Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементы
- Что такое административно-правовой статус гражданина
- Элементы административно-правового статуса
- Основные права и обязанности человека и гражданина
- Гражданство РФ
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Принципы административно-правового статуса граждан в РФ
- Гарантии административно-правового статуса граждан
Что такое административно-правовой статус гражданина
Административно-правой статус гражданина – это совокупность гражданских прав и обязанностей человека, закрепленных в Конституции РФ и иных нормативных актах. Он определяет правовое положение гражданина в системе государственного управления.
Помимо административно-правового у гражданина есть конституционно-правовой, социальный и другие статусы. Подробнее о конституционно-правовом статусе вы узнаете, прочитав нашу статью. Мы же уделим внимание правоотношениям гражданина с госорганами и муниципалитетами.
Различают общий, индивидуальный и специальный административно-правовой статус (АПС) граждан. Особенности приведем в таблице.
Равный для всех. Отличается стабильностью. Регулируется Конституцией и не зависит от текущих обстоятельств
Действует применительно к определенной категории субъектов, которая обладает дополнительными правами или обязанностями. Например, льготные категории граждан (пенсионеры, несовершеннолетние, инвалиды), предприниматели, государственные служащие или военные, лица с двойным гражданством, иностранные граждане и пр.
Определяет статус конкретного человека, наделенного индивидуальными правами, связанными с его личностью (например, пол, возраст, семейное положение, профессия). Индивидуальный статус может меняться в зависимости от обстоятельств жизни конкретного индивида
Важно! Перечисленные выше категории могут совмещаться, дополняя друг друга. Но не могут вступать в противоречие.
Нормативное регулирование приведем далее в таблице.
Элементы административно-правового статуса
Основы административно-правового статуса гражданина РФ — это:
- Административная правоспособность — способность иметь права и выполнять свои обязанности в рамках административного права. Такую способность лицо приобретает с момента рождения и теряет только со смертью. Она определяется возрастом, профессией, семейным положением, состоянием здоровья. Ограничение административной правоспособности допускается по решению суда.
Например, право человека на свободу, выбор места жительства, передвижение могут быть ограничены судом в качестве меры правового воздействия.
Подробнее об административной дееспособности вы узнаете из нашей статьи «Административная дееспособность – это».
К элементам АПС также относят гражданство, принципы, ответственность и гарантии.
Важно! Права и обязанности, являющиеся элементами административно-правового статуса граждан, носят неотчуждаемый характер.
Основные права и обязанности человека и гражданина
Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации закреплены в Конституции РФ. Среди них право:
Важно! Любое ограничение прав и свобод граждан возможно только на основании судебного решения.
Граждане РФ, имея гарантированные государством права, должны нести и возложенные на них обязанности, исполнение которых имеет существенное значение для эффективного государственного управления.
Конституция РФ предусматривает следующие обязанности граждан:
Гражданство РФ
Порядок получения, основания прекращения гражданства РФ, правовое регулирование двойного гражданства предусмотрены законом № 62-ФЗ.
Гражданство РФ приобретается по рождению, а также в результате приема или восстановления в гражданстве РФ. Ребенок становится гражданином РФ, если:
- мама и папа — граждане РФ (независимо от того, где родился ребенок);
- папа или мама — гражданин РФ, а второй родитель — иностранный гражданин (при условии что ребенок родился в РФ);
- оба родителя — иностранцы, проживающие в РФ, но другие страны не предоставляют ребенку свое гражданство (при условии что ребенок родился на территории РФ).
Обратите внимание! Любой иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее полной дееспособности, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ.
Важно! Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранный гражданин не является гражданином РФ и имеет гражданство другой страны. Лицо без гражданства не имеет документального подтверждения своей принадлежности к какому-либо государству.
В соответствии со ст. 62 Конституции РФ такие лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Исключения из этого правила установлены федеральными законами либо международными договорами. К таким исключениям, в частности, относят:
- запрет на госслужбу и допуск к гостайне;
- невозможность участия в выборах и референдуме;
- освобождение от воинской обязанности (исключение — служба по контракту);
- запрет на членство в политических общественных объединениях;
- ограничение права на въезд на территорию РФ (требуется специальное разрешение);
Обратите внимание! Для такой категории лиц предусмотрены некоторые виды специальной административной ответственности, например за нарушение режима пребывания. Также для них есть отдельная мера административного воздействия — принудительное выдворение за пределы РФ.
Принципы административно-правового статуса граждан в РФ
Основной принцип административно-правового статуса гражданина закреплен в ст. 2 Конституции РФ. В ней сказано, что человек, его права и свободы — высшая ценность, которой государство достигает за счет следующих инструментов:
Гарантии административно-правового статуса граждан
Человеку и гражданину на территории РФ гарантируется государственная и судебная защита его прав и свобод (ст. 45–46 Конституции РФ).
Гарантии можно разделить:
- На экономические. Состояние экономики страны, дающее возможность экономического (материального) обеспечения правового положения лиц в РФ достигается:
- обеспечением высоких темпов развития экономики страны;
- поддержкой предпринимательства;
- защитой всех форм собственности;
- созданием условий для добросовестной конкуренции.
- Политические. Состояние государственной власти, уровень демократии и политической стабильности в стране. Характеристики:
- обеспечение эффективного госуправления;
- наличие многопартийности;
- создание общественных объединений граждан;
- обеспечение достойных условий жизни граждан.
- Идеологические гарантии — состояние культурного уровня и духовно-нравственной сферы общества. Уровень правового развития граждан достигается:
- снижением уровня преступности;
- повышением правовой культуры и дисциплины общества.
- Юридические гарантии административно-правового статуса граждан. Совокупность закрепленных в законодательстве механизмов обеспечения правого положения человека характеризует:
- законодательное закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере госуправления;
- нормативное регулирование ответственности госорганов, муниципалитетов и чиновников за нарушение прав и свобод граждан;
- создание контрольно-ревизионных органов, осуществляющих надзор за деятельностью госорганов и муниципалитетов;
- обеспечение доступности подачи обращений.
Административно-правовой статус граждан РФ — важный показатель развития экономики страны, ее политической силы и уровня культурного развития. Соблюдение прав и законных интересов всех субъектов госуправления, высокий уровень правового сознания граждан характеризуют стабильное развитие государства.
Правовые основы административного статуса гражданина Российской Федерации
Рубрика: Юриспруденция
Дата публикации: 01.10.2019 2019-10-01
Статья просмотрена: 517 раз
Библиографическое описание:
Чикирина, Е. В. Правовые основы административного статуса гражданина Российской Федерации / Е. В. Чикирина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62722/ (дата обращения: 13.08.2021).
В статье анализируются совокупность нормативных актов, которые направлены на регулирование административно-правового статуса гражданина. Административно-правовой статус гражданина представляет собой совокупность прав, свобод и обязанностей, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации и действующим административным законодательством. Все дееспособные граждане могут осуществлять своими действиями субъективные права и обязанности, вступив при этом в административно-правовые отношения с органом исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления. Административно-правовые нормы реализуются при вступлении гражданина в административно-правовые отношения. Таким образом, можно сформулировать цель настоящей статьи, которая заключается в исследовании правовой основы административного статуса гражданина Российской Федерации.
