прекрасным вкусом в одежде.

Однако тараканы в его голове были космополитами. Тот неоспоримый факт, который мог бы в два счёта сорвать с него нимб франконебожителя. Но будучи сыном психоаналитика, Лоик уже с детства научился их дрессировать. Поэтому сидели они тихо, не забывая вовремя снимать с него обручальное кольцо в Москве и снова натягивать после посадки в Париже, в предвкушении встречи с его французской женой с двумя дочерями.

На Наталью Лоик обратил внимание ввиду её нетребовательности и молчаливому прислуживанию его царскому величеству (в России сам он любил величать себя «царём». Наполеоном, на французский манер, не хотелось. Ибо в России так называли французский торт «тысячелистник». Да и вообще, Наполеон страдал многими комплексами, и проводить ненужные параллели Лоику не хотелось).

Тем не менее он сам с юных лет страдал комплексом неполноценности и предпочитал женщин невзрачных, а посему особенно старающихся в заполучении мужчины. А Наталья к тому же была похожа на француженку. Более того, на его законную жену Анну минус её требования французской матроны – феминистки.

Забегая на книгу и сериал о смешанных браках вперёд, приоткроем завесу: Лоик оказался многоженцем, что не помешало переехать Наталье в пентхауз на Елисейских полях. Продолжение следует.

Историй смешанных браков десятки тысяч. И все они разные.

Но если до 2020 года любовь и все её вытекающие последствия были реальны на расстоянии, то с пандемией всё резко и безнадёжно изменилось.

Что же делать, если на родине не удаётся найти свою половинку? Ведь это непросто даже в обычном жизненном контексте.

Какой выход найти сейчас? В момент когда большинство возможностей для знакомства стали недоступны даже внутри одной отдельно взятой страны. А поездки в другие вообще стали недоступны.

Однако не всё потеряно как для ищущих свою родственную душу, так и для уже нашедших её за границей, но не успевших с ней воссоединиться.

Возникшее не так давно активистское движение «любовь не равно туризм» набирает всё большие обороты и уже добилось значительных результатов на поприще воссоединения одиноких сердец.

Возникло оно с целью воссоединения многонациональных пар и уже созданных семей, которые были насильственно разделены запретами на поездки и закрытием границ во время пандемии COVID-19.

Движение не выступает против предпринятых меры по закрытию международных границ в связи с пандемией, когда возможность путешествовать максимально ограничена с целью защиты от вируса себя и окружающих.

Но уже добилось определённых результатов своими обращениями к правительствам многих стран.

«Мы призываем правительства всех государств ввести специальные условия и разрешить небюрократизированное и безопасное воссоединение партнёров, находящихся в разных странах. Мы обязуемся соблюдать все требуемые правила безопасности: самостоятельно оплачивать тест по прибытии в страну и карантин до получения отрицательного результата или даже 14-дневный строгий карантин» – заявляют активисты движения.

На обращения движения откликнулись уже немало стран.

Не состоящие в браке пары могут наносить другу визит в следующих странах:

Дания, Норвегия, Нидерланды, Чехия, Исландия, Финляндия, Австрия, Швейцария, Германия, Франция, Испания, Италия, Канада, Сингапур, Литва.

На данный момент Франция занимает лидирующую позицию, являясь первой страной, создавшей специальную визу для въезда людей, состоящих в ещё неузаконенных отношениях.

Для тех, кто хочет поделиться своими историями о браках с иностранцами:

Особенности процедуры бракосочетания во Франции в 2019 году

Несмотря на то, что французы достаточно религиозны, официальным брак во Франции считается только тот, который заключен в мэрии, то есть светский брак. Церковный брак при этом является красивой церемонией или важным ритуалом для верующих, но никаких юридических последствий он не несет.

Особенности бракосочетание

Визит в мэрию и получение разрешения

Заключение брака во Франции – дело серьезное, недостаточно просто захотеть пожениться, имеется ряд условий. Чтобы у вас приняли заявление в мэрии, один из будущих супругов должен непрерывно проживать в том округе, где собирается вступать в брак, не менее сорока последних дней на момент заключения брака. Если вступающие в брак проживали в разных округах, но каждый из них на момент подачи заявления в мэрию в своем округе жил последних тридцать дней подряд, то подавать заявление можно в любой из этих двух департаментов.

Когда заявление уже подано, мэрия выдает специальную брошюру, в которой будет указан список всех документов, справок и свидетельств, необходимых для того, чтобы ваш брак во Франции был зарегистрирован. Брошюра, естественно, будет на французском языке. Дубляжа на английском не предусмотрено. Обратите внимание, чтобы заключить брак Франции документы нужны только в оригинале, в случае же, подачи копии, ее нужно обязательно нотариально заверить. Если у вас имеются документы не на французском языке (чаще всего это свидетельство о рождении), они должны быть переведены только присяжным переводчиком. Если вы не знаете, где найти присяжного переводчика, спросите об этом непосредственно в мэрии. Кроме того, контактные данные присяжных переводчиков можно узнать в любом полицейском участке.

Читайте также:  Вид на жительство в Турции: как получить при покупке недвижимости, в браке и пр

По закону брак во Франции совершается только после публичного оповещения. Это значит, что за десять дней до регистрации бракосочетания в местной газете будет опубликовано сообщение о предстоящем бракосочетании. Объявление в газету подает мэрия, но до того, как подать заявку на публикацию, чиновники из мэрии должны ознакомиться с некоторыми из требуемых документов и одобрить их. В некоторых округах случается, что для публикации оповещения могут затребовать полный пакет документов. Все детали следует уточнять в самой мэрии и желательно заранее, чтобы не случилось неприятных сюрпризов. Поскольку Франция гражданский брак признает единственно юридически полномочным, венчание в церкви возможно только при наличии официального свидетельства о браке – его обязательно попросят показать, и откажут, если такового не окажет.

Необходимые документы

Обязательные документы для регистрации брака во Франции такие:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельство о рождении. Оно должно быть выписано не позже чем за три месяца до даты регистрации, если выдается во Франции, или не позже чем за шесть месяцев, если выдано за границей. В последнем случае потребуется подтверждение его законности во Франции (например, проставленный апостиль);
  • подтверждение адреса проживания (например, договор аренды);
  • подтверждение гражданства;
  • доказательство гражданского статуса. Вам нужно получить в посольстве специальную справку — Certificat de Capacité Matrimoniale. А если вы уже были женаты, еще и предоставить документы о разводе или свидетельство о смерти предыдущего супруга;
  • нотариальное свидетельство (только для брачного контракта);
  • семейная книжка (Livret de Famille). Обычно ее требуют, если у вас во Франции уже родился ребенок;
  • информация о будущих молодоженах от четырех человек.

С 2013 года медицинская справка для регистрации не нужна.

Если вы не гражданин Франции, дополнительно может потребоваться Certificat de Coutume из вашего посольства. Он гарантирует, что брак будет действителен как во Франции, так и у вас на родине.

Где получить справку о гражданском состоянии

В России

Справка о гражданском состоянии для заключения брака выдается российским нотариусом. На нем должен быть проставлен Апостиль Министерством юстиции Российской Федерации.

Далее потребуется перевод присяжного переводчика. Вы можете заказать перевод через интернет здесь и получить документ по почте по вашему адресу во Франции.

Во Франции

Справка о гражданском состоянии для заключения брака выдается Российским консульством во Франции по предварительной записи. Апостиль не требуется. Документ выдается на французском языке.

Дистанционный способ получения справки: Справка о гражданском состоянии для заключения брака также может быть выдана адвокатом Алуповой Воннио. Документ выдается на французском языке. Апостиль не требуется.

Справку от адвоката Алуповой Воннио вы можете заказать используя обратную связь. На ваше обращение адвокат вам отправит полную информацию о необходимых документах.

Принятие решения

Въезд в страну путём заключения брака достаточно часто использовался разного рода мошенниками, которые, оказавшись во Франции, проходили там легализацию и после этого разводились. Выявлением фиктивных браков занимаются сотрудники миграционной службы, ведущие наблюдение за семьёй, в которой один из её членов иностранец. Они выясняют, проживают ли супруги вместе, имеют ли совместное имущество и т.д. В случае возникновения подозрений о том, что брак фиктивен, получение гражданства будет проблематичным. Практика показывает, что многие вопросы снимаются, если у супругов до подачи документов на гражданство появляются общие дети.

