Как избежать овербукинга в деятельности авиакомпаний?

Ваши права при овербукинге: как не остаться за бортом?

Покупая билет на самолет, мы понимаем, что можем никуда не улететь в случае отмены или задержки рейса. Но стараемся не думать о том, что в самолете может попросту не хватить места — и тогда кто-то улетит, а кто-то, увы, останется в аэропорту.

Шансы высоки, если авиакомпания использует приемы овербукинга, продавая на рейс больше билетов, чем имеется мест в самолете.

Зачем авиакомпании продают больше билетов, чем нужно?

Для справки:

Овербукинг или сверхбронирование — стратегия сбыта товаров (услуг), при которой поставщик принимает на себя больше обязательств по предоставлению услуг, чем может выполнить, в расчете на то, что не все из взятых обязательств действительно придется выполнять.

Согласно статистике, люди, купившие билеты на самолет, не добираются до кресла в салоне. По разным причинам (болезнь, опоздание на рейс и т. д.) А потом требуют вернуть деньги за билеты. Отказываются от запланированной поездки около 10% пассажиров. Чтобы компенсировать убытки, авиакомпании продают на рейс чуть больше билетов, чем нужно.

Минус такой стратегии — если все-таки на рейс зарегистрируются все пассажиры, то кому-то точно не хватит места.

Для справки:

При переизбытке пассажиров и отсутствии желающих остаться за бортом добровольно, сотрудники авиакомпании случайным образом определяют тех, кто никуда не полетит.

Но «случайный» выбор делается среди тех клиентов, которые покупают наиболее дешевые билеты, и тех, кто приобретает билеты в последнюю очередь.

Именно это произошло 9 апреля 2017 года, в аэропорту О’Хара в Чикаго, перед вылетом рейса авиакомпании United Airlines в Луисвилл (Кентукки). Пассажирам, уже сидевшим в салоне, объявили, что самолет переполнен и нужно освободить четыре места.

Три пассажира покинули салон добровольно. Четвертый человек, произвольно выбранный сотрудниками службы безопасности, отказался. Он уверял, что он врач и спешит на помощь к пациенту. Церемониться с ним не стали.

История о том, как пожилого китайца избили и выволокли из салона насильно, всколыхнула весь интернет. Видео, как пассажира United Airlines заставили покинуть самолет, смотрите здесь.

Конечно, представители авиакомпании в дальнейшем признали ошибку и решили компенсировать стоимость билетов всем, кто летел этим рейсом… Но оказаться на месте пострадавшего пассажира не хочется никому.

Что авиакомпания должна сделать, если на всех мест не хватает?

Для справки:

Овербукинг не означает полный отказ от перевозки. Но означает, что авиакомпания по своей инициативе изменяет с пассажиром договор, отказываясь от исполнения заключенного договора на изначально оговоренных условиях.

В Евросоюзе овербукинг регламентируется «Правилами в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке». Там прописано, что именно, какие минимальные компенсации положены пассажиру при овербукинге.

Поэтому европейская авиакомпания, снимая пассажира с рейса, обязана выплатить ему утвержденную компенсацию (от 250 до 600 евро) и предоставить возможность улететь ближайшим удобным рейсом. К тому же, жертве овербукинга обязаны компенсировать все понесенные расходы (пребывание в гостинице, такси, расходы на еду и т.д).
Но зачастую такое действует, если инцидент происходит лишь в европейской стране. На территории России или, например, Мексики, представители европейской авиакомпании вам тоже предложат компенсацию, но ее размер будет значительно меньше чем в Европе.

Согласно российскому законодательству, такого явления, как овербукинг, в нашей стране нет.

  • Поправки в соответствующих законах пока не приняты.
  • На сегодняшний день в России если пассажир по какой-то причине оказывается «лишним», будь то овербукинг, техническая замена самолета или сбой в системе бронирования, он не получает вообще никакой компенсации. Технические сбои подведены под форс-мажор, а в этом случае авиакомпания никому ничего не должна. Сложность заключается в том, что пассажир может и не подозревать, что является жертвой маркетинга. Его могут попросту не пустить в самолет, уверяя, что, якобы, произошел технический сбой и система «не видит» факта покупки билета.
  • Теоретически, если пассажира снимают с рейса российской авиакомпании, ему положены все те компенсации, которые он бы получил в случае задержки или отмены данного рейса.