Ключевые слова: Конституция РФ, нормативно-правовые акты, правовой статус, гражданин, местное самоуправление, государственное управление, акт.
В обществе и государстве юридический статус человека и гражданина в своем объеме проявляется как достаточно непростой и многоаспектный конституционно-правовым механизм. Указанный статус гражданина тесно смыкается с социальной структурой общества, а также пребывает в зависимости от уровня демократии и состояния законности в государстве.
Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую 22 ноября 1991 года [2] необходимо назвать среди нормативно-правовых актом, регулирующих права человека, как имеющую весьма весомое значение. Данный документ является фундаментальной основой, содержащей общепризнанные международные принципы и стандарты в сфере прав человека. Декларация явилась основанием и Конституции Российской Федерации 1993 года, в части основ правового статуса человека и гражданина в РФ.
В ходе проведенного анализа законодательства, мы можем выделить те нормативные правовые акты, в которых содержаться нормы, регулирующие административный правовой статус граждан России. Перечислим те, в которых эти нормы содержаться в достаточно большом объеме: на первом месте стоит Конституция РФ, далее идут акты, изданные органами представительной власти; следующие можно назвать акты, издаваемые Правительством Российской Федерации; далее следуют акты Министерств и ведомств Российской Федерации; после чего необходимо упомянуть акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации и затем акты, издаваемые органами местного самоуправления.
Содержание данных актов различное: они упорядочивают общепринятые правила; направлены на получение отдельными категориями граждан, установленных льгот; устанавливают порядок работы разных инспекций, учреждений и другое.
Конституция Российской Федерации в своей статье восемнадцатой провозглашает о том, что «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Положения конституционного права во многом определяют положение гражданина в весьма значимых сферах жизнедеятельности человека. Однако подробный порядок содержится в положениях иных отраслей права.
Во второй статье Конституции Российской Федерации содержится главная мысль, что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». В связи чем, можно говорить о том, что сам человек, его положение в России является сосредоточением правового регулирования. Вышеуказанная в Конституции мысль говорит о призвании права и государства, его соответствующих органов и должностных лиц служить в целом обществу, каждой отдельной личности и каждому отдельному человеку.
Основу правового статуса личности, в больше мере касающиеся регулирования именно его статуса в административной сфере, хотелось бы назвать следующие: право на жизнь (ч. 1 ст. 20); право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23); право на неприкосновенность жилища (ст. 25); право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27) и другие
Необходимо отметить и то, что в положениях Основного закона содержатся обязанности человека и определенные запреты, среди которых можно назвать запрет на занятие экономической деятельностью, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрет на принудительный труд (ч. 2 ст. 37).
Административно-правовой характер носят нормы, которые содержаться в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и могут быть ограничены федеральным законом. Необходимо в данном случае назвать норму, содержащуюся в федеральному законе «О полиции», которая дает сотрудникам полиции когда есть на то основания, которые предусмотрены должными административно-правовыми нормами, ограничить право на неприкосновенность жилища. Это ограничение допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:
1) «для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) для пресечения преступления;
4) для установления обстоятельств несчастного случая».
Перечислим нормативно-правовые акты, которые содержат в себе самые весомые аспекты правового статуса личности:
– Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
– Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации»;
– Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Далее назовем федеральные законы и кодексы, которые также содержат нормы, регулирующие правовой статус личности:
– Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция);
– Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
– Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция);
– Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (последняя редакция);
– Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 N 114-ФЗ (последняя редакция);
– Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (последняя редакция);
– Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
– Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция);
– Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями);
– Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528–1 (ред. от 26.07.2019) «О беженцах»;
– Закон РФ от 19.02.1993 N 4530–1 (ред. от 27.12.2018) «О вынужденных переселенцах»;
– Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция);
– Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ (последняя редакция);
– Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция);
– Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019);
– Гражданский Кодекс Российской Федерации (части 1–4);
– Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019);
– Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)
– Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019),
– также другие федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований.
Бесспорно, признанные всем мировым сообществом принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, касающиеся прав человека, включены в правовую систему России. И данные нормы Конституцией Российской Федерации признаны приоритетными над внутригосударственными нормами. Кроме названной выше Декларации, можно здесь указать также Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года [3]. Более 100 государств взяли за основу данную декларацию при подготовке своих конституций.
В настоящее время государства обязаны основываться на содержащихся в данной декларации нормах, несмотря на то, подписана она ими или нет, а также подписаны или нет прочие основные международные акты по правам человека, так как большая доля данных норм обязательна (ius codena) для всех государств.
ООН в 1966 году были приняты два Международных пакта:
1) «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН));
2) «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
Принятые пакты являются продолжением развития норм Всеобщей декларации прав человека, и в своей совокупности образуют своеобразную Международную Хартию прав человека.
Российская Федерация — участник вышеуказанных деклараций, и подписала другие международно-правовые акты, содержащие нормы, относящиеся к правам человека.
Российская Федерация является членом Совета Европы, что тем самым и способствовало присоединению России к международно-правовым актам по правам человека, которые действуют в Европе. Среди них можно упомянуть:
– «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]” (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7″ (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (и соответствующих протоколов к ней);
– «Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания» (ETS N 126) [рус., англ.] (Вместе с «Привилегиями и иммунитетами», «Пояснениями») (Заключена в г. Страсбурге 26.11.1987) (с изм. от 04.11.1993);
– «Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств» (ETS N 157) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 01.02.1995)
– и другие документы.
Российская Федерация также участник Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в связи с чем Россия также подписала многочисленные немаловажные документы, часть из которых касается прав человека.
Роль местного самоуправления, а также органов государственного управления немаловажны в формировании и реализации прав и обязанностей, составляющих административно-правовой статус человека.
Реализуя свои функции, они издают правовые акты, которые влияют на содержание статуса граждан, которые влекут приобретение им прав и обязанностей в той или иной сфере (образование, право собственности и др.); участвуют в организации исполнения нормативно-правовых актов, которые имеют отношение к административно-правовому положению граждан; оказывают помощь гражданам в реализации их конкретных субъективных прав; выполняют охрану прав и свобод граждан.
В своем большинстве акты, издаваемые органами местного самоуправления, представляются собой нормативно-правовой акт, содержащий конкретные права и обязанности, которые уже были определенны в достаточно общем виде конституциями и некоторыми законодательными актами.
Можно в качестве примера, указать Правила дорожного движения Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 04.12.2018) «О Правилах дорожного движения», которые являются базовыми и устанавливают права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера.
Можно говорить о том, что нормами административного права урегулированы в определенной части порядок разрешения органами местного самоуправления и государственной власти большое количество дел индивидуального значения. Также можно отметить, что данными нормами установлены определенные гарантии их прав и обязанностей.
Тем самым, можно сделать вывод о содержании административно-правового статуса гражданина. Он включает в себя права и обязанности, которые содержаться в Конституции Российской Федерации, и которые может осуществлять при реализации административно-правовых правоотношений с надлежащими субъектами. Данные права и обязанности принадлежат всем гражданам и не объединены с теми или другими частностями. Среди них можно говорить о различных личных, политических, экономических, социально-культурные правах и свобод граждан, указав в том числе и на права по защите этих прав и законных интересов гражданина.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Электронный ресурс — ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019.
- Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920–1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина // Электронный ресурс — ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019.
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции» Электронный ресурс — ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019.
Административно-правовой статус граждан РФ в 2022 году
Предлагается к рассмотрению новый законопроект, который изменит условия въезда в Россию в 2022 году и все сферы миграционной политики в Российской Федерации. Будут внесены коррективы и изменения в такие привычные понятия как РВП – разрешение на временное проживание и ВНЖ – вид на жительство. Этот проект призван будет обеспечить правоотношения между иностранными гражданами и Российской Федерацией.
Условия въезда в Россию в 2022: новый проект законодательства РФ
Правительство России в рамках «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 гг.» продолжает разрабатывать новые законопроекты относительно условий въезда в Россию и пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Так, 8 июля этого года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован новый законопроект, который называется «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства».
Принятие этого миграционного законодательства в РФ существенно повысит качество правового регулирования и введение информационных технологий в реализацию государственных услуг в области миграционной политики.
Каковы условия въезда в Россию в 2022 году, и что рассматривает этот законопроект?
- Получение или утрата прав на въезд в Россию иностранцев.
- Обязанности иностранных граждан и организаций, находящихся на территории РФ.
- Какие обстоятельства могут исключить право иностранцев на пребывание на территории России.
- Условия въезда в Россию в 2022 и допуска иностранцев к участию в правоотношениях трудовых, гражданско-правовых, образовательных и иных отраслях.
- Порядок въезда/выезда иностранных граждан в/из Российской Федерации.
- К условиям пребывания в России относится и установление разновидностей миграционных режимов в РФ и миграционный учет иностранцев.
- Регулирует доступ граждан иных стран к трудовой деятельности
- К условиям въезда в Россию относится установление меры административного надзора за законным пребыванием или проживанием иностранных граждан в Российской Федерации.
Таким образом, эта часть нового законопроекта уточняет и несколько изменяет предыдущие положения в миграционной политике Российской Федерации.
Новые коррективы в условиях пребывания в России
Но также это миграционное законодательство в РФ вносит новые коррективы в условия пребывания в России.
- После принятия закона иностранные граждане смогут сменить цель пребывания в России без того обязательного выезда с территории России, как требовалось по прежнему законодательству.
- Будут установлены три режима в условиях проживания в РФ мигрантов:
— краткосрочное пребывание не более 90 дней в течение одного календарного года;
— долгосрочное пребывание более 90 дней в течение одного календарного года, но без получения разрешения на постоянное проживание;
— бессрочное постоянное пребывание на территории Российской Федерации.
Таким образом, это новое миграционное законодательство в РФ предусматривает полный отказ от РВП, то есть, от разрешения на временное проживание в России.
- Предполагается создать два информационно-электронных ресурса: реестр работодателей, которые привлекают иностранных специалистов, и реестр самих иностранных граждан, которые хотят трудоустроиться в России.
На основе этих предложений нового законопроекта иностранцы смогут устроиться на работу к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, к физическим лицам. А также получить статус «самозанятых».
- Допуск иностранцев к рынку труда будет расширен. К условия въезда в Россию в 2022 относится и введение административного надзора за законным пребыванием/проживанием иностранных граждан в России. Этот новый правоохранительный режим в условиях проживания в РФ получит название «контролируемое пребывание».
- Вводится новое понятие «высылка» вместо двух прежних: «депортация» и
«административное выдворение».
Стоимость оформления документов на РВП, ВНЖ И ГРАЖДАНСТВО
- От иностранных граждан потребуется подписать соглашение о лояльности и необходимости подчинятся и соблюдать законоположения, закрепленные в Конституции Российской Федерации – это одно из основных условий въезда в Россию в 2022. Несоблюдение этого пункта может повлечь за собой отказ или утрату прав на въезд и пребывание на территории России:
«10. С целью устранения дублирующих оснований для применения различных мер принуждения проектом федерального закона не предусмотрен институт «решения о неразрешении въезда». Таким образом, проектом федерального закона исключена необходимость вынесения решения о какой-либо мере принуждения на основании ранее принятого решения о применении иной меры принуждения.
11. Решение о нежелательности пребывания (проживания) предполагается сохранить только в отношении находящихся за пределами территории Российской Федерации иностранных граждан, въезд в Российскую Федерацию которых создает или может создать угрозу конституционно значимым ценностям.
12. Закрепляется дифференцированный подход при принятии решения о применении мер принуждения, связанных с ограничением въезда в Российскую Федерацию, учитывающий личность иностранного гражданина и обстоятельства совершения правонарушения.
13. Для обеспечения государственных органов достаточной информацией о миграционной ситуации в Российской Федерации, перспективах ее развития, а также в целях принятия соответствующих управленческих решений проектом закладываются правовые основы информационно-аналитического обеспечения миграционной политики.
14. С целью обеспечения национальных интересов Российской Федерации в информационном пространстве органами государственной власти проектом федерального закона предусматривается формирование основных направлений информационной политики в сфере миграции». (из законопроекта «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»)
Информация для иностранных граждан, заинтересованных в получении РВП, ВНЖ и гражданства РФ
Юридическая компания «Prima Consulting» оказывает помощь в подготовке и сборе документов для получения статусов «разрешение на временное проживание» (РВП), вида на жительство (ВНЖ) и гражданство РФ. За этот период нашими клиентами были более 5000 человек. В команде компании «Prima Consulting» работают профессиональные юристы – знатоки своего дела, которые искренне желают оказать содействие своим клиентам в достижении поставленных целей: получить РВП, ВНЖ или гражданство Российской Федерации.
Мы будем рады предоставить Вам нашу поддержку и помощь.
Как уведомить Россию о ВНЖ в другой стране?
Давно мучает вопрос, как уведомлять государство о получении вида на жительство в другой стране.
Юридическая сторона этого вопроса очень размыта, поэтому очень уж хочется какую-то инструкцию: какие документы надо подавать, в какие сроки, ну и какие штрафы за просрочку.
Например, у меня ВНЖ в Нидерландах с августа 2017 года, а я до сих пор не уведомил об этом Россию. Изначально ВНЖ был на год, однако сейчас он уже на 5 лет. Вот и интересно, какой будет штраф за позднее уведомление?
Уведомить Россию о ВНЖ или втором гражданстве несложно, хотя и муторно. Из-за границы сделать это не получится, надо находиться в России. Есть два варианта: через Почту России или на личном приеме в МВД. Никаких госуслуг или МФЦ. Только очереди, только хардкор.
Если подать уведомление с опозданием, выпишут штраф. Он не очень большой — до 1000 Р . Если не уведомить совсем, возможна уголовная ответственность. Там штрафы гораздо больше — до 200 000 Р , а еще могут назначить обязательные работы.
Из неприятного: пока ведется производство по уголовному делу, из России могут не выпустить.
Кто должен уведомить Россию о ВНЖ
Изначально это требование придумали для депутатов и госслужащих. Они не имеют права вести государственные дела России, если их интересы связаны с другими странами. Но прямо в законе об этом не говорится, поэтому сообщать государству о гражданстве или виде на жительство в другой стране должны все граждане РФ. Даже если вы не имеете никакого отношения к политике и управлению государством, уведомить МВД все равно придется. Лично вам это нужно, чтобы не получить штраф и проблемы на границе.
