Как можно по закону остановить пеню по квартплате в 2022 году

Как УО рассчитать пени за неоплату ЖКУ после отмены моратория-2020

1 января 2022 года истёк срок моратория на взыскание пеней за неоплату жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим у поставщиков ЖКУ возникает много вопросов: на главные из них ответила Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец в новом видео онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются».

УО и ТСЖ вправе начислять и взыскивать с потребителей пени за неоплату ЖКУ со 2 января 2022 года

Мораторий на начисление и взыскание пеней, штрафов и неустоек с потребителей, которые с апреля 2022 года не оплачивали жилищно-коммунальные услуги, прекратил действовать 1 января 2022 года. Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала рассказала о том, с какой даты можно начислять пени, как рассчитывать период просрочки и распространяется ли мораторий на нежилые помещения в МКД:

Нельзя предъявить сумму пеней за период действия моратория, введённого ПП РФ № 424

Запрет на взыскание пеней и штрафов при просрочке платежей за ЖКУ действовал с 6 апреля 2022 по 1 января 2022 года. Он был введён постановлением Правительства РФ от 02.04.2022 № 424. Мораторий распространялся на потребителей и на лиц, управляющих домами: УО, ТСЖ и кооперативы.

30 апреля 2022 года появился обзор ВС РФ № 2 по вопросам применения нормативно-правовых актов, касающихся борьбы с коронавирусом, в том числе по мораторию на пени из-за неоплаты гражданами счетов за ЖКУ:

  1. Запрет на пени действует по 1 января 2022 года включительно, следовательно, расчёт пени начинается со 2 января.
  2. На весь период действия моратория нельзя начислять и взыскивать неустойку.

Как отметила Елена Шерешовец, не имеет значения, что период запрета ПП РФ № 424 на пени за долги уже завершился: за просрочку платежей с 6 апреля по 1 января 2022 никогда нельзя будет предъявить должникам сумму пеней.

Период действия моратория на пени не включается в дни просрочки платежей, указанные в ч. 14 ст. 155 ЖК РФ

Второй вопрос, на который ответила Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» в выпуске онлайн-журнала, – как рассчитывать период просрочки платежа в соответствии с условиями ч. 14 ст. 155 ЖК РФ. Эта норма устанавливает зависимость размера пени от количества дней просрочки:

  • 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, начиная с 31-го дня по фактический день оплаты, произведённой в течение 90 дней;
  • 1/130 ставки, начиная с 91-го дня.

Период с 6 апреля 2022 по 1 января 2022 года нельзя включать в расчёт дней просрочки, даже если отсчёт таких дней начался до появления ПП РФ № 424. Если задолженность возникла уже после вступления в силу моратория на пени, то отсчёт периода, когда возникла задолженность, ведётся со 2 января 2022 года. Эксперт подробно разобрала этот вопрос на примере:

При начислении в период моратория пеней на долг по нежилому помещению УО/ТСЖ следует быть готовыми к судебным спорам

Вопрос о том, распространяется ли мораторий ПП РФ № 424 на нежилые помещения, до сих не прояснили ни Правительство, ни Верховный суд РФ. Текст постановления, как отметила Елена Шерешовец, можно прочитать двояко и трактовать по-разному. Сегодня уже есть примеры судебных споров по вопросу начисления пеней на сумму долга за ЖКУ по нежилым помещениям в МКД, и мнения судей расходятся:

  1. ПП РФ № 424 распространяется на всех потребителей в МКД, независимо от статуса помещения, поэтому с 6 апреля 2022 года по 1 января 2022 года взыскать пени с них нельзя (дело № А76-25179/2020).
  2. Мораторий на начисление неустойки установлен только в отношении собственников жилых помещений, на нежилые он не распространяется (дела № А50-7770/2020, № А50-7642/2020).
Читайте также:  Как действует спонсорское письмо на визу во Францию в 2022 году

Эксперт рассказала, что УО/ТСЖ следует принять одну из этих точек зрения и следовать ей. Однако им нужно быть готовыми к тому, что законодатели и/или суды займут иную позицию, это будут риски поставщика ЖКУ. Если не появится никаких официальных разъяснений по вопросу взыскания пеней с собственников нежилых помещений в МКД в период моратория, то постепенно сложится судебная практика, на основе которой ВС РФ затем вполне может сформулировать чёткую позицию.

Больше информации по данному вопросу вы найдёте во втором в этом году выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются». Ранее Елена Шерешовец рассказала о судебных делах, в которых РСО пыталась взыскать с УО/кооператива плату за безучётное потребление коммунальных ресурсов, но суды встали на сторону управляющих недвижимостью.

Обзор тем и вопросов, которые эксперт разобрала в онлайн-журнале в 2022 году, вы найдёте по ссылке. Подписывайтесь на YouTube-канал Ассоциации «Р1» и следите за обновлениями.