Но есть нюанс. Задержки и отмены самолетов связаны либо с неисправностью техники, либо с погодными условиями.
А при овербукинге — вас вынудили остаться в аэропорту, а самолет все-таки улетел. Виноваты не погода, ни техника. Виновата компания, которая с помощью стратегии овербукинга страхует риски непродажи билетов и максимизирует свою прибыль.

Если мест нет, значит, компания получила максимальный доход.

И логично, чтобы пассажиру в этом случае была положена компенсация по более высокому разряду, чем при обычных обстоятельствах.

Какие законы на вашей стороне?

Это Воздушный кодекс РФ и Федеральные авиационные правила.

Покупая билет, пассажир заключает с авиакомпанией договор, согласно которому перевозчик обязуется доставить пассажира в указанный пункт прибытия, а пассажир обязуется оплатить перелет. Если самолет задержан или вылет отменен по вине перевозчика, пассажир имеет право на компенсацию.

  • В соответствии со ст. 120 Воздушного Кодекса РФ, за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25 % минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Величина штрафа не может быть более 50 % провозной платы.
  • Кроме того, оплате подлежат траты пассажира – например, если пришлось жить в гостинице в ожидании следующего самолета. Авиакомпания обязана при задержке рейса на срок более 2 часов действовать согласно Федеральным авиационным правилам. И логично, что те же компенсации должны быть предоставлены и в случае овербукинга.
Читайте также:  Как получить загранпаспорт в Крыму в 2022 году — рассмотрим по пунктам

Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 “Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей” предусматривает, что:

  • При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • организация хранения багажа.
  • Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
  • Для целей настоящего пункта время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.
  • Соберите доказательства (билеты, чеки. Запишите адреса, телефоны свидетелей. Возьмите у представителей а/к в аэропорту справку, что вас не посадили на рейс, что вы вылетели на час/день позже).
  • Напишите претензию в двух экземплярах в адрес руководства авиакомпании.
  • В претензии опишите ситуацию и ваши требования.

ВАЖНО! В случае, если вас высадили из самолета, и вы автоматически опоздали на другой рейс, или мероприятие, которое намеревались посетить в месте назначения, то авиакомпания обязана компенсировать вам и этот ущерб.
Как моральный, так и материальный (стоимость билетов на самолет, поезд, концерт, спектакль).

  • Один из экземпляров, с печатью и подписью принявшего лица, оставьте себе.
  • Если в добровольном порядке авиакомпания не удовлетворила ваши требования — жалуйтесь в Роспотребнадзор, подайте иск в суд.

Внимание! Обязательно подайте жалобу в Федеральное Агентство Воздушного Транспорта. Росавиация ведет статистику жалоб пассажиров, и причин, вызывающих эти жалобы. Если авиакомпании уверяют, что овербукинга нет, а имеет место банальный технический сбой, но при этом большой процент потребителей жалуется в Росавиацию именно на систему овербукинга — так или иначе, надзорным органам придется разбираться с этим явлением.

Это зависит от того, в аэропорту какой страны вы стали жертвой овербукинга, а также является ли авиаперевозчик российской или зарубежной авиакомпанией.

Для отечественных компаний такую практику наши суды считают нарушением прав потребителей, особенно если перевозчик заранее при бронировании не сообщил о возможности отказа в посадке на самолет из-за недостатка мест. И могут присудить компенсацию.

В тоже время, для иностранных авиакомпаний, правила которых допускают овербукинг, это может считаться добросовестной практикой.

Овербукинг: риск оказаться за бортом

Купили билет, но мест в самолете не оказалось. Что делать пассажиру в ситуации овербукинга и как добиться компенсации от авиакомпании?

Овербукинг: что это такое и почему он возникает?

Овербукинг (дословно – «перебронирование», «сверхбронирование») – ситуация, когда пассажиров оказалось больше, чем мест на борту. Это явление существует в авиации уже несколько десятилетий.

Условно овербуркинг можно разделить на два вида: плановый и технический.