Подать уведомление нужно в случаях, когда гражданин России:
- получил иное гражданство;
- получил ВНЖ или другой документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве;
- получил еще одно новое гражданство, ВНЖ или его аналог.
Документ, который подтверждает право на постоянное проживание в иностранном государстве, не обязательно называется «вид на жительство». Аналогично, не каждый документ с названием «вид на жительство» подтверждает такое право. Если для вас это может быть очевидным, то для судов не всегда.
п. 16 ст. 2 Шенгенского кодекса о границах — там сказано, что понимается под видом на жительство в рамках Шенгенского соглашения
Так, в Нальчике мировой суд признал гражданку России виновной по статье 330.2 УК РФ — якобы она не уведомила государство о своем виде на жительство. Ей назначили штраф 5000 Р . Ни миграционные органы, ни суды первой и апелляционной инстанций не учли, что у женщины был краткосрочный вид на жительство в Турции. По турецким законам он не дает право на постоянное проживание. Только президиум Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики прочитал закон Турецкой Республики № 6458 и прекратил производство по делу.
В законе есть оговорка: граждане РФ, которые постоянно проживают за рубежом, никого ни о чем уведомлять не должны. Вот только ни в одном нормативном акте не определено, что значит «постоянно проживать за пределами России».
Закон о праве граждан РФ на свободу передвижения распространяется на тех, кто живет в России. Этот закон вводит требование об обязательной регистрации по месту жительства, которую все называют пропиской, и месту пребывания. Но он ничего не говорит про тех, кто выезжает за пределы России.
Можно предположить, что постоянно проживающие за рубежом — это те, у кого нет прописки в России. Однако эти факты напрямую не связаны.
Конституционный суд давно разъяснил: место жительства не определяется регистрацией. Это только один из критериев, которые помогают суду установить место жительства гражданина. К тому же статья 6 ФЗ «О гражданстве РФ» разъясняет, как подавать уведомление, если у гражданина нет регистрации на территории России. Значит, законодатель не связывает обязанность по уведомлению о ВНЖ с наличием или отсутствием прописки.
Другой вариант — считать постоянно проживающими за рубежом тех, кто встал на консульский учет. Однако это тоже неверно. Консульский учет не заменяет прописку и никак не связан с правом на постоянное проживание. На него могут вставать любые иностранные граждане, которые временно или постоянно находятся на территории иностранного государства. Консульский учет нужен, чтобы с вами могли оперативно связаться, если возникнет какая-то опасная ситуация.
Налоговый кодекс РФ не регулирует вопросы гражданства и миграции, поэтому на обязанность уведомлять Россию о ВНЖ ваше налоговое резидентство не влияет.
На самом деле нет ни одного варианта, как определить факт постоянного проживания российского гражданина за рубежом в целях подачи уведомления о ВНЖ. Пока законодатель не пропишет в законе, что он под этим понимает, на форумах будут вестись споры, МВД будет издавать разъяснения, а суды будут вправе решать по-своему.
Поэтому безопаснее всего подать уведомление, особенно если осталась российская прописка. По сравнению с уголовным делом, это меньшее зло. Если прописки нет и вы уверены, что вас требование об уведомлении не касается, можете его не подавать, но риск того, что государство посчитает иначе, остается. Если вас все же привлекут к ответственности, чтобы избежать наказания, в суде надо будет доказывать, что вы постоянно живете за рубежом. Этот вариант для тех, кто не боится потратить время и нервы на судебное разбирательство или рассчитывает, что МВД ничего не узнает.
В какой срок надо подать уведомление о ВНЖ
Срок для уведомления отсчитывается с даты получения ВНЖ и различается для тех, кто живет в России, и тех, кто живет за рубежом.
ст. 6 ФЗ «О гражданстве РФ» — устанавливает сроки и порядок уведомления России о ВНЖ
Первая ситуация. Вы получили ВНЖ в другом государстве, пока были на территории России. Уведомление нужно подать в течение следующих 60 дней. Например, вы получили ВНЖ в Нидерландах 1 апреля 2019 года, значит — до 31 мая 2019 года надо подать уведомление. 31 мая тоже можно. Если подать 1 июня, будет основание выписать штраф.
Вторая ситуация. Вы получили ВНЖ в другом государстве, когда были за пределами России, но в течение следующих 60 дней посещали Россию. Уведомление также нужно подать в течение 60 дней с даты получения ВНЖ.
Третья ситуация. Вы получили ВНЖ в другом государстве, когда были за пределами России, и все следующие 60 дней в России вас не было. Тогда уведомление надо подать в течение 30 дней со дня въезда в Россию. День въезда определяется штампом в паспорте. Раньше вы и не сможете выполнить обязательства перед российским государством: уведомление нельзя подавать из-за границы.
Четвертая ситуация. Вы получили ВНЖ в другом государстве до 4 августа 2014 года и с тех пор в Россию не приезжали. Тогда для вас действует то же правило, что и выше. Как только вы пересечете российскую границу, начнут исчисляться 30 дней для подачи уведомления.
После въезда срок для уведомления не приостанавливается на время нахождения вне России. Если вы планируете быть в стране всего неделю, надо успеть подать уведомление за это время.
Как подать уведомление
Уведомление о ВНЖ можно подать только находясь в России. Из-за границы вы сделать это не сможете. Консульства и посольства не помогут. Единственный вариант — оформить доверенность и отправить в Россию представителя.
В первую очередь надо заполнить уведомление. Форма бланка стандартная. Она немного отличается, если подавать уведомление на детей или через представителя. Все формы есть в приказе МВД от 03.05.2018 № 267.
Бланк уведомления о наличии ВНЖ в другом государствеPDF, 333 КБ
Уведомление нужно подать в территориальный орган МВД России по месту прописки. Если прописки нет — по месту временной регистрации. Если нет ни постоянной, ни временной регистрации — по месту фактического нахождения.
Если подать уведомление не в тот территориальный орган МВД, его не примут, и уведомление придется подавать заново. Вот пример: одна гражданка РФ получила вид на жительство в Австрии и решила уведомить об этом Россию. Она имела постоянную прописку в России, но снимала квартиру по другому адресу. Уведомление она направила почтой по месту временного пребывания. Территориальный орган по вопросам миграции уведомление получил, принимать отказался и отправил в другой орган — по месту постоянной прописки женщины. В пути уведомление потерялось. В систему миграционного учета сведения не внесли. Женщина пыталась через суд признать действия чиновников незаконными, но ничего не вышло. Суд сказал, что фактическое место жительства не имеет значения. Подавать заявление надо было по адресу постоянной регистрации.
Прийти на прием лично. Уведомление нужно подать в орган МВД на региональном или районном уровне. Раньше была Федеральная миграционная служба, но ее расформировали, а функции передали МВД. Название изменилось, но люди и помещения остались те же.
На региональном уровне может действовать МВД по республике, главное управление или управление МВД по области и т. д. При территориальном органе МВД создается управление по вопросам миграции. На практике оно может называться, например, УВМ ГУ МВД по Саратовской области.