Что ждет собственников и отрасль после отмены пени в январе 2022 г.

В блоге Инфокрафт ЖКХ мы уже рассказывали про начисление и оплату пени за ЖКУ после 6 апреля 2022 г. , а также рассмотрели вопрос почему юристы не сходятся во мнении по отмене пени за ЖКУ в 2022 году . Мораторий на начисление пени действует до 1 января 2022 года и у специалистов сферы ЖКХ возникает вопрос: как производить начисление пени в 2022 году после отмены моратория. В статье ответим на этот вопрос, а также расскажем о последствиях отмены моратория для сферы ЖКХ.

Как действует мораторий?

Постановлением Правительства от 02.04.2022 № 424 были приостановлены положения Правил 354 и ЖК РФ в части права организаций ЖКХ на начисление и взыскание пени. Мораторий действует с 6 апреля 2022 года по 1 января 2022 года. Это означает, что УО, ТСЖ не могут до 1 января 2022 года начислять пени, которые возникли после 6 апреля 2022 года равно как и взыскивать такие пени, право на начисление которых было приостановлено.

Обратите внимание, что мораторий действует на оплату за коммунальные услуги, жилищные услуги (содержание, ремонт и услуги управление) и распространяется на взносы по капитальному ремонту.

Имеют ли право организации ЖКХ начислить пени в 2022 году за период действия моратория?

Такой вопрос возникает по причине указания в платежных документах на оплату за ЖКХ информационных сообщений, например – “информируем, что пени за неоплату за ЖКУ в период с 6 апреля 2022 года по 1 января 2022 года будут выставлены в платежном документе за январь 2022 года”.

Такая информация вводит в заблуждение и если произвести начисление в таком порядке, то будет нарушение моратория.

Дело в том, что мораторий действует не по принципу отсрочки ответственности до определенной даты, наступление которой позволит применить меры по начислению пени. Мораторий полностью приостанавливает действие положений нормативных правовых актов, которые предусматривали возможность предъявления к оплате пени.

Это означает, что начислить пени за периоды с 6 апреля 2022 года по 1 января 2022 года невозможно, ведь нет правовой нормы, позволяющей это сделать.

К тому же следует учесть, что действует общий принцип жилищного законодательства – акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (ст. 6 ЖК РФ).

Читайте также:  Как поступить в университет Китая бесплатно после 11 класса в 2022 году: документы для университета

Как начислять пени за ЖКУ в январе 2022 года?

Платежные документы, которые содержат начисления за ЖКУ и пени представляются ежемесячно (по общему правилу – до 1 числа текущего месяца) за каждый предыдущий расчетный месяц.

Платежка за декабрь 2022 год будет выставляться в первых числах января 2022 года и в нее не должны входить какие либо пени за период с с 6 апреля 2022 года по 1 января 2022 года, так как организация ЖКХ будет выставлять к оплате период декабрь 2022 года, когда действует мораторий.

Платежный документ за январь 2022 года должен представляться на оплату в феврале 2022 года и тут возникает вопрос: пени рассчитывать на задолженность по состоянию на 1 января 2022 года или по состоянию на начало моратория, то есть на 6 апреля 2022 года?

Пени следует начислить на сумму задолженности на 1 января 2022 года и считать пени с этой же даты. В такой ситуации не возникнет двойного взыскания, так как мы не будем начислять пени за период моратория, но берем за основу задолженность, возникшую в период моратория.

Например, у собственника образовалась задолженность с февраля 2022 года по декабрь 2022 года (включительно) в размере 55 000 рублей. В таком случае УО могут производить начисление пени со второго числа января месяца на сумму 55 000 рублей. Но при расчете пени за период моратория должны учесть, что пени начисляются с 31 дня просрочки, а это означает, что организации ЖКХ расчет просрочки ведут со второго января 2022 года, а начисления пени с 31 дня просрочки.

Немного будет сложнее сделать начисления за период до начала действия моратория, так как применяемый процент пени зависит от периода просрочки (с 31 дня, с 60 и т.д.).

Ведь, на начало моратория УО уже могла начислить собственнику пени за различные периоды и при различных сроках. При таких обстоятельствах, УО могут поделить начисления пени:

возникшие до 6 апреля 2022 года (начисления продолжать делать с учетом применяемых процентов пени на 6 апреля 2022 года);

возникшие после 6 апреля 2022 года (просрочка будет считаться со второго января 2022 года, а пени начисляться с 31 дня просрочки).

Что ждет сферу ЖКХ после отмены моратория на пени?

Применяемые меры в ЖКХ – мораторий на начисление пени, на отключение коммунальных услуг, безусловно ударили по сфере ЖКХ из-за отсутствия последствий неуплаты за ЖКУ. Многие должники мораторий трактует как освобождение от оплаты за ЖКУ.

В первые месяца отмены моратория возможно повышение собираемости при условии хорошей информационной поддержки СМИ, которые объективно расскажут про отмену мораториев в ЖКХ.