Брачный договор и другие предсвадебные соглашения

Во Франции, как и во многих других странах Евросоюза, перед женитьбой принято заключать брачный договор. И делается это не потому, что пары изначально готовятся к разводу, а чтобы в будущем обезопасить себя от многих возможных проблем.

Виды брачных договоров во Франции:

  • Соглашение о совместном владении нажитым имуществом. В этом случае супруги распоряжаются деньгами и другими вещами по своему усмотрению, но при крупных операциях или взятии кредита понадобиться подпись обоих супругов. Долги также считаются общими. В случае расторжения брака все, что было приобретено в семью, делится пополам.
  • Договор о раздельном владении имуществом. В этом случае каждый из супругов владеет тем, что записано на его имя. Это касается как недвижимости, так автомобилей, и других вещей. Кроме того, каждый сам несет ответственность за свои кредитные обязательства и долги. В случае развода обе стороны получают свое имущество.
  • Документ об участии во владении нажитого в браке имущества. Это не слишком популярная форма договора. В браке каждый распоряжается сам своими доходами. Но в случае развода происходит перерасчет. И тот супруг, чье имущество окажется больше, должен заплатить второму члену семьи компенсацию.
  • Договоренность об общем владении имуществом. В этом случае совместным считается не только то, что нажито в браке, но и то, что имелось у каждого супруга до свадьбы. Этот вариант заключается крайне редко.

Как проходит церемония

Официальная церемония

Обычно главной церемония считается венчание, на которое и приглашают всех гостей. Регистрация в мэрии же проходит в первую половину дня и на ней присутствуют только близкие члены семьи и друзья.

В приглашении должно быть указано кто из гостей приглашен в мэрию, а кто только в церковь. Выкупов и подобных традиций во Франции не существует. Все гости сразу едут в мэрию. Очень часто для свадьбы в мэрии невеста покупает специальное более строгое платье или костюм, а свадебное традиционное платье оставляет для церемонии в церкви.

Читайте также:  Армия США: как попасть на военную службу русскому солдату, зарплаты контрактников и граждан Америки

Церемонию проводит заместитель мэра города и другие сотрудники мэрии. Они зачитывают статьи из семейного кодекса Франции, права и обязанности будущих супругов по отношению друг к другу. После заветного «Да», произнесенного обоими брачующимися, приступают к подписи документов.

Венчание и праздничный банкет

Эта часть церемонии не является обязательной. Все зависит от финансовых возможностей молодоженов.

Виза супруги(а)

После оформления брака во Франции иммигрант получает право на получение визы супруги. Это один из вариантов долгосрочной визы D, позволяющей находиться в стране на протяжении одного года. Основное условие для соискателей на долгосрочное нахождение в стране — сдача экзаменов по французскому языку и знанию национальных традиций. Тест проводится в устной и письменной форме.

В случае фиаско соискателю предложат подтянуть недостающие знания на курсах в течение двух-трёх месяцев, разумеется, у себя на родине. Количество пересдач не регламентировано миграционным законодательством.

Гражданство в браке

Прожитые два года в статусе супруга(и), наделяют резидента правом на получение гражданства Франции. Подать документы возможно с разрешения мужа (жены). Соискателю необходимо собрать установленный миграционным законодательством пакет документов, в который входят сведения о месте проживания, трудоустройстве и наличии счетов в банке.

Среди основных условий — непрерывное нахождение в стране на протяжении двух последних лет по национальной визе D. Соискателю на гражданство предстоит заново сдавать экзамен на знание языка и культурных ценностей Франции. Ходатайство о предоставлении статуса гражданина рассматривается Французским трибуналом. Общий срок проверки достигает 1,5 года.

С момента обращения личность заявителя будет тщательно проверяться. Особенное внимание уделяется браку, так как фиктивные союзы довольно часто встречаются во Франции. По итогам персональной проверки и результатам экзаменов комиссия выносит решение, предоставлять или нет заявителю французское гражданство.

Развод

Разновидности развода

Существует несколько разновидностей развода:

  • по обоюдному согласию сторон. Такой вид развода во Франции считается наиболее быстрым и легко реализуемым. В этом случае стороны понесут минимум затрат и смогут развестись в максимально сжатые сроки. Такой порядок применяется, только если супруги полностью договорились о разделе имущества, определении места дальнейшего проживания детей и т.д. самостоятельно;
  • добровольный развод по инициативе обеих сторон, но с разделом имущества или определением места жительства детей при помощи суда. Такой порядок применяется, если стороны считают, что развод неизбежен, но не могут самостоятельно разрешить имущественные вопросы и проблемы, связанные с несовершеннолетними детьми;
  • расторжение брака по вине одного из супругов. Очень сложная процедура, которая предполагает доказывание факта измены, алкоголизма, насилия в семье и других характеристик поведения одного супруга, которые подтолкнули второго к разводу;
  • расторжение брака из-за раздельного проживания супругов, которое привело к тому, что восстановление семейных отношений уже невозможно. Такая причина достаточно редко применяется на практике, хотя возможно ее использование при доказанном раздельном проживании супругов сроком от двух лет и более.

Перечень документов

Необходимые документы для развода:

  • Заявление на развод.
  • Паспорт (заграничный, гражданина Франции).
  • Разрешение на пребывание в стране (виза категории D).
  • Семейная книга (livret de famille).
  • Соглашение о разделе имущества.
  • Брачный договор (при его заключении).
  • Сведения о доходах и имуществе.
  • Документы на ребёнка.

Возможные сложности

Самым неприятным аспектом в этой ситуации являются расходы на адвоката. Цена за час работы юриста в суде начинается от 200-300 евро.

Также, нередким случаем есть отсрочка слушания. В основном, это делается для того, чтобы супруги помирились. Этот процесс может затянуться от 2 месяцев до нескольких лет.

Можно ли остаться во Франции после развода

Если супруг или супруга состояли в браке меньше 5 лет и имеют временный вид на жительство, на год, то, как только истечет его срок действия, они должны будут покинуть страну.

В этом случае остаться во Франции можно лишь заключив бессрочный контракт с работодателем либо приобрести жилье.

Заключение

Учитывая все вышеприведенное мы рекомендуем вам обратиться за помощью к квалифицированным специалистам, а также уделить максимум внимания даже мелким деталям при подаче заявления на получение визы соответствующей категории, чтобы исключить в дальнейшем лишние финансовые затраты, а также потерю времени, которое вы могли бы использовать для более лучших целей.

Как заключить брак во Франции и получить французское гражданство

Романтичная Франция для многих русских девушек стала заветной мечтой – хочется влюбиться, уехать и сыграть свадьбу на берегу Сены. Но эта страна довольна педантична в законодательном плане. Поэтому прежде чем отправиться навстречу к мечте, необходимо разобраться с бюрократическими тонкостями и узнать, как по закону заключить брак во Франции.

  • 1 Условия и порядок официального заключения брака во Франции
    • 1.1 Визит в мэрию и получение разрешения
    • 1.2 Перечень необходимых документов для вступления в брак с французом
    • 1.3 Церемония
  • 2 Брачный договор и другие предсвадебные соглашения
  • 3 Что делать, если виза просрочена
  • 4 Как получить французское гражданство после бракосочетания
  • 5 Особенности гражданского брака
  • 6 Бракоразводный процесс с гражданином Франции
    • 6.1 Как и где оформить развод
    • 6.2 Какие нужны документы
    • 6.3 Какие могут возникнуть сложности
    • 6.4 Можно ли остаться во Франции иностранке после развода

Условия и порядок официального заключения брака во Франции

Регистрировать союз двух влюбленных имеет право только местная мэрия. Венчание в церкви либо выездная церемония возможны лишь после выполнения «официальной программы».

Визит в мэрию и получение разрешения

В городской администрации необходимо взять список документов, которые потребуется подготовить.