На районном уровне отделы по вопросам миграции формируются при отделениях полиции. Например, по моему месту прописки работает отдел по вопросам миграции отдела полиции № 4 управления МВД по городу Саратову. Его кодовое название — ОВМ ОП № 4 УМВД по г. Саратову. Еще у нас можно подать такие заявления в отделении ООЗПОРГРФ УВМ ГУ МВД по Саратовской области. Я не могу это расшифровать.
Чтобы не ошибиться с местом подачи уведомления, советую позвонить в территориальный орган МВД в вашем регионе. По телефону для справок должны сказать, какие отделения в вашем городе принимают уведомления о ВНЖ от российских граждан и в какие часы. Телефон, почтовый адрес, режим работы и другие контактные данные можно найти на госуслугах. Уведомление через этот портал подать нельзя, но посмотреть, когда работает нужный вам отдел МВД, — можно.
В отделении вас примет сотрудник МВД, проверит документы и, если все в порядке, отрежет от уведомления отрывной талон и отдаст вам. Его нужно хранить, чтобы доказать при проверке, что вы подали уведомление о ВНЖ. Советую сразу сфотографировать отрывной талон на случай, если он порвется или потеряется.
При подаче уведомления нужно показать внутренний паспорт гражданина РФ. На практике просят еще и заграничный: по нему можно проверить, когда вы находились на территории РФ, и решить, выписывать штраф или нет.
К уведомлению нужно приложить:
- Копию внутреннего российского паспорта.
- Копию ВНЖ или аналогичного документа.
- Копию паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие другого гражданства, — если оно есть.
Дополнительные документы понадобятся, если подавать уведомление в отношении детей. Я не буду сейчас подробно это рассматривать, если для вас это актуально — посмотрите пункты 8—10 Порядка подачи уведомлений о наличии двойного гражданства.
Направить уведомление из отделения Почты России. Можно обратиться в любое отделение Почты России и направить уведомление оттуда. К нему надо приложить копию российского паспорта и ВНЖ. Форма уведомления та же. На практике в почтовом отделении могут сказать, что у них нет бланков уведомлений, поэтому лучше распечатать такой бланк заранее.
На сайте почты сказано, что уведомление заполняется в двух экземплярах, к нему прилагается копия ВНЖ и российского паспорта. Но утвержденный МВД порядок подачи уведомлений такого не предусматривает. Уведомление заполняется в одном экземпляре.
Сотрудник почты сверит ваши личные данные, указанные в уведомлении, с паспортными данными. Паспорт нужно будет предъявить обязательно. Если всё в порядке, сотрудник почты заполнит отрывной талон уведомления, поставит подпись и штамп почтового отделения. Отрывной талон он отдаст вам.
Само уведомление и копии ваших документов сотрудник почты сложит в конверт и отправит в территориальный орган МВД ценным письмом с описью вложения. Вам лучше заранее уточнить, что это за орган и какой у него адрес, чтобы заполнить конверт перед отправкой. Опись вложения можно составить прямо на почте, с бланками проблем обычно не бывает. Можно заполнить опись дома через сайт Почты России и распечатать ее. Опись вложения составляют в двух экземплярах, один останется у вас.
Подать уведомление через представителя. Порядок подачи уведомлений, принятый в 2018 году, это предусматривает. Требований к представителю нет: это может быть и российский, и иностранный гражданин. Доверенность должен удостоверить нотариус. Обычно он же и составляет текст доверенности. За рубежом доверенность можно оформить в консульском учреждении РФ.
Выбранное вами лицо с доверенностью и своим паспортом должно прийти в отдел МВД по месту вашей прописки. Если ни прописки, ни временной регистрации у вас в России нет, а желание уведомить государство о ВНЖ есть, представитель может обратиться в любой удобный ему территориальный орган. Прямо об этом в правилах подачи уведомлений не прописано, но и запрета нет. Представитель может подать уведомление и через Почту России.
Представитель должен приложить к уведомлению следующие документы:
- Заполненное уведомление по специальной форме.
- Копию вашего ВНЖ.
- Копию вашего внутреннего российского паспорта.
- Копию своего паспорта.
- Копию доверенности.
Представитель подтверждает получение отрывного талона от уведомления своей подписью и забирает его с собой.
Что в итоге
Если вы уверены, что постоянно проживаете за рубежом и готовы доказать это органам внутренних дел и суду, можете не подавать уведомления.
Уведомление можно подать только на территории России.
Для этого есть три способа:
- Прийти в отдел МВД по вопросам миграции лично.
- Прийти в отделение Почты России.
- Отправить в МВД или на почту своего представителя, перед этим оформив доверенность.
Если подать уведомление с пропуском срока, могут оштрафовать на тысячу рублей. Это максимум.
Если вообще не подавать, грозит уголовная ответственность — штрафы до 200 000 Р или обязательные работы. Норма рассчитана на госслужащих, но и обычным людям может достаться. Суд может и не знать тонкостей зарубежного законодательства, тогда дело затянется.
Как видите, подать уведомление о ВНЖ несложно. Если оформите нотариальную доверенность, за вас это сможет сделать представитель. Другой вариант — потратить несколько часов, когда будете в России, и лично посетить МВД или отделение почты. И будет вам счастье.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Где проще и дешевле получить ВНЖ в Европе
Многие стремятся получить лучшие условия для жизни в другой стране, желательно где-то в Европе. Но вид на жительство получить не всегда просто и дешево, все зависит от условий и требований к приезжим, которые выдвигает государство. В статье подскажем с выбором страны и дадим советы для иммигрантов.
Спокойная и комфортная жизнь в Европе
Страны Евросоюза считаются наиболее развитыми в мире. Жители других государств находят условия для проживания там лучше, чем на родине. Это привлекает все больше и больше соотечественников.
Важными факторами при выборе являются также:
- теплый климат;
- близкое расположение стран-соседей (за весь отпуск можно объехать несколько государств или отправиться в эти земли по работе);
- инфраструктура на достойном уровне;
- экономическая стабильность;
- размеренный темп жизни.
По этим и многим другим причинам европейские державы так популярны.
Что такое Шенген и Евросоюз
К содружеству с политической и экономической направленностью причисляют 28 стран. Это сообщество и является Евросоюзом, дает участникам преимущества:
- торговля между европейскими государствами без налога, это позволяет держать стоимость продовольственных товаров, одежды, обуви на одном уровне;
- границы открыты, если являться гражданином страны из Евросоюза, оформить шенгенскую визу или вид на жительство (ВНЖ), допустимо свободно передвигаться по всей территории. Это дает дополнительные возможности для работы, учебы, туризма;
- одна валюта — евро, это показатель единства между европейскими державами, упрощает торгово-экономические отношения;
- на всем континенте нет военных действий, страны Евросоюза не участвуют в конфликтах. Власти подписали Шенгенское соглашение более 35 лет назад, это не только обеспечивает бесконфликтность, но и упрощает паспортный контроль.
Согласно шенгенскому законодательству для легального длительного проживания на территории европейского государства, нужно иметь ВНЖ, которое получить не так уж и просто. Реальные отзывы о доступных и бюджетных возможностях получения паспорта ЕС можно на информативном форуме портала pokeda.ru.