Плановость обычно обусловливается тем, что некоторые авиакомпании намеренно продают билеты в количестве, превышающем число мест на борту. Объясняется это различными статистическими исследованиями, согласно которым на рейс не являются до 5% пассажиров, купивших билеты. В 2015 г. «Аэрофлот» и ряд авиационных экспертов называли еще более существенные цифры: от 10 до 15% неявившихся пассажиров. Перевозчики стремятся заполнить пустующие места другими пассажирами, реализовав билеты на отдельные места дважды, и тем самым повысить рентабельность.

Технический овербукинг происходит из-за замены воздушного судна, изначально назначенного на рейс, на судно другого типа, меньшей вместимости. В такой ситуации некоторое количество пассажиров может остаться не у дел.

Абсурдности происходящему добавляет невозможность спрогнозировать, кто не попадет на рейс. Авиакомпании не афишируют принципы, в соответствии с которыми они не допускают к полету некоторых пассажиров. Тем более нельзя просчитать их действия в России, где овербукинг не легализован. Однако, судя по отзывам путешественников, чаще не улетают пассажиры, пришедшие к окончанию регистрации.

Примечательно, что даже успешное прохождение регистрации на рейс – онлайн или в аэропорту – не гарантирует своевременный вылет. Пассажир может получить отказ в перевозке на любом этапе: во время регистрации, при посадке в самолет и даже в самолете. В России официальная статистика таких случаев пока не ведется.

Предусмотрена ли ответственность для авиакомпаний, допускающих перебронирование?

На данный момент перевозчики, практикующие овербукинг в России, остаются безнаказанными. В то же время в Госдуму внесен законопроект, устанавливающий административное наказание в виде штрафа за каждый случай овербукинга. Рассмотрение проекта закона планируется в весеннюю сессию 2019 г. Авторы законопроекта, обосновывая размер штрафов – 50–200 тыс. руб. для юридических лиц, ссылаются на размер компенсаций, которые предусмотрены в других государствах для выплаты в пользу пассажиров, не улетевших из-за овербукинга.

Читайте также:  Как отследить готовность визы в Чехию через разные инстанции

Параллельно в Госдуму поступил законопроект, дополняющий Воздушный кодекс РФ нормой о запрете овербукинга. Кроме того, пассажир получит право на возврат полной стоимости билета в случае овербукинга. Эта норма представляется более значимой для потребителей, поскольку абстрактные штрафы, которые будут взыскиваться в бюджет государства, не создадут дополнительных благ для пассажиров.

Будет ли овербукинг легализован в России?

Министерство транспорта РФ несколько лет назад предпринимало попытку узаконить продажу сверхнормативного количества билетов. Эту инициативу горячо поддерживал один из крупнейших игроков рынка – авиакомпания «Аэрофлот». В 2015 г. был подготовлен законопроект, предусматривающий гарантии для пассажиров, не попавших на свой рейс, однако дальше общественного обсуждения дело не продвинулось.

О легализации овербукинга в ближайшей перспективе говорить не приходится, поскольку законодатель явно дал понять, что намерен бороться с этим явлением.

На что может рассчитывать пассажир в случае овербукинга в России?

Понятие «овербукинг» в российском законодательстве отсутствует. Нет и формального запрета на продажу билетов в количестве, превышающем число мест в самолете. И до тех пор, пока овербукинг законодательно не урегулируют, выбор способов решения проблем неулетевших пассажиров будет оставаться на совести авиакомпаний.

Наиболее распространенный способ выхода из ситуации с овербукингом – апгрейд (повышение) класса обслуживания. Например, пассажир, не вместившийся в салон эконом-класса, летит бизнес-классом. Однако такое решение проблемы нельзя признать панацеей, поскольку салона бизнес-класса нет во многих самолетах крупнейших авиакомпаний России (Utair, S7, «Уральские авиалинии»). Флот авиакомпании «Победа», являющейся лоукостером, полностью укомплектован судами без салона бизнес-класса.

Еще один вариант – отправка пассажиров следующим рейсом, иногда даже рейсом другой авиакомпании. Часто в таких ситуациях клиенту для поддержания лояльности вручается купон на скидку при покупке следующего билета или иной бонус.

Если отправка пассажира невозможна в течение длительного времени, авиакомпании обычно организуют бесплатное питание и размещение в гостинице до момента вылета.