Кроме того, придется подписать документ, что невеста и жених не имеют препятствий для вступления в брак.

Во время визита пара также оповещает о предполагаемой дате церемонии. А мэрия в свою очередь, выдает список документов, которые необходимо будет предоставить.

Перечень необходимых документов для вступления в брак с французом

Чтобы официально оформить замужество, невесте необходимо будет предоставить в муниципалитет следующие документы:

  • Свидетельство о рождении (по-французски звучит как acte de naissance). Рекомендуется отдать в мэрию не оригинал, а дубликат документа с поставленным на него апостилем.
  • Свидетельство о правомочии для совершения церемонии бракосочетания (certificat de coutume). Иностранка может получить его прямо во Франции, в консульстве своей страны.
Читайте также:  Можно ли РВП перевести в другой регион России в 2021 году

Если девушка раньше не состояла в семейных отношениях, ей выдается свидетельство о том, что она является холостой (certificat de celibat). Эта бумага дополняет certificat de coutume.

  • Те, кто раньше был замужем, должны прикрепить к пакету документов свидетельство о разводе (jegement de divorce) и справку о предыдущем браке из того ЗАГСа, где союз был зарегистрирован (certificat de domicile).

Поскольку пункты в списках документов в разных провинциях могут отличаться, следует знать, что во Франции для замужества могут также попросить предоставить:

  • Справку о несудимости (casier judiciaire). Причем для гражданок Казахстана это обязательный документ, для подданных других стран – в зависимости от муниципалитета.
  • Справку о прописке (certificat de domicile). Ее можно получить в домоуправлении. Документ подтверждает, что женщина в своей стране проживает по такому-то адресу.

На всех документах, кроме бумаг о несудимости и прописке, проставляется апостиль после перевода их на французский язык.

В некоторых муниципалитетах принимают документы, переведенные только на территории Франции. Поэтому этот вопрос необходимо заранее уточнить в мэрии.

Получить въездное разрешение можно только после того, как все документы будут переданы в мэрию, а та в свою очередь, даст добро на брак – les bans, и потом предоставит документ об отсутствии препятствий для создания союза – certificat de non-opposition. Его отправляют в посольство страны, гражданкой которой является девушка.

Заключительным этапом после получения визы невесты станет собеседование для влюбленных. Оно необходимо, чтобы государство убедилось в том, что брак не фиктивный.

Церемония

Свадьбы во Франции обычно играют в 2 этапа:

  1. Официальная церемония. Она проходит достаточно скромно и быстро. В день бракосочетания пара отправляется в мэрию. Проводит церемонию заместитель главы муниципалитета и его помощники. Сначала зачитываются статьи из семейного кодекса Франции, обозначаются права и обязанности супругов. Затем в присутствии свидетелей молодым задают вопрос, является ли их желание вступить в брак добровольным и обоюдным. И после прозвучавшего «да» произносится торжественная речь, делается запись в специальной книге. Свидетели также ставят свои подписи в документах.
  2. Венчание и праздничный банкет. Эта часть не является обязательной, а ее «размах» зависит от финансовых возможностей молодоженов.

Брачный договор и другие предсвадебные соглашения

Во Франции, как и во многих других странах Евросоюза, перед женитьбой принято заключать брачный контракт (брачный договор).

И делается это не потому, что пары изначально готовятся к разводу, а чтобы в будущем обезопасить себя от многих возможных проблем.

Брачные договоры во Франции могут быть разными:

  • Соглашение о совместном владении нажитым имуществом. В этом случае супруги распоряжаются деньгами и другими вещами по своему усмотрению, но при крупных операциях или взятии кредита понадобиться подпись обоих супругов. Долги также считаются общими. В случае расторжения брака все, что было приобретено в семью, делится пополам.
  • Договор о раздельном владении имуществом. В этом случае каждый из супругов владеет тем, что записано на его имя. Это касается как недвижимости, так автомобилей, и других вещей. Кроме того, каждый сам несет ответственность за свои кредитные обязательства и долги. В случае развода обе стороны получают свое имущество.
  • Документ об участии во владении нажитого в браке имущества. Это не слишком популярная форма договора. В браке каждый распоряжается сам своими доходами. Но в случае развода происходит перерасчет. И тот супруг, чье имущество окажется больше, должен заплатить второму члену семьи компенсацию.
  • Договоренность об общем владении имуществом. В этом случае совместным считается не только то, что нажито в браке, но и то, что имелось у каждого супруга до свадьбы. Этот вариант заключается крайне редко.

Что делать, если виза просрочена

В этом случае по закону женщина должна отправиться в префектуру.

А дальше, может быть два варианта развития событий:

  1. Супруга отправляется на родину и там оформляет визу жены, чтобы вновь вернуться во Францию.
  2. Из префектуры направляют в полицейский участок. А там уже скажут, какие документы потребуется собрать, чтобы получить право законно находиться на территории страны.

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:

Как получить французское гражданство после бракосочетания

Выйдя замуж за француза, иностранка может претендовать на получение гражданства.

Правда, чтобы стать подданной самой романтичной страны, в браке придется прожить минимум 4 года.

Подавать документы на гражданство можно только с согласия супруга.

Мужу придется собрать определенный пакет документов, предоставить справки о наличии жилья и работы, а также данные по доходу.

Девушка на момент подачи документов должна минимум год непрерывно проживать на территории Франции. Ей также придется сдать экзамен на знание языка.

С ходатайством о гражданстве необходимо обратиться во французский трибунал. На регистрацию заявления отводится год. И еще 6 месяцев – на расследование. Государство проверяет брак на фиктивность и на то, как ассимилировался супруг-иностранец во Франции.

После этого выносится решение о гражданстве либо отказе в нем.

Особенности гражданского брака

Такого понятия, как «гражданский брак» во французском законодательстве не существует.

В случае когда два человека просто живут вместе, государство никак не определяет их права и обязанности.

Юридически гражданские супруги не защищены.

Но есть и другой вариант – заключить «договор о совместном имуществе» без официального оформления отношений. В этом контракте прописываются пункты, которые в будущем позволят разделить нажитое в случае расставания.

Читайте также:  Ввоз собаки и домашних животных в италию, германию, чехию и другие страны европы в 2021 году

Бракоразводный процесс с гражданином Франции

Даже те пары, что собирались жить долго и счастливо, иногда принимают решение развестись. Поэтому нелишним будет знать, как этот процесс происходит во Франции.

Как и где оформить развод

В том случае, если развод происходит по обоюдному желанию, супругам необходимо сначала обратиться к адвокату. Он составит соглашение, которое подпишут обе стороны.

После этого, ходатайство передадут в Верховный суд. Если есть разногласия по поводу имущества, то спор судья решит единолично.

В случае если заявление подается в одностороннем порядке, суд потребует предоставить основания для расторжения союза. Кроме того, Фемида назначит конкретные сроки для завершения бракоразводного процесса.

Какие нужны документы

В случае развода Фемида потребует от супругов предоставления пакета документов, в который входят:

  • Удостоверение личности или загранпаспорт;
  • Действительное разрешение на проживание во Франции;
  • Семейная книга;
  • По возможности соглашение о разделе имущества;
  • Брачный договор (если он был заключен до свадьбы);
  • Информация о доходах и имеющемся имуществе;
  • Документы на детей;
  • Заявление на развод.

Какие могут возникнуть сложности

Один из самых неприятных моментов при разводе во Франции – расходы на адвоката. Цена за час работы юриста в суде начинается от 200-300 евро.

Нередко, когда на заседании выносят решение об отсрочке слушания. Это делается для того, чтобы супруги помирились. И тогда бракоразводный процесс может длиться как два и более месяцев, так и несколько лет.

Можно ли остаться во Франции иностранке после развода

Если женщина состояла в браке меньше 5 лет и имеет временный вид на жительство, на год, то, как только истечет его срок действия, она должна будет покинуть страну.

В этом случае остаться во Франции можно лишь заключив бессрочный контракт с работодателем либо приобретя жилье.

Все те же законы действуют и для пар, когда муж русский, а жена француженка.