Вид на жительство — понятие и преимущества
ВНЖ разрешает находиться в Европе в конкретной стране. Его выдают исключительно иностранцам. Документ позволяет свободно перемещаться по всей территории, покупать недвижимость и оформлять ее на себя.
Получить вид на жительство реально несколькими способами:
- купить недвижимость;
- устроиться на работу;
- получать образование в местном университете;
- зарегистрировать брак с гражданином европейской страны.
Некоторые державы специально привлекают иммигрантов, это позволяет развивать экономику, получать новое население. Например, в Латвии, если покупаешь жилье на сумму более 250000 евро, кроме разрешения на проживание дают бонусом водительское удостоверение. Однако для россиян могут быть приняты жесткие меры, и ВНЖ через покупку недвижимости скоро получить станет невозможным.
В Португалии получить разрешающий документ еще проще, в течение первого года находиться инвестору на территории придется одну неделю, а в последующие пару лет — не менее 2 недель. Обязательное условие — покупка жилой или коммерческой площади на сумму от полумиллиона долларов.
Также допускается открыть бизнес, предоставить минимум 10 рабочих мест. В Болгарии выдадут ВНЖ не только предпринимателю, но и дополнительно трем сотрудникам-иностранцам.
Если нет финансовой возможности купить квартиру или дом в Европе, не стоит отчаиваться. Студентам предоставляют разрешение на проживание. Можно обучаться в университете, языковой школе. Высшее образование легко получить даже на бесплатной основе, если уровень владения языком не ниже B1.
Если не поступили на бюджет, выручают частные школы. В Чехии курсы стоят 1500 евро, а один семестр в институте — 750-800 евро. Главное, чтобы учебное заведение было аккредитовано.
Менее затратным вариантом получить ВНЖ и ПМЖ в дальнейшем — вступить в брачный союз с гражданином европейского государства. Власти некоторых держав ужесточили правила, проводя допросы, собирая фотографии пары за все годы совместной жизни.
Как подготовиться к переезду
Прежде чем и мигрировать, нужно обладать достаточным объемом информации об экономике, культуре, политической ситуации, религии. В противном случае есть риск, что иностранец лишь потеряет время и деньги, но не задержится в этой стране. Какие пункты лучше уточнить еще до переезда?
- Требования к получению как ВНЖ, так и ПМЖ. Важна любая информация из интернета, от знакомых иммигрантов, которые уже прошли процедуру недавно. Особое внимание уделить мелким деталям, как правило, именно это тормозит процесс.
- Приехать в государство в качестве гостя, туриста. Оценить уровень комфорта, навык владения иностранным языком, съездить к будущему работодателю или на день открытых дверей в университет.
- Немаловажный фактор — климат. В Европе жаркое лето и мягкая теплая зима, почти всегда без снега. В зависимости от личных предпочтений нужно оценить этот аспект.
- Как местное население относится к иммигрантам. Где-то презирают приезжих. В других землях все радушно относятся к иностранцам, предлагают помощь.
Переезд в Германию в последние годы осложнен политическими событиями, ужесточениями правил выдачи разрешительных документов беженцам из Сирии. Иммигранты прибавили проблем властям, а местное население и гости испытывают в значительной степени дискомфорт.
Пенсионеры-иммигранты
Некоторые люди в почтенном возрасте стремятся провести остаток дней в теплых европейских государствах, например, в солнечной Испании. Здесь комфортный климат, хорошая экономическая обстановка и социальная политика. Вид на жительство без права на ведение трудовой деятельности выдают иностранцам при покупке недвижимости на сумму от 160000 евро.
Пенсионерам не всегда удается адаптироваться к новой жизни, культуре, выучить язык, узнать законы, к этому следует быть готовым.
Сложные для переезда страны
В Австралии не всегда рады иммигрантам. Получить гражданство в дальнейшем реально при условии невозможного выезда из страны в течение десяти лет и даже больше. Сократить этот срок на 4 года можно, если сделать инвестирование в экономику в размере двух миллионов евро.
Остаться в Швеции получится, если обладать узкопрофильной специализацией, востребованной в стране, но на рабочее место нет шведа с дипломом. В Швейцарии одобряют только большие инвестиции.
Где легче всего получить вид на жительство в Европе
«Старушка Европа» многих привлекает в качестве возможного места жительства. Относительно высокий уровень жизни и культуры, многовековая история и высокие социальные стандарты — все это делает вид на жительство в Европе желанной целью для наших соотечественников. Особенно в 2022 году, когда даже самая простая зарплата в Европе (если судить по прошлым годам) выше доходов престижных специалистов в российской провинции.
Панорама вечернего Парижа
Сразу же нужно сказать, что проще получить вид на жительство в европейских странах, не входящих в Шенген, где к россиянам относятся более лояльно. Например, в Болгарии или на Кипре. Из стран Евросоюза, следует отметить Латвию.
Многие использовали раньше эту страну для легального проживания на территории других государств из Европейского сообщества, открывая предприятие на латвийской территории или приобретая недвижимость в этом прибалтийском государстве.
При покупке жилья проще всего для российских граждан также получить ВНЖ в Болгарии, Греции, Испании, на Мальте и на Кипре.
Из этих стран стоит выделить Болгарию, так как в ней более низкие и привлекательные цены. Однако страны Евросоюза также очень различаются в своем подходе к вопросу иммиграционной политики. Зная некоторые нюансы законодательства и особенности отношения к мигрантам, можно выбрать для воплощения своей мечты в жизнь наиболее простой вариант.
Кроме иностранцев, которые приезжают в Европейские страны учиться или работать, ЕС ежегодно принимает большое количество беженцев. В 2022 году Германия и Великобритания остаются странами, принявшими наибольшее количество беженцев из Сирии, Афганистана и Ирака, когда Швеция и Бельгия дали убежище меньшему количеству людей.
Начиная с 1999 года, Европейский союз стал создавать общие параметры для иммиграции в страны соглашения. В любую из 28 стран Европы можно поехать как:
- Студент.
- Высококвалифицированный специалист.
- Работник дочерней компании родной страны в Европе.
- Сезонный рабочий.
- Родственник гражданина или постоянного резидента ЕС.
Сколько стран в Евросоюзе? Шенгенская зона и зона хождения евро
Определимся с тем, какие именно государства входят в Еврозону.
Во-первых, это страны, которые организовали это объединение: Люксембург, Италия, Франция, Бельгия, Германия и Нидерланды. Во-вторых, это — последовательно присоединившиеся к ним другие государства Европы: Австрия, Венгрия, Греция, Ирландия, Испания, Мальта, Дания, Португалия, Великобритания, Швеция, Бельгия, Кипр.
Страны бывшего социалистического лагеря тоже оценили преимущества единого торгово-экономического пространства и присоединились к ЕС. В том числе Латвия, Румыния, Словения, Словакия, Финляндия, Хорватия, Чехия, Эстония, Болгария, Литва и Польша.
Есть также острова, которые не находятся территориально в Европе, но принадлежат европейским государствам, таким, как Франция, Испания и Португалия.
Они не являются «Европой» в географическом смысле, однако привлекательны для инвесторов и туристов.