Полный перечень положенных гарантий при задержке вылета на территории России содержится в Федеральных авиационных правилах 1 :

  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления более двух часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием, если ждать приходится более четырех часов; далее – каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании более восьми часов в дневное время и более шести часов – в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • организация хранения багажа.

Каковы права пассажиров, летающих в странах ЕС?

В странах Евросоюза овербукинг легализован и хорошо урегулирован: с 2004 г. действует регламент, устанавливающий права авиапассажиров при задержке, отмене рейса и овербукинге 2 . При непопадании на рейс из-за овербукинга пассажир вправе получить компенсацию в размере от 250 до 600 евро – сумма зависит от длины маршрута.

Этот регламент может быть полезен и для россиян, поскольку гражданство пассажира значения не имеет. За компенсацией при овербукинге, задержке или отмене рейса можно обращаться при условии полета внутри Евросоюза, в случае полета из России в страну ЕС авиакомпанией, зарегистрированной в Евросоюзе, или, наоборот, в Россию из страны ЕС – в этом случае страна регистрации авиакомпании уже не учитывается.

Получить положенное возмещение можно, направив претензию в авиакомпанию. Но в случае с иностранными перевозчиками зачастую удобнее это сделать через специальные онлайн-сервисы, которые занимаются получением средств с авиакомпаний, удерживая комиссию за посредничество.

Найти и выбрать подходящий для себя онлайн-сервис можно с помощью интернет-форумов путешественников. Такие форумы в достаточном количестве содержат отзывы людей, которые уже успели воспользоваться этими сервисами.

Для работы с онлайн-сервисом пассажиру потребуются маршрут-квитанция или иное подтверждение приобретения билета, а также посадочный талон (при наличии). Как правило, посредник взимает за свои услуги комиссию в размере 25–35% от той суммы, которую выплачивает авиакомпания. Если авиакомпания отказывает пассажиру, то обычно он ничего не платит. При этом от момента направления заявки до получения денег в среднем проходит от одного до трех месяцев.

Важно отметить, что при сотрудничестве с онлайн-сервисом пассажир обычно подписывает акт уступки прав, в соответствии с которым он отказывается от самостоятельного взаимодействия с авиакомпанией по спорному вопросу. Поэтому параллельно требовать компенсацию через сервис и своими силами не получится.

Дискуссионным остается вопрос о том, может ли применяться европейский регламент к российским авиакомпаниям, выполняющим полеты из стран Евросоюза в Россию. Несмотря на то что текст документа обязывает и в таких случаях выплачивать компенсации, российские суды редко встают на сторону пассажиров. Первый за долгое время прецедент случился в августе 2018 г.: Московский городской суд подтвердил законность решения Останкинского районного суда о взыскании с российской авиакомпании компенсации в размере 400 евро на каждого пассажира за задержку рейса Ираклион – Москва. В этом случае компенсация была рассчитана и взыскана в полном соответствии с регламентом ЕС 3 . Ранее при аналогичных обстоятельствах этот же суд отрицал возможность применения регламента 4 .

Что делать пассажиру, столкнувшемуся с овербукингом?

Прежде всего необходимо точно выяснить причину отказа в перевозке. Имейте в виду, сотрудники аэропорта/авиакомпании могут попытаться скрыть факт овербукинга, ссылаясь на то, что вас просто нет в списке пассажиров из-за ошибки.

Читайте также:  Как перевозить ноутбук в салоне самолета и в багаже в 2022 году

Рекомендуем действовать следующим образом:

  • Пройдите регистрацию на рейс и после этого попросите сотрудников аэропорта поставить на посадочном талоне отметку об отказе в посадке по причине отсутствия мест. Допустимо вести аудиозапись вашего общения.

Возможно, авиакомпания предоставит вам отдельный документ, указывающий на то, что вы не улетели в связи с отсутствием мест (например, справку). Главное – настаивать на том, чтобы в документе с подписями ответственных лиц была отражена реальная причина вашего невылета или как минимум сам факт невылета. Вышеупомянутые документы необходимо требовать независимо от того, в какой стране осуществляется ваш полет. В случае отказа в их предоставлении на стойке регистрации обратитесь в справочную аэропорта вылета с требованием выдать справку о том, что вы не смогли вылететь конкретным рейсом.