Когда и за что грозит начисление пени за коммунальные услуги в 2022 году

Что такое и как возникают пени на коммунальные платежи (2022 г.)

По закону, потребители должны платить за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим. Решением общего собрания членов ТСЖ (иного кооператива жильцов) либо договором с управляющей компанией может быть установлен иной срок оплаты потребленных услуг. Если не заплатить или заплатить меньше, на задолженность начнут начислять пени – рассчитанные определенным образом штрафы за неисполнение обязанности расплатиться.

Читайте также:  Как переехать в Узбекистан из России и стоит ли это делать

Потребители должны знать, что начисление пени за коммунальные услуги (2018 г.) может осуществляться только в случаях, предусмотренных законом. А с точки зрения закона (см. ст. 154 ЖК РФ и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 ), коммунальные услуги (ресурсы) это:

  • холодная и горячая вода, а также сточные воды;
  • электрическая и тепловая энергия;
  • газ, в том числе в баллонах;
  • твердое топливо для печного отопления;
  • вывоз мусора.

При этом в состав платы за жилье входят:

  • взносы на капитальный ремонт;
  • оплата услуг по управлению домом (в многоэтажках);
  • содержание и текущий ремонт общего имущества в доме;
  • стоимость коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества.

Таким образом, штраф может начисляться только при наличии долгов по вышеназванным платам. Неустойка за неоплаченный вовремя домофон, антенну или интернет – незаконна. Если у вас образовалась задолженность по такой дополнительной услуге, после соответствующего предупреждения поставщик может отключить вас от нее. Но все подробности об этой процедуре должны быть тщательно описаны в договоре.

Основные принципы начисления неустойки

Чтобы должнику — физическому лицу насчитали пени за коммунальные услуги с 2022 года, он должен не платить минимум 1 месяц. Согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ , штрафы начисляют с 31-го дня, следующего за крайним днем установленного срока внесения платы. Размер пени — 1/300 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ. Рассчитанную сумму будут автоматически вписывать в квитанцию наравне с долгом и текущим платежом в течение 90 календарных дней. Если должнику трех месяцев на полный расчет мало, ему придется платить в 2 раза больше: с 91-го дня расчеты производятся с учетом 1/130 ставки ЦБ РФ.

Напомним, что ставка рефинансирования, о которой идет речь, сейчас приравнена к ключевой ставке ЦБ РФ, которую финансовый регулятор пересматривает не реже 1 раза в квартал. С 17.12.18 этот показатель равен 7,75%.

Приведенные выше размеры неустойки касались только долгов по коммунальным платежам. В случае неполной или несвоевременной уплаты взносов на капитальный ремонт размер пени – 1/300 ставки ЦБ РФ. Начисляется она также с 31-го дня просрочки, но ее размер не увеличивается, независимо от того, когда плательщик погасит долг. Это прописано в п. 14.1 ст. 155 ЖК РФ .

Отметим, что увеличивать размеры неустоек кредиторам запрещено. Кроме того, на пеню нельзя начислять дополнительные проценты. Это вытекает из п. 5 ст. 395 ГК РФ .

Расчет пени в 2022 году: примеры и разъяснения

Чтобы было понятно, как рассчитывается неустойка, возьмем следующие исходные данные:

  • Должник — Иванов И.И.
  • Сумма долга — 1000 (одна тысяча) рублей
  • Крайняя дата расчета за коммунальные услуги — 10-е число следующего месяца
  • Месяц, за который не поступила оплата, — июль 2018 г.
  • Ставка ЦБ с 2 марта до 16 сентября — 7,25%, с 17 сентября — 7,5%, а с 17 декабря — 7,75%.
  • Текущие платежи — вносятся своевременно и в полном объеме, новые долги не накапливаются
  • Сумма пени за просрочку 7 месяцев (до 9 марта 2022 г.) — ?

Иванов должен был заплатить за июль не позже 10 августа. Но денег на оплату долга у него не было. Неустойку начинают считать с 31-го дня просрочки, то есть с 10 сентября 2018 года. На тот момент действовала ставка рефинансирования в размере 7,25%. Размер штрафа — 1/300 ставки, то есть на долг ежедневно будут начислять 0,024% (7,25% / 300 = 0,024%). Таким образом, с 10 по 16 сентября (7 дней), неустойка для Иванова составит:

Читайте также:  Как проверить готовность вида на жительство в России: способы

С 17 сентября ставка ЦБ РФ повысилась до 7,5%. Поэтому за непогашение долга на 10 октября 2018 года Иванову насчитают еще:

В общей сложности за месяц просрочки с 10 сентября по 10 октября должнику придется заплатить

Предположим, что Иванов не сможет рассчитаться в ближайшие три месяца. Поскольку с 31-го по 90-й день включительно неустойка рассчитывается с учетом ставки 1/300, то с 11 октября по 9 декабря 2018 года (при условии, что за этот период основные показатели не изменятся) дополнительно насчитают:

В дальнейшем штрафы увеличиваются. С 91-го дня надо использовать в расчетах уже 1/130 ставки ЦБ РФ. Допустим, что она сохранится на уровне 7,75%, и рассчитаем сумму неустойки еще на 3 месяца (с 10 декабря 2018 по 9 марта 2022 года, включительно). Она составит:

Такие несложные расчеты показали, что при задолженности в 1 тысячу за просрочку в 6 месяцев начислят чуть менее 80 рублей (7,68 + 16,5 + 54 = 78,18 рубля). Сумма ориентировочная и может измениться, если будут пересмотрены ключевые показатели.