Поэтому решаясь официально зарегистрировать семейный союз с иностранцем, необходимо изучить все законы не только о браке, но и о разводе. Чтобы быть готовым к любой ситуации.

Страны бывшей Югославии: история распада территории

Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) – территория, образованная в 1918 году. Ее флаг несколько раз видоизменялся с даты основания государства и до его распада, но всегда в его основе лежало сине-бело-красное знамя. Югославия на карте располагалась на перекрестке Востока и Запада, являлась местом смешения этнических и религиозных конфессий. Мультикультурализм государства был источником раздоров, кульминацией которых стал ряд кровавых конфликтов в 90-х годах 20 века. Карта Югославии до распада и после различалась кардинально: государство площадью почти 256 тысяч квадратных километров развалилось на 6 стран.

Страны, входившие в Югославию

Союз был создан на исходе Первой мировой войны путем объединения хорватских, словенских и боснийских территорий с Сербским королевством.

Список республик, из которых состояла Югославия:

  • Социалистическая Республика Босния и Герцеговина;
  • Социалистическая Республика Хорватия;
  • Социалистическая Республика Македония;
  • Социалистическая Республика Черногория;
  • Социалистическая Республика Сербия;
  • Социалистическая Республика Словения.

В составе Сербии находились две Социалистические автономные провинции – Воеводино и Косово.

Федерация была неоспоримым лидером по численности населения среди других балканских стран: постоянное население в 1987 году оценивалась в 23,4 миллиона человек, а плотность населения страны выросла с 62 человек на квадратный километр в 1948 году до 92 на квадратный километр в 1988 году.

Югославия распалась на независимые государства. После развала на карте появились новые страны: Сербия, Словения, Босния и Герцеговина, Хорватия, Черногория и Македония. Некоторые территории смогли отстоять свой суверенитет мирным путем, но основной период распада сопровождался кровопролитием. Столица Югославии до распада – Белград – стал столицей независимой Сербии.

История становления Югославии

В 19 веке существовало иллирийское движение, основной идеей которого было создание «Великой Иллирии». Она могла бы стать результатом слияния южнославянских областей, привлекла многих видных хорватских ученых и политиков. Но замыслы о едином государстве не переросли из концепции в реальное движение во многом потому, что немногие сторонники этой идеи всерьез задумывались над тем, какую форму в результате должно принять новое государство.

В результате того, что Османская империя становилась все слабее, а Сербия, Болгария и Греция укрепляли свои позиции, идея союза между ними вновь набрала силу и привлекала все большее количество единомышленников.

Анте Трумбич, Иван Мештрович, Никола Стоядинович и другие известные политики эмигрировали за границу с началом Первой мировой войны. В 1915 году, в Лондоне, они организовали комитет, задачей которого стало представление интересов южных славян Австро-Венгрии. Благодаря своему статусу участникам югославского объединения удалось довести свои взгляды до союзных правительств, укрепляя свой авторитет в их глазах, потому как судьба Австро-Венгрии становилась все более неопределенной.

Датой прихода к власти национального совета словенцев, хорватов и сербов считается 6 октября 1918 года, это случилось после распада Габсбургской империи, в столице Хорватии –Загребе. 25 октября этот совет отменил все законы, связывавшие славянские области с Австрией и Венгрией. Вскоре после этого, 5 ноября, Национальный совет в Загребе обратился к сербским военным за помощью в борьбе с анархией в Хорватии. Поскольку помощь не поступала до конца ноября, Национальный совет вновь обратился за помощью к сербской армии со словами: «Население восстает. У нас полная анархия, и только сербская армия может восстановить порядок».

Югославскому комитету было поручено представлять новое государство за рубежом. Однако сразу начались ссоры об условиях предполагаемого союза с Сербией. Светозар Прибичевич – хорватский серб, лидер хорватско-сербской коалиции и вице-президент государства – хотел немедленного и безоговорочного союза. Другие (не сербы), которые выступали за федеральную Югославию, были более нерешительными. Противники же требовали создание Конфедерации южных славян, которая бы возглавлялась тремя главами государств: сербским королем, хорватским лидером и президентом Словенского национального совета. Национальный совет, полномочия которого на самом деле были ограничены, опасался, что Сербия просто аннексирует бывшие территории Габсбургов. После долгих дебатов Национальный совет согласился на создание союза с Сербией.

Предпосылки к распаду

С середины 1960-х годов экономика Югославии находилась в упадке: стремительно росла инфляция, уровень безработицы внушал серьезные опасения, внешняя задолженность увеличивалась. Разница в уровне жизни разных субъектов становилась слишком очевидной. В стране четко обозначались зажиточные, такие как Хорватия и Словения, и бедные регионы страны – Македония и Косово. Экономическая унификация Югославии требовала вложений, продолжать ее представлялось возможным за счет более богатых субъектов, которых такой расклад перестал устраивать. В это же время просыпались и национальные чувства в некоторых республиках и регионах, которые были скрыты политикой «Братства и единства»: жители Косово, большую часть населения которого составляли албанцы, вышли с требованием выхода из союза или получения полномочий самоуправления из-за национальной дискриминации.

Читайте также:  Можно ли летать на самолете во время беременности

По этим причинам в 1970-х годах югославский политический деятель Иосип Броз Тито проводил масштабные реформы, и столица Югославии – город Белград – стал местом принятия новой конституции. Это ненадолго ослабило накал страстей, но в 1980 году Тито умирает, и гражданские конфликты разрастаются с новой силой.

В целом, факторы, повлиявшие на распад Югославии, можно поделить на несколько групп:

  • экономические – неравномерное развитие регионов, содержание более бедных субъектов за счет более богатых имело последствия в виде конфликтов. Кроме того, внешний долг Югославии все время увеличивался, так как Белград не мог закрыть дыры в бюджете собственными средствами;
  • национальные – богатые регионы не хотели быть донорами для бедных, что дало ход эмансипации с целью создания более комфортных условий. Это подогревало у жителей пробуждение национальных чувств принадлежности к иной нации, отличной от югославской;
  • демографические – большой естественный прирост косовских албанцев уменьшил долю сербов в регионе, что позволяло им чувствовать себя доминирующим народом.

В результате прироста сербское население было подвергнуто ежедневным угнетениям.

Война в Югославии

Югославская война, иногда именуемая «войной на Балканах», – это серия отдельных, но связанных между собой конфликтов, которые возникали вследствие этнических разногласий, борьбы за независимость и мятежей и закончились распадом Югославии. Большинство этих конфликтов завершились мирными соглашениями и международным признанием независимости новых государств. Однако Югославская война стала самой кровопролитной войной в Европе, уступая лишь Первой мировой войне и ВОВ. Распад Югославии унес множество жизней, в отличие от мирного распада Чехословакии, который также произошел в этот период времени. В результате разделения Чехословакии на карте появилась независимая Чехия, столицей которой стала Прага, и Словакия со столицей Братиславой.

Первым звеном в цепи конфликтов стала Десятидневная война, которая произошла между Югославской народной армией и Территориальной обороной Словении – она была обусловлена выходом Словении из состава Югославии.

Затем последовала война в Хорватии, продлившаяся четыре года, которая также была вызвана объявлением Хорватии о независимости. После нее была трехлетняя Боснийская война –острое межэтническое столкновение на территории Боснии и Герцеговины, вызванное противостоянием сербов, мусульман-автономистов, боснийских мусульман и хорватов.

Противоборствовавшие стороны

Участников конфликта было большое количество: по всей Югославии ежедневно разгорались столкновения на почве религии, национальности и классовых различий. Но основными сторонами разлада стали:

  • сербы;
  • сербы, проживающие на территории Боснии и Герцеговины (боснийские сербы);
  • хорваты;
  • боснийские хорваты;
  • боснийцы;
  • мусульмане-автономисты – славяне, чья традиционная религия – ислам;
  • коренной народ Албании, проживающий в Косово.

Помимо них в конфликте прямо или косвенно принимали участие ООН, Соединенные Штаты Америки и СССР. Республика Македония не участвовала в боевых действиях и сумела отстоять свою независимость, избежав кровопролития.