Все эти государства входят в шенгенскую зону, кроме Великобритании, Румынии, Кипра, Хорватии, Ирландии и Болгарии.
Также есть государства, которые не относятся к ЕС, но входят в зону Шенген. Это Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. И только 18 стран Еврозоны имеют одинаковую валюту, евро.
Небольшой экономический обзор
Традиционно, в Еврозоне есть страны с крепким экономическим положением, а есть так называемые аутсайдеры.
Лидирующее положение по уровню ВВП на одного жителя занимает Люксембург, за ним идут Нидерланды, Австрия, Швеция, Ирландия. В середине такие гиганты, как Германия, Франция и Великобритания, а замыкают этот список традиционно страны бывшего социалистического лагеря — Литва, Латвия, Румыния, Болгария.
В последнее время такие страны, как Кипр, Испания и Португалия наращивают свои возможности и показывают прирост ВВП.
ВВП Испании в долларах США
Чем выше экономическое развитие государства, входящего в состав Евросоюза, тем, соответственно, выше уровень жизни его жителей, тем привлекательнее это государство для постоянного проживания, и тем жестче условия для иммиграции.
Что такое ВНЖ
ВНЖ — так чаще всего сокращенно обозначают понятие «временный вид на жительство»
Существуют свои особые названия для этого документа, а также специальные процедуры, которые ведут к его получению, в каждой из стран Евросоюза. Найти страну, где это сделать проще, мечтает любой желающий иметь такой ВНЖ.
Карточка ВНЖ в Италии
ВНЖ может выдаваться как с правом на работу, так и без получения такой возможности. В привлекательных для иммиграции странах, таких как Германия, Испания и Чехия, которые до недавнего времени занимали лидирующее положения по количеству бизнес-иммиграции, теперь стало очень сложно получить ВНЖ с правом работы.
Сколько вы готовы вложить в свою мечту
Существует несколько основных примерно одинаковых способов получения ВНЖ для иностранцев. Все они различаются по количеству капитала, необходимого для того, чтобы заявить о своем желании жить в Европе.
Существует возможность инвестиций в недвижимость. Она предполагает приобретение вида на жительство в стране при условии покупки недвижимости.
Наиболее привлекательной в этом вопросе до недавнего времени была Латвия. Необходимая для получения ВНЖ сумма инвестиций в недвижимость составляла около 70000 евро в провинции и около 140000 евро в Риге или в Юрмале.
Однако, в связи с большим количеством заявок от иностранцев, стремящихся получить вид на жительство в Европе при относительно небольших вложениях, латвийские власти стали опасаться угнетения своей культуры.
С 1 сентября 2014 года получил свою силу закон, согласно которому эта сумма составляет 250000 евро, и из них 5% нужно пожертвовать в доход государства.
Подобные программы имеют Болгария (300000 евро), Испания (500000), Португалия (500000), Кипр (300000) и Греция (300000).
В других странах покупка недвижимости не является 100% гарантией получения ВНЖ.
Хорошим вариантом для такого типа иммиграции становится Португалия, так как в этой стране существует проект «Золотая виза» — при покупке недвижимости от 500000 евро получаешь вид на жительство особой формы.
При этом нет необходимости проживать на территории Португалии, ВНЖ будет сохраняться, если приезжать в страну минимум на 7 дней в году.
Скалистый берег Португалии
Голубая карта ЕС
Голубая карта Европейского союза дает возможность для высококвалифицированных специалистов, граждан стран за пределами ЕС, переезда и работы в странах союза.
Для получения карты необходимо иметь высшее образование и контракт с европейской компанией. Переезд по голубой карте ЕС предусмотрен только для работников на полной занятости, получить статус планируя работать фрилансером нельзя. Также есть и особые требования к будущей зарплате – она должна быть как минимум в полтора раза больше средней зарплаты по стране.
Обладатели Голубой карты Европейского союза имеют право оформить визу для своих супругов и детей по программе воссоединения семьи.
Голубую карту выдают сроком от 1 до 4 лет, после чего ее можно продлить. Но иностранец, имеющий такую карту, должен не менять работу в первые два года. Поменять работу в первые два года можно только с разрешением властей страны, в которой человек проживает. Если иностранца уволят с работы, то ему дается три месяца на поиск новой. Иногда в такой короткий срок новое место работы найти не получается и тогда иностранец теряет свой статус обладателя голубой карты ЕС.
Также голубую карту одной страны можно поменять на карту другой, например, в случае нового трудоустройства.
Программа воссоединения семьи
Власти Европы приготовили программу переезда и для всех членов семьи: гражданин или постоянный резидент страны Европейского союза имеет право пригласить своего супруга, детей или пожилых родителей на совместную жизнь.
Такой программой переезда часто пользуются обладатели голубой карты ЕС, которые уехали в Европу для заработка и сейчас хотят перевезти свою семью к себе.
Но это актуально не только для семей, переезжающих в Европу, но и для людей, которые заключают брак с гражданами стран Шенгенского соглашения. Однако, власти Европейских стран подходят к бракам между иностранцами с осторожностью и требуют предоставить документы, подтверждающие совместную жизнь. А фиктивные браки строго наказываются законом: иностранцу может грозить депортация, запрет на въезд и большой штраф.
Получение студенческого ВНЖ
Европейское образование всегда входило в число самых престижных.
Получить знания, европейский диплом, а также ВНЖ в ЕС — это хорошая перспектива для дальнейшего трудоустройства и получения ПМЖ и европейского гражданства.
Если ваша учеба за границей будет длиться дольше, чем 90 дней, то есть необходимость оформлять ВНЖ.
Получить высшее образование в Европейском ВУЗе и потом остаться в стране для работы – один из лучших вариантов иммиграции для молодежи. Были времена, когда иностранцы почти не приезжали в Европу из-за отсутствий знаний местного языка, но с введением английских программ в университетах, все больше и больше людей стали подавать заявки и переезжать в Европу как студенты.
Стоимость образования в европейский университетах не такая высокая, как в США, Канаде и Австралии. В зависимости от ВУЗа, выбранного направления и страны за один год придется заплатить от 1 500 евро. Однако это не единственные затраты студента в стране. Для оформления и ежегодного продления вида на жительство придется показать банковский счет с определенной суммой на нем(зависит от страны, но грубо можно сказать от 6 000 евро).
Венский университет – старейший университет Европы
Процесс получения вида на жительство с целью получения образования в Европе достаточно прост – достаточно поступить в ВУЗ и получить от них письмо о зачислении.
Процесс небыстрый. Для того, чтобы получить визу до начала учебы, документы стоит подавать как минимум за три месяца. Дело в том, что в случае оформления студенческого внж документы отправляются в миграционый офис по месту будущего проживания(например, поступили в ВУЗ Австрии в Вене, значит документы отправятся в магистрат Вены), поэтому срок рассмотрения документов зависит от времени их доставки и загруженности работников местной службы.
Отказов в студенческом внж почти не бывает.
ВНЖ выдается на 1 год, с возможностью последующего продления при условии положительного результата семестровых экзаменов.