  • Обратитесь к представителю вашей авиакомпании в аэропорту для разрешения сложившейся ситуации. При отсутствии представительства авиакомпании оперативно свяжитесь с перевозчиком по телефону или иными доступными способами.

Как уже было сказано выше, обычно авиакомпании предлагают пассажирам вылет другим рейсом, иногда с повышением класса обслуживания, и дополнительное вознаграждение – деньги или бонусные баллы. Хотя возможно и нелояльное поведение – в таких ситуациях многое зависит от авиакомпании и конкретного сотрудника.

Обратите внимание: согласие на отправку другим рейсом, предложенным пассажиру, сильно затруднит получение компенсации, поскольку в таком случае договор перевозки считается измененным. Проще говоря, пассажир добровольно соглашается улететь другим рейсом в иное время. Просить у авиакомпании бонусы лучше сразу в аэропорту в ходе обсуждения вариантов разрешения сложившейся ситуации.

  • В случае приобретения билетов за свой счет сохраняйте все платежные и провозные документы.

В ходе дальнейшего разбирательства позиция авиапассажира будет куда более убедительной при условии покупки альтернативных билетов в том же классе обслуживания и по тому же маршруту. Если пассажир решил изменить маршрут, то ему придется обосновать невозможность полета в первоначальный пункт назначения.

  • Сохраняйте все документы, которые подтверждают ваши расходы, связанные с непопаданием на рейс. Они потребуются в случае взыскания убытков в досудебном или судебном порядке.

Как получить компенсацию до обращения в суд?

Прежде чем обращаться в суд, рекомендуем потребовать у авиакомпании выплаты денежной компенсации в досудебном порядке. Речь может идти и о стоимости билета на рейс, которым пассажир не смог улететь, и о расходах на билет, приобретенный взамен неиспользованного. Иногда путешественникам требуются размещение в гостинице и питание из-за отсутствия возможности вылететь – такие затраты тоже могут быть возмещены. Но только при условии, что авиакомпания не предлагала пассажиру бесплатное размещение и питание, положенные в соответствии с Федеральными авиационными правилами или аналогичными нормативными актами, которые регулируют эти вопросы в стране вылета.

По российским законам претензия должна быть направлена в письменном виде в течение 6 месяцев с момента несостоявшегося перелета 5 . Срок рассмотрения претензии – 30 дней с момента ее поступления 6 .

Претензию лучше направить заказным письмом с описью вложения на юридический адрес авиакомпании (адрес представительства в РФ иностранной авиакомпании). Этот адрес всегда можно найти на официальном сайте перевозчика. Такой способ направления претензии представляется более надежным с точки зрения дальнейшего судебного разбирательства в случае, если ответ перевозчика не устроит пассажира или ответа не будет вовсе.

Что делать, если авиакомпания отказывается выплачивать компенсацию или ее сумма не покрывает расходы?

Если перевозчик проигнорировал вашу претензию или предложил несправедливую компенсацию, то конфликт можно попробовать разрешить в суде. В случае спора с отечественной компанией будут иметь значение нормы Воздушного кодекса РФ. Ситуация с отказом в посадке из-за нехватки мест на борту там не описывается, поэтому стоит ссылаться на «бездействие перевозчика, влекущее за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору» (позволяет вернуть стоимость неиспользованного билета) 7 , а также на норму об ответственности за просрочку доставки пассажира в пункт назначения (взыскивается до 50% стоимости билета) 8 .

Что касается иностранных перевозчиков, то, защищая свои интересы в суде, пассажир должен опираться на положения упомянутого регламента ЕС и Монреальской конвенции, ратифицированной и применяемой некоторыми странами 9 .

Взыскание возникших из-за овербукинга убытков (дополнительные билеты, проживание, питание и пр.) тоже возможно, но потребует убедительных доказательств наличия вины перевозчика, а также прямой взаимосвязи между затратами пассажира и несостоявшимся перелетом.