Отзыв: Кафедральный Собор Санта Мария дель Фьоре (Италия, Флоренция) – Стоит полюбоваться не только внешним видом собора, но и уникальными фресками купола внутри

Доброго всем времени суток, уважаемые друзья и читатели!

Предлагаю сегодня продолжить нашу прогулку по столице итальянского региона Тоскана – городу Флоренция. Увидеть этот город было моей давней мечтой, несмотря на то, что по Италии мы путешествовали несколько раз и (я очень этому рада) смогли познакомиться и с Римом, и с Вероной, и с Венецией, добраться до Флоренции нам никак не удавалось. Первое знакомство состоялось лишь этой осенью, когда мы с мужем на несколько деньков сбежали из серой и дождливой Москвы в Италию. Погода осенью переменчива: один день солнце и очень тепло, на другой день поливает дождь и можно надевать теплые куртки. Для осмотра Флоренции мы специально, ориентируясь на прогноз погоды, выбирали солнечный и теплый день, ведь хотелось погулять по городу, поразглядывать его, насладиться его красотой и уникальными достопримечательностями.

Начали мы свое знакомство с городом со смотровой площадки, расположенной на холме Микеланджело. Вид оттуда на Флоренцию открывается действительно изумительный, город – как на ладони. Взгляд и объектив фотоаппарата сразу выхватывают главную достопримечательность столицы Тосканы – собор Санта-Мария-дель-Фьорре с его огромным красным куполом, который уже давно стал символом Флоренции, колокольню Джотто и стоящий чуть левее и в глубине Баптистерий Сан Джованни.

Вдоволь налюбовавшись замечательными видами на Флоренцию, мы торопимся в город, в первую очередь к Собору Санта-Мария-дель-Фьорре. Надежды, что мы сможем увидеть город без туристов, у нас, конечно же, нет, ведь Флоренция в любое время года, в любую погоду привлекает к себе сотни и тысячи желающих увидеть ее, но все же спешим, ведь город не маленький, а нужно обойти его за один раз.

Итак, оказавшись на площади Дуомо мы покупаем комбинированный билет, дающий право входа в Собор, в Баптистерий и подъем на башню Джотто. Стоит такой билет 15 евро на человека. Но заходить в Собор не спешим, ведь хочется пока походить вокруг него, насладиться его утонченной красотой, изяществом, строгостью, рассмотреть все детали, в очередной раз подивиться тому, как люди много веков назад могли строить с таким размахом, как не имея в то время компьютеров и подъемных кранов они сделали точнейшие расчеты и построили эту красоту.

Читайте также:  Как гражданину Республики Молдовы получить ИНН в России

Для начала позвольте дать немного информации о Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore). Если посмотреть на собор сверху, то можно увидеть, что он построен в форме креста. Строительство собора велось с 1296 по 1436 годы, и если подумать, сколько этому собору лет, то можно признать, что выглядит он вполне неплохо (если не сказать отлично).

Внешняя отделка собора – это традиционные мраморные плиты трех цветов: белого, зеленого и розового. Эти же цвета присутствуют в Соборе и Баптистерии, расположенных в Пизе, они же использовались при отделке Кафедрального собора красивейшего старинного города Лукки.

Собор (Дуомо) во Флоренции – это грандиозный храм, общая его площадь почти 8.5 тысяч квадратных метров. Когда-то на месте современного храма стояла церковь Санта-Репарата, но город рос и церковь стала мала для всех его жителей. Тогда и было принято решение старый храм разрушить и на его месте возвести такой собор, который бы своей красотой затмил уже существующие в то время кафедральные соборы Пизы и Сиены. В результате после строительства Санта Мария дель Фьоре этот собор стал самым большим собором во всей Европе.