Позиция сербов

Позиция сербов в данных конфликтах состояла в том, что Югославская война началась из-за посягательств на целостность государства. В процессе военных конфликтов сербский народ подвергся дискриминации и угнетению, вынужден был бороться за жизнь, что послужило причиной объединения друг с другом на одной территории. Сербы считали, что имеют право препятствовать разделению на местностях, в которых преобладало сербское население. Такие сербские территории находились в Хорватии, Боснии и Герцеговине.

Позиция хорватов

Хорваты настаивали, что при вхождении в союз каждый участник признавал право других беспрепятственное выйти из объединения. Хорватские лидеры и народ стремились к созданию независимого государства, так как их не устраивала роль региона-донора для более бедных участников федерации.

Позиция боснийцев

Правление Боснии и Герцеговины в конфликте не имели четкой позиции плоть до 1992 года, когда развал Югославии стал неотвратимым. Солдаты боснийских мусульман были самой малочисленной армией за всю хронику Югославских военных событий. В конце весны 1992 года боснийцы провозгласили независимость, что повлекло вторжение вооруженных сил Сербской Республики.

Позиция иностранных государств в Югославском конфликте

Мир разделил свои взгляды в отношении развала Югославии. США были против распада, показывали свое положительное отношение к сохранению единого государства. Долгое время Соединенные Штаты Америки не признавали независимость отделившихся государств и считали их частью распавшейся Югославии. Позиция Евросоюза оставалась нейтральной, признавалась независимость всех государств, обратившихся с соответствующим запросом.

Разделение активов и имущества после распада Югославии

О разделе собственности Югославии удалось договориться только в 2004 году. Соглашение, подписанное в Вене, разделило золотовалютные активы и имущество дипломатических представительств СФРЮ между бывшими участниками союза, а также разделило между ними долги других стран перед Югославией.

Таким образом, сейчас на карте мира вместо одной территории имеются несколько стран. Историки считают, что в результате конфликтов больше всего пострадали сербы: более ста представителей этой этнической группы были осуждены Международным трибуналом.

Читайте также:  6 советов, которые помогут чувствовать себя комфортно в самолете

Страны входившие в Югославию

Самое крупное южнославянское государство Югославия в 90-е годы прошлого века прекратило своё существование. Теперь в школе при изучении новой истории детям рассказывают о том, на какие страны распалась Югославия. `

Карта Бывшей Югославии

Каждая из них сегодня несёт свою культуру и историю, одной из важных страниц которой является вхождение в некогда цветущую крупную державу, входящую в мощный Социалистический лагерь, с коим считался весь мир.

Маленький экскурс в историю Югославии

Годом рождения европейского государства, расположившегося на Балканском полуострове, является 1918. Изначально оно называлось в сокращённом варианте КСХС, что в развороте означает Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Предпосылкой для образования новой территориальной единицы послужил распад Австро-Венгрии. Новая держава объединила 7 небольших территорий:

  1. Хорватию.
  2. Словению.
  3. Боснию.
  4. Сербию.
  5. Герцеговину.
  6. Далмацию.
  7. Черногорию.

Флаг Королевства Югославия

Политическую ситуацию в наспех созданной стране сложно было назвать стабильной. В 1929 году случился государственный переворот. В результате этого события КСХС сменило своё длинное название и стало именоваться Королевство Югославия (КЮ).

Война, в которой КЮ была на стороне тех, кто боролся с фашизмом, снова повлияла на название страны, после победы её переименовали в Демократическую Федеративную Югославию. Это наименование продержалось всего год. В 1946 году оно снова изменилось, и миру предстала Федеративная Народная Республика.

Демократическая Федеративная Югославия-государство на Балканском полуострове в 1945 году.

Новое название сохранилось до 1963 года, когда территорию переименовали в Социалистическую Федеративную Республику (СФРЮ). Федерализм лежал в основе построения социализма в государстве, которое объединяло 7 компактных социалистических республик. В таком составе они оставались, пока существовал их мощный брат, Советский Союз. После его распада, ситуация в стране стала в корне меняться.

Распад Социалистической Югославии. Предпосылки

Сложно сказать, удавалось ли народам, объединённым едиными территориями, жить в согласии. Возможно, причиной мирного сосуществования служил контроль со стороны вездесущего СССР. Пять или шесть этносов весь советский период находили общий язык и понемногу смешивались, заимствуя у соседей традиции, культуру и прочие особенности национального менталитета.

Предпосылки распада Югославии

Нельзя сказать, что разногласий совсем не было. Время от времени вспыхивали небольшие конфликты. Ни один из них не привёл к серьёзным последствиям. Многие недовольства были связаны с медленным развитием государства, правительство которого не обладало экономическим и политическим опытом.

Начало разногласий

На этом не часто акцентируется внимание, но начало разногласий между ранее объединившимися народами было положено ещё в период Великой Отечественной войны. Фашистское руководство придерживалось нечестного принципа руководства, основанного на древнеримской догме «разделяй и властвуй».

Акценты делались на национальные разногласия, что имело успех. Хорваты, к примеру, поддерживали нацистов. Их соотечественникам пришлось вести войну не только с оккупантами, но и со своими земляками, помогавшими им.

Во время войны страна была разделена на куски. Появились Черногория, Сербия, Хорватское государство. Ещё часть территорий попали под аннексию Третьего Рейха, Албании, Венгрии и фашистской Италии. Именно в этот период были отмечены случаи жестокого геноцида, что не могло не отразиться на последующих отношениях народов уже в мирное время.

Послевоенная история

Разорванные части государства после победы были вновь объединены. Прежний список участников был восстановлен. Вошли в состав Югославии всё те же 7 этнических территорий.

Внутри страны её новое правительство провело границы таким образом, чтобы не было соответствия этническому расселению народов. Это делалось с надеждой избежать разногласий, которые несложно было предсказать после того, что происходило во время войны.

Предпринимаемая правительством Югославии политика дала положительные результаты. На территории государства на самом деле царил относительный порядок. Но именно это предпринятое после войны с фашистами деление, в дальнейшем сыграло злую шутку и частично повлияло на последующий распад крупной государственной единицы.

Деление страны в конце XX века

Осенью 1991 года скончался президент Иосип Броз Тито. Считается, что именно это событие послужило сигналом для националистов различных этносов для развязывания конфликтов с соседями.

Иосип Броз Тито-югославский революционер и политический деятель

После развала СССР пошла череда падений социалистических режимов по всему миру. В это время Югославию охватывает глубочайший экономический кризис. На всей территории властвовали партии националистического толка, каждая вела несправедливую политику по отношению к недавним братьям. Так в Хорватии, где жило большое количество сербов, был запрещён сербский язык. Лидеры националистического движения начали гонения на сербских культурных деятелей. Это был вызов, который не мог не привести к конфликту.

Началом страшной войны считается «День гнева», когда во время игры на стадионе «Максимир» сцепились в схватке болельщики сербской и хорватской сторон. В итоге по прошествии нескольких недель, образуется новое независимое государство – Словения. Его столицей стал город с романтичным названием Любляна.

Другие республики, входившие в состав крупного государства, тоже начинают подготовку к выходу. В это время продолжаются разногласия и боевые стычки с массовыми жертвами и угрозами разворачивания серьёзных боевых действий.

город и одноименное озеро Орхид, Македония

Следующей в списке выбывших республик стала Македония. Роль её столицы взял на себя город Скопье. Сразу за Македонией опыт повторяют Босния (Сараево), Герцеговина и Хорватия (Загреб). Незыблемым остался только союз между Сербией и Черногорией. Они заключили новое соглашение, которое оставалось легитимным до 2006 года.

Разделение некогда крупного государства на небольшие куски не дало ожидаемых результатов. Конфликты внутри разрозненных территорий продолжались. Межнациональная рознь, основывающаяся на кровной обиде, берущей начало ещё в 40-е годы прошлого столетия, не могла так быстро утихнуть.

Югославия сегодня

Разногласия между народами, некогда решившими войти в состав единой страны, привели к образованию новых государств. Карта мира в районе Балканского полуострова на заре нового столетия претерпела заметные изменения. Из одной крупной державы образовалось 6 небольших государств. Это Республики:

Читайте также:  Анализ инвестиционной привлекательности недвижимости Магдебурга

Остров Хвар, центр морского туризма в Хорватии

  1. Босния и Герцеговина.