Исход спора будет зависеть от различных обстоятельств, в том числе от представленных доказательств. При подготовке к суду рекомендуем обеспечить доказывание следующих обстоятельств 10 :

  • приобретение авиабилета (маршрут-квитанция, квитанция об оплате/выписка по банковскому счету);
  • своевременное прохождение регистрации на рейс (посадочный талон с отметкой о прохождении паспортного контроля);
  • своевременная явка к выходу на посадку и отказ в посадке (посадочный талон с отметкой об отказе в посадке из-за отсутствия мест или по причине, не зависящей от пассажира; либо справка авиакомпании или аэропорта, подтверждающая регистрацию на рейс пассажиров в количестве, превышающем число мест на воздушном судне; либо аудиозапись беседы с уполномоченным сотрудником авиакомпании или аэропорта);
  • невозможность вылета иным рейсом, предложенным авиакомпанией (например, билеты на последующие стыковочные рейсы), или иные обстоятельства, затрудняющие перелет в более поздние сроки;
  • оплата и использование альтернативных билетов (маршрут-квитанция, квитанция об оплате, выписка по банковскому счету, посадочный талон с отметкой о посадке на рейс);
  • оплата гостиничных услуг, питания при условии, что необходимость в этих расходах возникла по причине овербукинга (квитанции об оплате, чек, выписка по банковскому счету).
Читайте также:  Как проверить действительность патента на работу иностранных граждан в 2022

Помните: все документы, представленные в качестве доказательств, должны быть составлены на имя пассажира, а не третьих лиц, не имеющих отношения к ситуации.

1 Пункт 99 Приказа Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 (в ред. от 5 октября 2017 г.) «Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”».

2 Регламент Европейского Парламента и Совета ЕС от 11 февраля 2004 г. № 261/2004.

3 Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 августа 2018 г. по делу № 33-37248/2018.

4 Определение Московского городского суда от 12 сентября 2016 г. по делу № 4г-10324/16.

5 Статья 126 Воздушного кодекса РФ.

6 Статья 127.1 Воздушного кодекса РФ.

7 Статья 108 Воздушного кодекса РФ.

8 Статья 120 Воздушного кодекса РФ.

9 «Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» (заключена в Монреале 28 мая 1999 г.). Российская Федерация формально присоединилась к конвенции 3 апреля 2017 г., однако фактически нормы конвенции судами массово не применяются.

10 Указанный перечень доказательств является примерным и напрямую зависит от обстоятельств конкретного инцидента.

Мой рейс переполнен

И я на этом зарабатываю

Мой муж живет в Вене, а я — в Москве.

Каждые две недели мы летаем друг к другу в гости и научились на этом немного зарабатывать. Наше любимое развлечение — это овербукинг.

На направлении Москва — Вена всегда много рейсов. Мы обычно берем вылет в пятницу вечером, а обратно летим утренним рейсом в понедельник. Это вообще самое популярное время перелетов по этому маршруту.

Часто мы попадаем в овербукинг. Обычно авиакомпании продают несколько лишних билетов в расчете, что кто-то опоздает или передумает. Если в аэропорт приходят все купившие билеты, то на борту оказывается больше пассажиров, чем мест. Кто-то из этих людей не улетит.

Помню, как мы впервые столкнулись с овербукингом. Из Москвы вылетели по расписанию, но на пересадке в Цюрихе рейс был переполнен. Авиакомпания предложила полететь следующим рейсом и на месте выплатила компенсацию 400 € ( 29 345

  • Р ). Сам билет в обе стороны стоил 170 € ( 12 471
  • Р ). Теперь мы точно знаем, что и как надо делать в таких ситуациях.

    Расскажу, какие у нас есть хитрости и на что обратить внимание при овербукинге в Европе.

    Права лишних пассажиров

    В Европе овербукинг легализован, а правила компенсации прописаны в Регламенте ЕС 261/2004. Если вы летите через аэропорты стран Евросоюза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, вам гарантируют пересадку на другой рейс, выплатят компенсацию и оплатят гостиницу и такси, если перелет переносится на следующий день.

    В США тоже с овербукингом никаких проблем. Размер максимальной компенсации — 1300 $ ( 84 955

  • Р ). Авиакомпания «Дельта» увеличила выплаты за овербукинг до 10 000 $ ( 653 498
  • Р ) после инцидента на одном из рейсов другой авиакомпании США, «Юнайтед-эйрлайнз» — тогда сотрудники службы безопасности вывели силой пассажира из переполненного самолета и разбили ему губу. Видео попало в сеть и получило резонанс.