Возводить собор было поручено итальянскому архитектору Арнольфо ди Камбио. Он разработал проект и начал возводить стены. Но построить собор не успел, т. к. в 1302 году умер. После его смерти строительство остановилось на 30 лет. Позже продолжить благое дело было поручено другому зодчему Джотто Брунеллески, который вместо того, чтобы заняться Собором, начать строить отдельно стоящую колокольню Джотто. Но построить тоже не успел: в 1337 года и он умер. На тот момент был возведен только первый ярус колокольни. А еще через 10 лет во Флоренцию пришла чума и строительство Санта Мария дель Фьоре, как сейчас говорят, было опять “заморожено”. Работы по достройке колокольни (кампанилы) и собора были возобновлены начиная с 1349 года уже рядом итальянских архитекторов. В 1436 году Собор был полностью построен и освящен. Полностью, да не совсем. Как это ни странно прозвучит, но у собора практически не было фасада. И в таком виде он “прожил” много лет, до тех пор пока герцог Франциск Первый Медичи не приказал разобрать фасад Собора и построить его по-новой.

И лишь только (. ) в 1887 году появился тот красивый, ажурный фасад Кафедрального собора Флоренции, который мы видим сегодня. Примечательно, что фасад был закончен благодаря финансовым вливаниям нашего соотечественника, промышленника Демидова!

Обращает на себя внимание не только утонченная резьба по камню, но и очень красивые бронзовые двери.

В верхней части фасада можно увидеть Пресвятую Деву Марию с младенцем и 12 апостоллов.
Над ними – ажурная “розочка”, которая изнутри представляет красивый витраж. Необыкновенно красивый орнамент сочетающихся между собой панелей зеленого и розового мрамора и белые вставки для контраста.

Огромное здание Дуомо вместе с тем не производит впечатление тяжелого строения, благодаря орнаменту на стенах, резным карнизам, узким окнам оно выглядит довольно утонченным. Ну а изящный Купол (с большой буквы, ведь итальянцы так и называют его просто “Купол” или “Куполище”) виден с любой точки Флоренции.

Читайте также:  Как правильно заполнить бланк о выдаче повторного свидетельства о рождении

Ну а теперь, как мне кажется, нам уже пора зайти внутрь Собора.

Лично меня поразил такой явный контраст: шикарное, красивейшее строение снаружи и такое скромное внутри. В отличие от “нарядного золотого” Баптистерия, Кафедральный собор внутри серый, практически без росписи и фресок.
Довольно просторный, свободный, не давящий на голову.

На фотографии ниже – знаменитые часы, которые идут до сих пор, вот только стрелка этих часов движется в обратном направлении.

Но главное украшение собора Санта Мария дель Фьоре – это, конечно же, его знаменитый и уникальный купол. Изначально, кстати, его не планировали расписывать, так что мы с вами могли и не увидеть вот эту красоту.

Сюжеты фресок на куполе Дуомо – это рассказ о Страшном суде.

Кроме фресок Купола, на мой взгляд, собор интереса не представляет, его интерьер прост и скромен

Ну разве что мраморный пол еще заслуживает внимания.

Но несмотря на кажущуюся простоту и скромность собора Санта Мария дель Фьоре, я думаю, у вас, если вдруг вы окажетесь во Флоренции, не возникнет вопроса: идти в собор или не идти. Ответ очевиден: конечно же идти!

Собор Санта Мария дель Фьоре

Свежий интернет порадовал прекрасным фото

как бы намекая, что писать о Флоренции и умалчивать о Санта Мария дель Фьоре это просто немыслимо. А значит, пора представить читателю, увлеченному историей Флорентийской республики ее главную достопримечательность.

Кафедральный собор Флоренции Санта Мария дель Фьоре находится на Соборной площади, а это самое сердце города.
Но подробней описывать местонахождение собора совершенно бессмысленно ибо Святая Мария Цветущая вознесла свою главу столь высоко над городом, что пропустить или не увидеть ее лик просто невозможно.

Такие масштабы это не признак гордыни людской, а насущная практическая необходимость. Задумывался этот собор таким образом, чтобы в него вмещалось по возможности все население города. Для Флорентийской республики это значило очень много. Для каждого без исключения гражданина и богача, и бедняка должно было найтись место в храме в дни праздников. А население Флоренции составляло к моменту закладки собора почти 90 000 человек.

Старый храм Санта Репарата уже не справлялся со своей задачей, кроме того он серьезно обветшал и начал разрушаться.

Помимо этого были и другие причины постройки именно такого храма, поражающего своим величием и красотой. Мощный и влиятельный город-коммуна, каким стала Флоренция к концу XIII в. не мог обойтись без соответствующего символа, впечатляющего гостей и вызывающего уважение соседей. В то же время собор не должен был напоминать аналогичные постройки в Милане, Пизе, Сиене.
А поэтому Санта Репарата был разобран, а на его месте началось строительство нового собора или Дуомо (собор), как его ласково называют сами флорентийцы.

Строительство, как уже было сказано, началось в конце XIII века. Первый камень был торжественно заложен в день Рождества Богородицы в 1296 году, а окончательные отделочные работы завершились лишь к концу XIX столетия. На сегодняшний день можно смело говорить, что собор Санта-Мария-дель-Фьоре, вмещающий около 30000 человек, – один из самых масштабных и прекрасных соборов в Европе (фотографы, стремящиеся сделать снимок этого собора целиком, страдают больше, чем при съемках других храмов). И уж точно он находится среди лидеров по технологическим разработкам, реализованным при строительстве храма. Для своего времени это были инновационные решения.