Мост через реку в городе Мостар, Босния и Герцеговина

Начался отсчёт новой истории для территорий, которые некогда входили в крупную славянскую державу.

Сегодня новые государственные образования развиваются, их столицы и другие города привлекают ежегодно сотни тысяч туристов. Мечта Иосипа Броз Тито создать Великую Югославию, осталась нереализованной.

На настоящий момент считать, что конфликт окончательно исчерпан, смысла нет, так как Косово и Метохия также заявили о своём желании отделиться и сегодня это непризнанная автономная территория, стремящаяся к полной независимости от Сербии.

Американский взгляд на проблему

В то время как весь мир не встревал в конфликт, который вели страны бывшей Югославии, предоставляя последним возможность самостоятельно решить свою судьбу, не остались безучастными только американцы.

Боснийские сербы смогли отстоять свои исконные земли и продвинулись к Сараево, но такой расклад не устраивал США. Когда, казалось, наступил переломный момент, в войну ввязался союз НАТО, выступивший на стороне мусульманских и хорватских боевиков. Как только сменилась расстановка сил, сербские войска были отброшены назад. Их старые системы ПВО не могли противостоять сверхсовременной натовской авиации. Так американцы присвоили себе право решать, каким образом должна быть разделена бывшая югославская территория.

Народы, некогда делившие большую территорию и объединённые под единым флагом, сегодня пишут новую историю. Каждый этнос пошёл своим путём. Остаётся только надеяться, что будущие поколения смогут простить друг другу те бесчинства, которые их предки вели друг против друга.

ЮГОСЛАВИЯ

Этническая карта Югославии, 1991 год

Югославия, государство, существовавшее в 1918-1992 на юго-востоке Европы, в северо-западной и центральной части Балканского полуострова. Столица – г. Белград. Территория – 255,8 тыс. кв. км, население – 23,75 млн. (1989)

До 1992 года в составе Югославии находилось шесть республик: Сербия, Хорватия, Словения, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина и два автономных края – Косово и Воеводина, входившие в состав Сербии. Государственные языки – сербскохорватский, словенский и македонский; в качестве официальных признавались также венгерский и албанский. Югославия была членом ООН с 1945, Движения неприсоединения, Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) с 1964 и ряда других международных организаций.

По численности населения Югославия занимала первое место среди балканских стран. Большинство населения составляли южнославянские народы: сербы (36%), хорваты (20%), словенцы (8%), боснийцы, (ок .8%), македонцы (6%) и черногорцы (3%). Проживали также албанцы (8%), венгры (2%), турки, словаки, румыны, болгары, русины, итальянцы, украинцы, чехи, цыгане, валахи и др.

История

К началу Первой мировой войны большая часть югославянских земель входила в состав монархии Габсбургов (Словения – с XIII в., Хорватия – с XVI в., Босния и Герцеговина – в 1878–1908). В ходе войны в 1915 году австро-венгерские, немецкие и болгарские войска оккупировали Сербию, а в 1916 – Черногорию. Короли и правительства Сербии и Черногории были вынуждены покинуть свои страны.

С началом войны в 1914 году сербское правительство заявило, что ведет борьбу за освобождение и объединение сербов, хорватов и словенцев. Политические эмигранты из Словении и Хорватии образовали в Западной Европе Югославянский комитет, который стал проводить агитацию за создание объединенного Югославянского (Югославского) государства. 20 июля 1917 года сербское эмигрантское правительство и Югославянский комитет огласили на острове Корфу (Греция) совместную декларацию. В ней содержались требования отделения от Австро-Венгрии сербских, хорватских и словенских земель и объединения их с Сербией и Черногорией в единое королевство под управлением сербской династии Карагеоргиевичей. В августе 1917 года к декларации присоединились и представители эмигрантского Черногорского комитета национального объединения.

Королевство сербов, хорватов и словенцев

Возможности для реализации плана представились осенью 1918 года, когда монархия Габсбургов, не выдержав груза войны, начала распадаться. Власть на местах в юго-славянских землях взяли народные вече. 6 октября 1918 года в Загребе собралось Центральное народное вече словенцев, хорватов и сербов, которое 25 октября объявило об отмене всех законов, связывавших славянские области с Австрией и Венгрией. Было провозглашено создание Государства словенцев, хорватов и сербов (ГСХС). Тем временем войска Антанты и сербские части, прорвав фронт, заняли территории Сербии и Черногории. 24 ноября Народное вече избрало комитет для осуществления объединения ГСХС с Сербией и Черногорией. 1 декабря 1918 года эти государства официально объединились в югославское государство – Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС). Королем был провозглашен сербский монарх Петр I (1918-1921), однако в действительности функции регента перешли к принцу Александру. В 1921 году он занял престол.

20 декабря 1918 года сформировано первое центральное правительство во главе с лидером сербской «Радикальной партии» Стояном Протичем. В состав кабинета вошли представители 12-ти сербских, хорватских, словенских и мусульманских партий (от правых до социал-демократов). В марте 1919 года был учрежден временный парламент страны – Государственное вече.

Экономическая и социальная ситуация в новом государстве оставалась катастрофической: спад производства, инфляция, безработица, нехватка земли, проблема трудоустройства бывших солдат. Внутриполитическое положение усугубляли продолжавшиеся в декабре 1918 года кровопролитные столкновения в Хорватии, Черногории, Воеводине и других районах. Весной 1919 года поднялась мощная волна забастовок среди рабочих.

28 июня 1921 года была принята конституция КСХС, в которой королевство провозглашалось централизованным государством. Конституция получила название «Видовданской», поскольку была утверждена в день святого Вида.

На фону продолжающегося экономического кризиса в стране усиливалось влияние левых партий. После серии покушений на принца Александра и ряда политиков в августе 1921 года Учредительное собрание приняло закон “О защите безопасности и порядка в государстве”, который официально ставил компартию вне закона. Однако желанной стабильности это не принесло.

Королевство Югославия

В ночь на 6 января 1929 года король Александр совершил государственный переворот: он распустил парламент, органы местного самоуправления, политические партии и общественные организации. Был также отменен закон о 8-часовом рабочем дне и установлена жесткая цензура. Установившийся военно-монархический режим объявил о намерении спасти единство страны. КСХС было переименовано в Королевство Югославию.

В начале 1930-х Югославию вновь охватил острый экономический кризис. Пытаясь смягчить его воздействие, правительство создало Аграрный банк, ввело до 1932 года государственную монополию на экспорт сельскохозяйственных продуктов, однако категорически отказывалось регулировать условия труда и уровень зарплаты. Выступления трудящихся подавлялись полицией.

В сентябре 1931 года король обнародовал новую конституцию, существенно расширявшую полномочия монарха. Проведенные в ноябре 1931 года выборы в Скупщину оппозиция бойкотировала.

В октябре 1934 года король Югославии Александр был убит в Марселе македонским националистом. Власть в стране перешла к несовершеннолетнему королю Петру II, а регентский совет возглавил принц Павел. Во внешней политике новые власти готовы были пойти на компромисс с Германией и Италией, во внутренней – с умеренными фракциями оппозиции.

В мае 1940 года Югославия подписала с СССР договор о торговле и мореплавании, а в июне того же года официально установила с ним дипломатические отношения.

В марте 1941 года большинство югославских министров проголосовало за присоединение к блоку Германия–Италия–Япония, проигравшее меньшинство покинуло кабинет. 24 марта реорганизованное правительство единодушно одобрило соглашение, и оно было официально подписано в Вене. Подписание этого документа вызвало массовые протесты в Белграде, прошедшие под антигерманскими и антифашистскими лозунгами. На сторону манифестантов перешла армия. 25 марта 1941 года образовано новое правительство во главе с генералом Д.Симовичем. Соглашение с Германией было расторгнуто. Король Петр II был объявлен совершеннолетним. Переворот поддержали действовавшие в подполье коммунисты. 5 апреля Югославия подписала с СССР договор о дружбе и ненападении. На следующий день немецкие войска (при поддержке Италии, Венгрии, Болгарии и Румынии) вторглись на территорию страны.