    В России авиакомпании не выплачивают компенсацию при овербукинге. Закона в этой сфере еще нет, а присоединение к Монреальской конвенции никак на это не повлияло. Авиакомпания должна только предоставить альтернативный рейс. Обычная практика — предложить пассажиру лететь следующим рейсом в бизнес-классе. Для получения компенсации за овербукинг нужно обращаться в суд.

    В Азии компенсации минимальны и предоставляются по желанию туроператора или авиакомпании. Часто компенсации, как и в России, просто нет.

    Дальше в статье я буду рассказывать об овербукинге по правилам ЕС.

    Размер и порядок компенсации

    Время ожидания следующего рейса и цена билета значения не имеют. Вы получите бонусы, даже если вам предложат улететь через час. Компенсация рассчитывается на одного человека. Если вы путешествуете семьей из четырех человек, выплата увеличивается в 4 раза.

    Сумма выплачивается в евро и зависит от дальности перелета. Чем дальше летишь, тем больше компенсация.

    Примеры компенсации за овербукинг в ЕС:

    • до 1500 км, например из Варшавы в Москву, — 250 € ( 18 340
    • Р );
    • от 1500 до 3500 км, например из Парижа в Москву, — 400 € ( 29 345
    • Р );
    • больше 3500 км, например из Парижа в Нью-Йорк, — 600 € ( 44 017
    • Р ).

    Некоторые авиакомпании предлагают вместо денег ваучер — документ, который пассажир может обменять на другой перелет. Например, по такому ваучеру можно получить от авиакомпании бесплатно два билета в течение года. Брать ваучер не обязательно, можно требовать деньги.

    Кроме денежной компенсации есть еще дополнительная еда, трансфер, хранение багажа, повышение класса обслуживания, доступ в бизнес-залы, начисление бонусов по программе лояльности.

    Короче говоря, если попали в овербукинг и ваш рейс теперь только на следующий день, то вы можете провести прекрасный вечер в другом городе за счет авиакомпании.

    Как авиакомпания выбирает лишних пассажиров

    Обычно авиакомпании объявляют о поиске добровольцев, которые сами согласятся полететь другим рейсом. Пассажир соглашается уступить место в самолете в обмен на материальную компенсацию от 250 € ( 18 340

  • Р ) до 600 € ( 44 017
  • Р ). Если добровольцев нет, то авиакомпания принудительно снимает пассажира с рейса по своему выбору.

    Читайте также:  Как продлить шенгенскую визу в момент нахождения за границей и в России?

    Лишних пассажиров выбирают по разным критериям. В относительной безопасности находятся владельцы випкарт, участники программ лояльности с высоким статусом и те, кто просто зарегистрировался первым. Их снимают с рейса реже.

    Отдельно в законе ЕС оговорены права пассажиров с ограниченными возможностями и детьми. Их первыми приглашают пройти на борт и предлагают дополнительные места для багажа, особые условия выбора мест, а некоторые авиакомпании даже разрешают взять на борт собаку-поводыря.

    Пассажиры, которые регистрируются последними, покупают дешевые билеты, путешествуют в одиночку и без багажа, чаще других становятся «лишними». Это как стопка тарелок: мы берем первой ту тарелку, которую положили в стопку последней.

    Как быть лишним и богатым

    Мы с мужем были лишними пассажирами несколько раз и научились извлекать из этого выгоду. Если мы никуда не спешим, а авиакомпания предлагает нам лететь в Вену из Цюриха не сегодня, а завтра, платит за это наличными и размещает в гостинице в центре города, то мы говорим, что хотим быть добровольцами. Нам это удавалось уже три раза.

    Чтобы договориться и получить компенсацию, сначала надо убедиться, что рейс попадает под законодательство ЕС. В этом помогут простые вопросы:

    1. Рейс вылетает или приземляется в аэропорту ЕС, Исландии, Норвегии или Швейцарии?
    2. Если вы летите в ЕС из другой страны, то ваш рейс выполняет европейская авиакомпания?
    3. Отказ в посадке на самолет произошел по техническим причинам, зависящим от авиакомпании?
    4. После совершения перелета прошло не более трех лет?

    Если на каждый из этих вопросов ответ положительный, значит, можно рассчитывать на компенсацию по правилам ЕС.