Читайте также:  Как проще добраться до Крыма из Москвы и Санкт-Петербурга в 2022 году, единый билет

Недаром, Санта-Мария-дель-Фьоре считается своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.

Архитектором и первым руководителем работ был избран Арнольфо ди Камбио – известный скульптор и архитектор Проторенессанса. Ди Камбио создавал свой проект используя весь опыт Средневековья в то же время смело привнося в него то новое, что породила становящаяся мысль Возрождения.

Храм имеет распространенную для западноевропейских построек такого типа форму – три нефа, два трансепта и полукруглую апсиду.

При Арнольфо ди Камбио были возведены стены храма, но смерть мастера в 1302 году помешала завершить начатую работу.

Через тридцать лет работы продолжились под руководством известнейшего флорентийского художника и архитектора Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone).

Именно Джотто часто называют отцом Ренессанса, считая его творчество поворотным в развитии художественных традиций. Джотто внес большой вклад в проектирование и постройку колокольни Санта-Мария-дель-Фьоре, называемой Кампанила (итал. Campanile). Но довести эту работу до завершения он так же не успел. После смерти Джотто в 1337 году работы были приостановлены до 1349 года, то есть на 12 лет.

За долгое время строительства главными архитекторами были Франческо Таленти, Джованни ди Лаппо Гини. Они в основном работали над завершением отделки стен и колокольни, но проблемой оставался купол, за постройку которого никто не брался в виду сложности работ. В начале XV века стало ясно, что затягивать с созданием купола больше нельзя. За работу взялся известный мастер Филиппо Брунеллески.

Проектирование и строительство купола – это отдельная увлекательная и полная интриг история. Надо отметить только, что диаметр купола должен был составлять около 45 метров, а его основание покоиться на высоте около полусотни метров. И никто не знал, с какой стороны подойти к решению подобной задачи. Как поднимать строительный материал, как рассчитать нагрузку, как обеспечить сохранение формы и устойчивости. Брунеллески не только рассчитал все нагрузки, но и построил модель купола, которую значительно позже обнаружили ученые.

Брунеллески предложил реализовать купол в виде двухслойной конструкции полой внутри, и это было гениальнейшее решение снижающее вес и обеспечивающее устойчивость купола. Внутренний и внешний слои купола объединены 24 ребрами и 6 горизонтальными кольцами. Кладка купола осуществлялась без лесов и опалубки.

Кирпичи различной формы, создаваемые по требованию мастера и другие строительные материалы поднимались наверх с помощью уникальной лебедки, изобретенной Брунелески и вращаемой волами. Огромный шар венчающий купол и служащий как опорой для креста, так и дополнительным стабилизатором конструкции, подняли наверх с помощью машины, сконструированной Микеланджело.
В результате возникло прекрасное произведение искусства, гимн силе человеческой мысли и созидательному труду, преобразующему мир. Чудесный купол высотой 69 метров и весом около 37 тысяч тонн легко парит в воздухе на фоне синего неба Флоренции, каждый день и час напоминая человеку о тех возможностях, которые заложены в нем и которые он в силах развить и реализовать.

Работы над куполом закончились примерно в 1446 году, к этому моменту само здание собора было почти закончено, и его основные параметры остаются неизменными и поныне:

Длина собора — 153 метра
Ширина в трансепте — 90 метров
Общая высота с крестом — 114 метров
Высота сводов — 45 метров
Высота купола изнутри — 90 метров
Диаметр купола — 42 метра
Общая площадь — 8300 квадратных метра

Читайте также:  Как получить разрешение на работу гражданину Таджикистана в России в 2022

Вскоре после окончания работ по постройке купола Филиппо Брунеллески скоропостижно скончался и работы над постройкой собора опять были надолго прерваны.

Окончательная отделка была возобновлена только в XIX в.

Отделкой собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский мастер Эмилио де Фабрис. Именно он придумал использовать для декорирования разноцветный облицовочный мрамор из различных месторождений. Зелёный привозили из Прато, розовый – из Мареммы, так же использовался уникальный Каррарский мрамор.

Три двери фасада изготовлены в 1899-1903 гг. В искусно отделанных резьбой и орнаментами углублениях (люнетах) над дверями три мозаики.

Милосердие среди основателей флорентийских благотворительных учреждений:

Спас на престоле с Богоматерью и Иоанном Предтечей и Флорентийские ремесленники, купцы и гуманисты. Фасад собора украшен скульптурами Богородицы и апостолов.

Стрельчатые окна и медальоны дополняют образ собора. Выше центрального круглого окна-медальона расположены скульптуры известных деятелей Флоренции.