Период оккупации и народно-освободительная война

Соотношение сил сторон было неравным, югославская армия была разбита в течение десяти дней, а Югославия оккупирована и разделена на зоны оккупации. В Сербии было образовано прогерманское правительство, Словению присоединили к Германии, Воеводину – к Венгрии, а Македонию – к Болгарии. В Черногории установился режим итальянской, а с 1943 года – немецкой оккупации. Хорватские националисты-«усташи» во главе с Анте Павеличем провозгласили создание Независимого Государства Хорватия, захватили Боснию и Герцеговину и развернули массированный террор против сербов и евреев.

Король и правительство Югославии эмигрировали, в стране началась партизанская война. Широкомасштабное сопротивление оккупантам организовали югославские коммунисты, создавшие Народно-освободительную армию под командованием лидера компартии Иосипа Тито. На второй сессии Антифашистского вече народного освобождения Югославии, состоявшейся 29 ноября 1943 года в городе Яйце, вече было преобразовано в верховный законодательный орган, сформировавший временное правительство – Национальный комитет освобождения Югославии во главе с маршалом Тито. Вече провозгласило Югославию демократическим федеративным государством и высказалось против возвращения короля в страну.

Осенью 1944 года советские войска в ходе ожесточенных боев с немецкой армией вступили на территорию Югославии. В октябре в результате совместных действий советских и югославских частей был освобожден Белград. Полное освобождение территории страны закончилось к 15 мая 1945 года отрядами югославской армии (НОАЮ) без участия советских войск. Югославские войска заняли также входившие в состав Италии Фиуме (Риека), Триест и населенную словенцами Каринтию. Последняя была возвращена Австрии, а по мирному договору с Италией, заключенному в 1947 году, к Югославии отошли Риека и большая часть Триеста.

В августе Антифашистское вече народного освобождения Югославии было преобразовано в Народную скупщину Демократической федеративной Югославии. Были приняты законы о национализации предприятий, земель и хозяйств немцев и пособников оккупантов. Внешняя торговля поставлена под государственный контроль, новая аграрная реформа установила максимальный размер земельной собственности для частных лиц.

Период правления Тито

В ноябре 1945 года были проведены выборы в Учредительное собрание. Народный фронт возглавила компартия. 29 ноября 1945 года Учредительное собрание провозгласило Югославию Федеративной народной республикой.

В январе 1946 года Учредительное собрание приняло конституцию ФНРЮ, и Тито сформировал правительство страны. В течение 1946 года партии Народного фронта (кроме коммунистической) прекратили свое существование, и в Югославии утвердилась однопартийная система.

Власти ФНРЮ провели быстрое огосударствление промышленной сферы. В 1946-1948 годах были национализированы все ведущие предприятия, транспорт, банковская сфера, оптовая и большая часть розничной торговли; началось осуществление государственного экономического планирования; принят закон о кооперативах; введена система обязательных государственных закупок сельскохозяйственных продуктов. В 1947 году был принят первый пятилетний план, предусматривавший проведение индустриализации и электрификации страны. С 1949 года в деревне развернулась массовая коллективизация.

В 1948 году произошел разрыв отношений Югославии с СССР, который оказал влияние не только на внешнеполитические ориентиры, но и на внутреннюю и экономическую политику страны. Югославское руководство приняло решение отказаться от советской модели развития. В июне 1950 года был принят закон о передаче управления государственными предприятиями трудовым коллективам, согласно которого директор нес ответственность перед государством и комитетом, избираемого коллективом. В 1951 году введен новый закон о планировании: часть функций передавалась республикам, местным органам и самим предприятиям, отраслевые министерства упразднялись, а их функции передавались территориальным органам и отраслевым объединениям. С 1952 года были отменены единые государственные цены, и начался переход к рыночным ценам. Между предприятиями устанавливались хозрасчетные связи, при которых они могли принимать самостоятельные решения в рамках общих планов и самостоятельно распоряжаться прибылью, оставшейся после обязательных отчислений государству. В Югославии предложенную модель называли «социалистическим самоуправлением». Проблемы в сельском хозяйстве вынудили правительство в 1950-х пойти на роспуск большинства сельскохозяйственных кооперативов.

Перемены в экономике повлекли за собой и изменения в политическом устройстве. В 1953 году в конституцию были внесены поправки, предусматривавшие, в частности, создание Вече производителей в качестве особой палаты скупщины. Оно избиралось только работниками народного хозяйства. Вводился также пост президента Югославии. Его занял Тито, который одновременно оставался главой правительства – Союзного исполнительного вече.

В 1963 году принята новая конституция, объявившая Югославию Социалистической Федеративной Республикой (СФРЮ). Тито остался президентом Югославии, но отказался от поста главы правительства.

В 1957-1965 годах была в основном осуществлена индустриализация страны. Одновременно власти сократили долю инвестиций в производство, увеличили вложения в непроизводственную сферу и сельское хозяйство, в котором постепенно расширялся государственный и кооперативный секторы. Продолжалось проведение экономических реформ: в 1957-1961 годах предприятия получили полную самостоятельность в распределении остающихся у них 45% созданного ими национального дохода. Расширялась роль хозяйственных отраслевых и межотраслевых объединений.

Реформы оказали неоднозначное воздействие на югославскую экономику. Обретя самостоятельность, предприятия нередко использовали свои средства не для производства, а на наращивание фонда потребления, что повышало уровень жизни населения. В то же время рост производительности труда существенно отставал от роста личных доходов. Рост промышленного производства замедлился. Добывающая промышленность и сельское хозяйство все больше отставали от обрабатывающей индустрии, усилились диспропорции в развитии республик и краев. Значительных размеров достиг дефицит внешнеторгового и платежного баланса, росла инфляция. Власти страны попытались осуществить т.н. «общественно-экономическую реформу», базировавшуюся на установлении принципа роста фонда накопления более быстрыми темпами, чем рост фонда потребления, изменении курса динара и либерализации внешней торговли.

В 1968 году имели место выступления студентов, протестовавших против бюрократии, коррупции, социального неравенства и государственного контроля над общественной жизнью. Студенты требовали расширения общественного самоуправления и наполнения его реальным содержанием.

Обострились также национальные проблемы. Тито (хорват по национальности), пытался соблюдать баланс между элитами различных национальных групп, считая это залогом сохранения единства страны. Руководство Югославией было многонациональным, оно решительно подавляло любые проявления и тенденции, которые можно было расценивать как националистические. Тем не менее, такие тенденции присутствовали в настроениях, как части интеллигенции, так и среди некоторых партийных руководителей республик.

В начале 1970-х годов Югославия добилась некоторого ускорения экономического роста, сократился дефицит внешнеторгового и платежного баланса, а также задолженность большинства предприятий. Но затем экономическая ситуация в стране ухудшилась – вновь стала расти инфляция, увеличилась безработица (ее удавалось смягчать за счет массовой трудовой миграции югославских граждан за границу).

Распад Югославии

После смерти президента Тито (4 мая 1980 года) лидеры югославской федерации объявили о намерении продолжать прежний курс. Была согласована система коллективного руководства, согласно которой на постах руководителя партии и председателя Президиума СФРЮ ежегодно сменялись представители республик и краев.

На протяжении 1980-х годов экономические проблемы в Югославии продолжали обостряться. В июле 1983 года была принята программа экономической стабилизации, которая включала меры, направленные на повышение производительности труда, выравнивание уровня развития различных республик и регионов, повышение занятости, уменьшение инфляции, внешнеторгового и платежного дефицита, а также проведение политики жесткой экономии. Реализация программы не принесла ощутимых результатов. К 1987 году внешняя задолженность страны превысила 19 млрд. долл. США, инфляция достигла 167%, а реальные доходы населения сократились на 7%.