Топ-10 европейских стран для получения ВНЖ в 2022 году
- Бельгия. Эта страна не так часто упоминается в источниках, но получить бельгийский внж не так уж и сложно. Открыв бизнес с минимальным стартовым капиталом в 12 тысяч евро(почти в 2 раза меньше, чем в Австрии – 30 000 евро) и хотя бы одним работником, иностранец претендует на получение вида на жительство.
- Мальта. Солнечная небольшая страна, которая привлекает туристов остаться там на побольше. Купив недвижимость на 500 000 евро, иностранцы могут получить вид на жительство и наслаждаться приятной погодой круглый год.
- Португалия. Также как и Мальта, предлагает программу получения визы через приобретение недвижимости.
- Испания. Купив квартиру или дом, стоимостью как минимум 500 000 евро, иностранцы получают золотую визу Испании. Особый плюс в ее наличии, так это продление за пределами страны в консульстве или посольстве.
- Болгария. Благоприятные условия для открытия собственного бизнеса и получения внж привлекают выбор иностранцев.
- Кипр. На Кипре тоже действует программа получения визы через покупку недвижимости. А огромный плюс на будущее – для получения гражданства необязательно сдавать экзамен по национальному языку.
- Австрия. Эта страна предлагает систему баллов для получения вида на жительство в страну. Знания немецкого языка, высшее образование и опыт работы оцениваются и на основании полученного балла выдается внж.
- Греция. В Греции также существует программа получения внж через приобретение недвижимости. Минимальное требование к его стоимости – 250 000 евро.
- Латвия. В Латвии получить вид на жительство можно разными способами. Главные критерии для его получения: знания латышского языка на уровне А1.
- Великобритания. Огромный плюс переезда в эту страну – достаточно знаний английского языка. Англия предлагает программы переезда как для квалифицированных специалистов, так и для работников дочерних компаний.
Каким бы ни был ваш вариант, нужно помнить о том, что абсолютно легких и гарантированно простых путей для получения вида на жительство в Европе не существует. Главное — это проанализировать свои шансы, учитывая сильные и слабые стороны, определиться, какова цель получения ВНЖ в Европе, и найти надежного партнера, который поможет вам пройти через все бюрократические трудности.
О возможности получения ВНЖ и гражданства Португалии с помощью инвестиций и натурализации подробно рассказывается в этом видео.
ВНЖ и проживание в странах ЕС и Шенгена: о чем нужно знать?
Оформляя ВНЖ в одной из стран Шенгенской зоны, каждый хочет получить максимум выгоды от нового статуса. Особенно привлекает возможность свободного передвижения по большей части территории Европы. При этом многие путаются в возможностях этого статуса. Главная причина заблуждений – отсутствие четкого разграничения понятий «Евросоюз» и «Шенген» и особенностей посещения государств-участников этих образований. Чтобы понимать свои права и возможности, важно знать главные отличия и тонкости миграционной политики ЕС и Шенгена.
В чем главные отличия ЕС и Шенгена?
Евросоюз и Шенгенская зона – это два обособленных надгосударственных образования, сформированные с разными целями:
ЕС – политико-экономический союз, созданный ради общего рынка для ведения бизнеса и обмена товарами и услугами. Включает 28 государств.
Шенген – пространство стран, объединенных нормами Шенгенского законодательства. Включает 26 государств, которые специальным договором отменили пограничный контроль на границах между собой
Границы этих образований совпадают частично – у них 22 «общих» государств-участников.
Почему важно разбираться в понятиях?
Большинство европейских стран входят и в ЕС, и в Шенген, поэтому с ВНЖ одной из них вы можете беспрепятственно ездить по всей Шенгенской зоне. Жить на территории государства, где оформлен ВНЖ, можно неограниченный срок, а в других странах образования – 90 дней в течение 180. Но в случае со странами, которые включены только в ЕС или только в Шенген, все не так просто. Поэтому важно разбираться, куда вы можете без ограничений ездить с тем или иным ВНЖ, а куда – нет. Учитывайте такие особенности:
С видом на жительство в Шенгене вы не сможете без виз попасть на территорию Ирландии и Великобритании. Более того, безвизовый доступ в эти страны закрыт даже с ВНЖ Евросоюза.
С ВНЖ или ПМЖ в стране, которая включена в ЕС, но не в Шенген, нельзя свободно перемещаться по Шенгенской зоне. Например, имея статус на Кипре, нельзя без визы попасть в Испанию или Португалию.
С британским ВНЖ не разрешен свободный въезд в Шенгенскую зону – необходимо оформление именно шенгенской визы.
С видом на жительство в Шенгене можно посещать отдельные страны Евросоюза, которые не входят в зону. Такие привилегии предлагают Кипр, Хорватия, Болгария.
Имея гражданство ЕС, вам доступны путешествия в Швейцарию, Норвегию, Исландию и Лихтенштейн, которые не состоят в Союзе.
Право свободно проживать на территории ЕС или Шенгена неограниченный срок дает только паспорт государства, входящего в соответствующее образование. Важно также учитывать, что ряд европейских стран не включены ни в ЕС, ни в Шенген. Например, Турция, Сербия, Македония, Черногория. Оформив тут вид на жительство, вы получаете право жить лишь на территории конкретного государства. Чтобы посещать любые другие европейские страны, независимо от запланированных сроков пребывания, необходимо получать визу.
В каких странах Европы можно быстро оформить ВНЖ?
Многих граждан устраивает опция постоянного проживания в одной из стран Европейского Союза или Шенгена с правом на временное пребывание в других юрисдикциях образования. В таком случае проще и быстрее всего оформить ВНЖ в следующих государствах Европы:
Испания – за покупку недвижимости на сумму от 500 тыс. евро;
Португалия – за вложение в недвижимость 350-500 тыс. евро, в зависимости от типа объектов;
Австрия – по программе для финансово независимых лиц, подтвердив свою состоятельность наличием средств на постоянное проживание;
Мальта – за отчисление подоходного налога 15% от прибыли в год;
Швейцария – за уплату ежегодного фиксированного налога в размере 100 тыс. франков;
Греция – за покупку недвижимости или инвестиции в бизнес-проект на сумму от 250 тыс. евро.
Процедура получения вида на жительство в этих странах займет 2-4 месяца. Это возможно благодаря специальным государственным программам для инвесторов и независимых лиц.
Как обеспечить себе свободу в выборе страны?
Многих интересует, как сделать так, чтобы границы между странами не препятствовали свободному перемещению и проживанию в большинстве государств Шенгенской зоны. Такая возможность есть – оформление паспорта ЕС. Оптимальный вариант с учетом финансов и сроков получения гражданства – Мальта. Чтобы оформить его по госпрограмме, потребуется комплекс инвестиций, включая пожертвование в Госфонд, покупку недвижимости и облигации. Приблизительная общая сумма затрат – 1,2 млн евро. Благодаря мальтийскому паспорту новоиспеченный гражданин сможет свободно выбирать европейскую страну для проживания. Документ дает право поселиться на неограниченный срок практически в любом государстве, предварительно оформив там регистрацию. При этом зарегистрироваться на новом месте можно по упрощенной процедуре. Подобрать программу для получения европейского паспорта согласно вашим целям и возможностям помогут эксперты Эмиграционный центр Гарант.
Андрей Бойко, СЕО Эмиграционный центр Гарант.