Внутреннее убранство храма – это дань строгости и добродетели Джироламо Савонаролы.
Своды собора украшены фресками, изображающими известных флорентийцев. Среди них можно увидеть Данте Алигьери, Джованни Акуто, Николо да Толлентино.

Здесь же находятся бюсты тех мастеров, которые принимали участие в создании собора.

Бюст Брунеллески Brunelleschi
Бюст Джотто Giotto
Бюст Эмилио де Фабриса Emilio De Fabris
Бюст Арнольфо ди Камбио Arnolfo di Cambio
Здесь же находится барельеф изображающий Джотто за работой.

Витражи из стекла украшают собой арки нефов и трансептов. Каждая из них посвящена деяниям святых и мучеников Ветхого и Нового Завета. Округлые витражи, размещенные в барабане купола, иллюстрируют сцены из жизни Христа и Богоматери. Сам купол собора украшен картиной Страшного суда.

В соборе похоронены Джотто и Брунеллески. Это дань особого уважения граждан Флоренции по отношению к двум величайшим гениям своего времени.

Фото собора Санта-Мария-дель-Фьоре (131 фото)

Флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Можно сколь угодно долго рассматривать его на фотографиях, открытках и картинах – и всё равно “подготовиться ко встречи” с этим творением не получится: вживую он будет ещё великолепнее и ещё поразительнее. Пожалуй, только из-за одного этого собора Флоренция уже бы вошла в “золотой треугольник Италии”, а там ещё столько всего, что голова начинает идти кругом.

Флорентийский Дуомо – это огромный, исполинских размеров великан, украшенный мраморными панелями бело-розово-зелёных оттенков. Выглядит ярко, радостно и неожиданно торжественно. Когда подходишь вплотную к собору, невольно ощущаешь себя мелким бесполезным и незаметным муравьём, оказавшимся около ноги великана. Очень хочется отойти на расстояние, чтобы оценить размеры и масштаб, но некуда: со всех сторон собор подпирают лабиринты средневековых улиц. И я до сих пор теряюсь в догадках, почему такому огромному и солидному сооружению выделили так мало свободного пространства рядом. Ведь нашли же место для большой площади и в Ватикане, и в Милане, и в Венеции.

Когда отходишь на максимально возможное расстояние и смотришь на этот средневековый шедевр, как-то непонятно и нелепо выглядят и мельтешащие снизу толпы туристов, и спешащие куда-то автомобилисты, для которых дорога через главную площадь города – самое страшное препятствие, которое только можно придумать. Так и хочется каким-нибудь волшебным образом выключить всю эту повседневную суматоху и насладиться прекрасным. Но для этого к собору надо приходить ночью, а ещё лучше – рано-рано утром, когда только пробиваются первые лучи солнца, и все туристы с автомобилистами мирно спят.

Читайте также:  Как россиянам получить визу в Сан-Марино?

Собор красив и величествен, и с этим сложно поспорить. Его строили целых двести лет: с конца 13-го по середину 15-го века. А существующий ныне фасад и вовсе доделали только в конце 19-го века. За время строительства сменилось несколько архитекторов, несколько проектов и несколько эпох. Интересно, что ни один из тех людей, кто положил на строительство собора всю свою жизнь, так никогда и не увидел его в современном, окончательном виде. Я не знаю, каково это: творить, зная, что так никогда и не увидишь своё детище.

Собор со всех сторон изящен и совершенен: от искусно созданных дверей до миниатюрных барельефов и завитушек на фасаде.

Рядом с собором стоит высоченная кампанила Джотто: в те времена было принято строить колокольни отдельно от основного здания храма. Когда управление строительством собора передали Джотто, он вместо продолжения строительства самого собора решил спроектировать и построить колокольню. Ход, надо сказать, умный: всех архитекторов, кто руководил строительством собора, сейчас вряд ли кто-то назовёт, а вот то, что кампанилу спроектировал Джотто, – знают все, даже несмотря на то, что при самом Джотто был построен только самый первый ярус.

Обойдём собор по кругу:

Соседние улочки, уходящие от соборной площади:

Флорентийский Дуомо построили на месте старого кафедрального собора, который простоял здесь 9 веков и к концу 13-го века начал обрушаться от старости. Кроме того, старый собор был слишком мал для выросшего населения города, и новый дуомо спроектировали так, чтобы он мог вместить всё население города того времени.

Внутри собора действительно очень просторно, светло и даже празднично. Вместе с тем, мне показалось, что здесь немного неуютно и пустынно. После совершенно крышесносительного фасада внутри собор немного разочаровывает, что ли.

Зато поражает стоящий рядом с собором баптистерий. Это самое старое здание на соборной площади, построенное ещё в 5-ом веке и получившее свою нынешнюю облицовку в 11-12-ом веках. Баптистерий, или крещальня, посвящён Иоанну Крестителю – главному святому и покровителю Флоренции.