Экономические и социальные трудности привели к ухудшению отношений между отдельными республиками и краями Югославии и способствовали нарастанию националистических настроений. В 1986 году ряд членов Сербской Академии наук и искусств выпустили меморандум с острой критикой федерации, в котором содержалось требование усилить роль Сербии в Югославии. В автономном крае Косово, входившем в состав Сербии, начались волнения албанцев, которые требовали расширения автономии и даже создания отдельной Косовской республики в составе СФРЮ. В ответ Слободан Милошевич, возглавивший в 1987 году «Союз коммунистов Сербии», пошел на ограничение автономии Косово и Воеводины, а в 1990 году автономия Косово была отменена и введено сербское управление. Политика Милошевича была ориентирована на укрепление роли сербов в югославском государстве, как силы, цементирующей федерацию. В Словении новый лидер партии Милан Кучан (с 1986) приступил к либерализации экономики и общественной жизни. Националистически настроенное словенское и хорватское руководство выступило против Милошевича.

Югославское правительство во главе с Анте Марковичем (находился у власти в 1989–1992) предприняло попытку улучшить ситуацию в стране путем ужесточения мер экономии, установления контроля над зарплатой и либерализации экономики. Предусматривались полный переход к рыночной системе хозяйства, введение равноправия всех форм собственности, а в политической области – введение многопартийной системы и создание правового государства.

В 1990 году удалось остановить рост инфляции и сократить внешнюю задолженность. Но наступившее в результате либерализации экономики дальнейшее ухудшение экономического положения населения привело к волне забастовок и протестов, особенно в Сербии, Воеводине и Черногории. Ряд руководящих деятелей подали в отставку. В том же году на республиканских выборах в Югославии победили националистические оппозиционные партии, лишь в Сербии и Черногории у власти остались преемники «Союза коммунистов Югославии».

Осенью 1990 года лидеры Словении и Хорватии предложили превратить Югославию в конфедерацию шести республик, однако руководство Сербии отвергло эти предложения, выступив за единство государства. Другие республики восприняли это как стремление отколоть от них районы, населенные сербами. В марте 1991 года хорватские националисты начали вооруженные столкновения в Хорватии, в которые позже вмешалась югославская армия. 25 июня Словения и Хорватия в одностороннем порядке провозгласили свою независимость, и югославская армия была направлена в республику для обеспечения порядка, однако колонны ЮНА были разгромлены на марше словенскими территориальными войсками. 3 июля краткосрочные военные действия были прекращены под давлением зарубежных держав. В результате достигнутого соглашения югославские войска выводились из Словении и Хорватии, а эти республики соглашались на трехмесячный мораторий на объявление независимости.

В 1991 году Словения и Хорватия стали независимыми государствами; в Хорватии началась война между правительством и сербами, которые не захотели отделяться от Югославии и объявили о создании самостоятельного государства – Сербской Краины. В сентябре того же года провозгласила независимость Македония, в начале 1992 года – Босния и Герцеговина. 28 апреля 1992 года Сербия и Черногория ввели в действие новую конституцию, закрепившую создание нового государства – Союзной Республики Югославия (ныне государственный союз Сербия и Черногория)

Религия

Около 41,5% населения составляли прихожане Сербской Православной Церкви, 32% – католики (в основном хорваты и словенцы), 12% – мусульмане, 12% жителей не принадлежали ни к одной из конфессий, остальные – протестанты и др.

Распад Югославии причины и история раздела территории

Одним из важных кризисов прошлого столетия стал распад Югославии. Несмотря на то, что сейчас нет особых притязаний со стороны этого государства, кризис сыграл основную роль в той внешнеполитической ситуации, которая держится и поныне.

Попробуем разобраться: каковы причины этого события, как оно развивалось, основные позиции участников кризиса, как изменилась карта мира после этой «войны»?

На сколько стран была разделена Югославия? Как повлияло вмешательство Америки на этот процесс?

  1. Список стран бывшей Югославии и их столицы
  2. Причины распада Югославии
  3. Начало развала
  4. Послевоенное время
  5. Раздел территории в конце 20 века
  6. Карта Югославии: до и после распада
  7. На какие страны распалась страна
  8. Вмешательство Америки
  9. Заключение

Список стран бывшей Югославии и их столицы

Югославия (нынешняя столица страны – Белград) входила в состав Советского Союза как одна из республик – СФРЮ.

Информация о входящих в нее государствах и их столицах, о площадях и численности населения отображена в таблице:

Кроме того, эта территория была населена людьми разной национальности. Основное большинство составили сербы. Кроме них в числе населения присутствовали хорваты, албанцы, черногорцы, македонцы и словенцы.

Причины распада Югославии

Почему же произошел Балканский кризис?

Основные факторы, которые выделяют историки:

  • смерть первого президента (бывшего лидера) Тито,
  • распад СССР и последующее «изнашивание» социалистической системы,
  • процветание национализма во всем мире.

В качестве еще одной предпосылки к расколу многие ученые относят неправильную внутреннюю политику многонационального государства. По конституции Югославии, на тот момент власти республик могли создавать внутри своих «владений» группировки.

Начало развала

Эта история началась в то же время, что и распад СССР, в 1991 году. Датой полного распада считается 2006 год. Что же произошло?

Началась гражданская война, в ходе которой от Югославии отделились 4 суверенных части. Остались лишь Сербия и Черногория, остальные стали независимыми государствами.

Послевоенное время

Казалось бы, должно произойти прекращение конфликта, деление стран сойти на нет. Однако вспыхнули военные действия из-за внешнего фактора.

Под влиянием НАТО произошли крупные кровавые военные драмы в Сербии и Хорватии, в которых было ранено более 2 млн. человек. И только после соглашения, подписанного в 1995 году, общество признало выход 4 республик из состава Югославии.

Несмотря на все миротворческие действия ООН, в конце 20 века вспыхнули экстремистские восстания албанцев, которые повлекли за собой гибель еще 0,5 млн. людей.

«Косовский кризис» до сих пор остается неразрешенной проблемой начала 21 века.

Раздел территории в конце 20 века

К концу 20 столетия Югославия разделилась на 5 стран. А вот финансовый раздел собственности затянулся на довольно продолжительный промежуток времени.

Лишь в 2004 году было заключено соглашение, в котором указывались страны и суммы, предписанные им. Причем большая сумма досталась Сербии (около 39% от общего объема активов).

Многие наши отечественные историки считают, что такой раздел несправедлив, ведь у СССР были огромные долги перед зарубежными филиалами югославских компаний. Поэтому в 2006 году Российская Федерация выплатила эту сумму.

Карта Югославии: до и после распада

На первой картинке показана карта Югославии до того, как она поделилась на отдельные независимые государства.

На второй картинке — карта Югославии с новыми государствами.

На какие страны распалась страна

Пять государств, на которые к 2003 году распалась Югославия:

  1. Хорватия,
  2. Босния и Герцеговина,
  3. Словения,
  4. Македония,
  5. СРЮ (преемница бывшего многонационального государства):
      • Словения,
      • Черногория.

Окончательно поделенной Югославия стала при выходе Черногории из СРЮ в июне 2006 года.

Вмешательство Америки

С самого начала Балканского кризиса Америка вела активное вмешательство в этот процесс. Ее политика была направлена на силовое воздействие (на Сербию) и поддержку 2 оппозиционных сторон. Это и привело к невозможности мирного регулирования конфликта.

В 1995 году при поддержке НАТО были развязаны военные действия в Сербии и Хорватии, в ходе которых погибли свыше 1 млн. человек и были ранены около 2-х млн. человек.

В конце этого же года по инициативе американских дипломатов было подписано соглашение о выходе 4-х стран из состава Югославии и прекращение военных действий на всей территории бывшего многонационального государства.

В конце ХХ века Америка сыграла важную роль в «борьбе с экстремистами», нанеся огромный урон своими многочисленными налетами, чем и сподвигла выход Черногории из СРЮ.

Особое значение играло вмешательство НАТО в кризис Косово. До сих пор этот конфликт остается нерешенным.

Дальше, в ХХI веке, США вело финансовую политику, способствующую полному распаду Югославии.

Заключение

Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, сейчас Россия ведет дипломатическую политику со странами бывшей Югославии. Кроме того, намечается технологический прогресс практически во всех сферах жизни этих независимых государств.

Ссылка на основную публикацию