Самый известный внешний элемент баптистерия – это его восточные ворота, изготовленные в 15-ом веке архитектором Гиберти. С лёгкой подачи Микеланджело ворота приобрели своё современное название – “врата рая”. Гиберти протатил на изготовление этих ворот 27 лет, современные технологии – пару недель на то, чтобы изготовить копию, и убрать оригинал в музей. Меня всё время удивляет, с какой легкостью и быстротой мы сегодня можем массово воспроизводить шедевры древности.

Ворота состоят из 10 золочённых панелей, на каждой из которых изображена одна из библейских историй:

Внутри баптистерий поражает даже больше, чем собор. Здесь как-то по-особому чувствуется дух древности.

Самое запоминающееся в баптистерии – это золотистый купол, украшенный византийскими мозаиками 13-14-го веков с изображениями картин Страшного суда.

Отдельный экспириенс – это забраться на купол собора и полюбоваться как на сам купол вблизи, так и на виды города сверху. Подъём традиционно начинается со стояния в очереди, и чтобы народ не писал на стенах самого собора, внизу установлены небольшие стены-панели, где может оставить запись любой желающий:

Читайте также:  Как получить высшее образование в США в 2022 году

Вид на собор сверху, от купола:

Купол собора так же, как и купол баптистерия, украшен сценами с изображением Страшного суда. Правда, мозаики баптистерия существенно древнее, чем картины купола собора. Да и сам купол выглядит всё-таки намного воздушнее и наряднее.

Изображения ада, как обычно, самые колоритные:

Купол собора, спроектированный Брунелески, в своё время стал самым большим спроектированным куполом без подпорок. Больше такой проект нигде не повторялся, и уже сейчас местами заметны огромные трещины, которые пытаются стягивать скобами:

Сверху виды, как и ожидалось, прекрасны:

На кампанилу тоже можно подняться, но только тогда при подъёме не удастся осмотреть купол собора:

Вдали виднеется знаменитая площадь Синьории:

Базилика Сан-Лоренцо – одна из старейших церквей Флоренции:

У кого-то есть доступ к крышам близлежайших домов:

Синагога в еврейском квартале:

Ну и напоследок две ночные фотографии собора:

Фото Собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Подберите по карте отель во Флоренции на Ваши даты

и начните отслеживать дешевые билеты во Флоренцию заранее – то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Фото Кафедрального Собора Флоренции – Санта Мария дель Фиоре (Santa Maria del Fiore).

Детальные изображения экстерьера церкви, элементов декора фасада и внутреннего убранства.

Купол Кафедрального Собора Флоренции

Конструкция восьмигранного купола Брунеллески усилена за счет нервюр

Окно Башни Джотто

Лестница на Колокольню Джотто

Подниматься на Башню Собора Санта Мария дель Фиоре нужно пешком

Вид на Санта Мария дель Фиоре с кампанилы Джотто

Фонарь купола Брунеллески во Флоренции (построен уже после смерти архитектора)

Вид на купол собора Santa Maria del Fiore из окна кампанилы

Флоренция. Внутри Колокольни Джотто

Панорама Флоренции из окна на колокольне Кафедрального собора

Вид на первый этаж Кампанилы Джотто со смотровой площадки башни

Колокол Башни Джотто. Флоренция

Вид с колокольни на центральный неф, средокрестие с куполом и трансепт собора Санта Мария дель Фиоре

В Башне Джотто. Флоренция

Флоренция из окна колокольни Кафедрального Собора

Профиль фасада базилики Санта Мария дель Фиоре

Флоренция. Бабсистерий Дуомо Фирензе

Флоренция. Бабсистерий Дуомо Фирензе

Башня Джотто. Флоренция

Флоренция. Внутри собора Santa Maria del Fiore

Флоренция. Внутренний купол Собора Санта Мария дель Фиоре

Календарь в соборе Санта Мария дель Фиоре. Флоренция

Пол собора Санта Мария дель Фиоре в стиле косматеско

Центральный и правый боковой нефы базилики Санта Мария дель Фиоре. Флоренция

Центральный неф Santa Maria del Fiore

Флоренция. Левая часть фасада Кафедрального собора Дуомо Фирензе

Флоренция. Правая часть фасада Кафедрального собора Дуомо Фирензе

Флоренция. Фасад Санта Мария дель Фиоре и Колокольня Джотто.

Флоренция. Декор Санта Мария дель Фиоре

Флоренция. На пьяцца Дуомо

Флоренция. На заднем плане: купол Брунеллески, далее частично фасад базилики Санта Мария дель Фиоре и часть Бабсистерия

Флоренция. На заднем плане: купол Брунеллески, далее частично фасад базилики Санта Мария дель Фиоре и верхний ярус Колокольни Джотто; на переднем плане Бабсистерий

На пьяцца Дуомо во Флоренции зимой

Флоренция. Распятие в Санта Мария дель Фиоре

Ссылка на основную публикацию