    Действовать надо быстро, ведь желающих может быть много. Если авиакомпания объявляет о поиске добровольцев, то нужно быстро взвесить все за и против. Мы еще любим поторговаться, потому что авиакомпания заинтересована решить вопрос мирно и сохранить репутацию.

    На всякий случай у нас есть план Б: к медицинской туристической страховке, которая обязательна при поездке в ЕС, мы оформили опцию отмены поездки. Если компенсацию от авиакомпании можно получить только из-за проблем с вылетом по ее вине, то в случае терактов, забастовок, плохой погоды и любых других обстоятельств выплаты делает страховая компания.

    Прежде чем принимать решение, оцените ситуацию

    Вы летите с пересадкой. Успеваете ли вы на стыковочный рейс? Если нет, компенсируют ли его стоимость?

    Предлагают лететь завтра. Авиакомпания оплачивает гостиницу, завтрак и трансфер?

    Предлагают ваучер вместо денег. Какой срок действия ваучера? Есть ли закрытые даты, когда нельзя его использовать? Будут ли по нему начислены мили? Можно ли его обменять на деньги?

    Что делать, если все пошло не так

    Если с рейса сняли, деньги не заплатили и на месте договориться не удалось, то можно получить компенсацию самостоятельно. Чтобы уменьшить бумажную волокиту, мы стараемся подготовиться заранее.

    Собираем доказательства. Всегда сохраняем копии билетов, посадочных талонов, чеки и квитанции дополнительных расходов, фотографируем табло вылетов. Все эти документы понадобятся при обращении в авиакомпанию или в суд.

    Записываем контакты других «лишних» пассажиров. Добиться компенсации легче, если работать в команде. Авиакомпании не любят привлекать внимание, поэтому коллективные иски рассматривают быстрее.

    Пишем претензию в авиакомпанию. Напрямую или через сервисы «Эйрхелп», «Компенсэйр», «Рефанд-ми», «Купибилет-ру». Они берут комиссию 25% от компенсации. Если получить компенсацию не получится, то сервису ничего платить не нужно.

    Как избежать овербукинга в деятельности авиакомпаний?

    Нередко путешественники сталкиваются с понятием овербукинга в авиакомпаниях. О том, что это такое и как избежать неприятностей во время путешествия, расскажем дальше в статье.

    onetwotrip.com

    Подобная ситуация случается довольно часто и может существенно изменить и испортить вам планы. Поэтому следует понимать, что покупка маршрутной квитанции не всегда гарантирует успешный полет в ожидаемое время. Но есть способы, помогающие максимально увеличить ваши шансы на удачную поездку.

    1. Что это значит?
    2. Причины сверхбронирования
    3. Что делать?
    4. Что должна авиакомпания пассажиру?
    5. Компенсация
    6. Как избежать овербукинга?

    Что это значит?

    Овербукинг в самолете случается относительно редко. Обычно такая ситуация возникает если по какой-либо причине билетов на определенный рейс было продано больше, чем мест на борту. Тогда при регистрации на посадку, а иногда и в самолете отдельных пассажиров просят уйти, их посадочные талоны становятся недействительными.

    discovery-tour.com.ua

    Разделяют два вида овербукинга авиабилетов:

    1. Плановый, то есть такой, когда авиакомпания откровенно идет на риск, продавая маршрутные квитанции в большем количестве. Это является своеобразным залогом того, что перевозчик не потерпит убытков из-за пассажиров, которые не воспользуются своими билетами. А, согласно статистике, около 10% людей не прибывают в аэропорт вовремя и места в самолете остаются свободными.
    2. Экстренный, то есть непредвиденный. Случается, преимущественно из-за технических неполадок, особенно когда пассажиры пользуются электронными системами бронирования. В такой ситуации происходит сбой, когда билеты уже распроданы все, но на сайте еще отмечено их наличие.

    Гораздо реже, но также бывает, что самолет, с помощью которого планировалось совершить рейс, ломается перед вылетом и его заменяют на другой, в котором мест гораздо меньше, чем в предыдущем. Тогда некоторым пассажирам приходится ожидать другого авиалайнера, чтобы добраться до места назначения.

    Причины сверхбронирования

    Кроме вышеперечисленных факторов, когда происходит овербукинг, могут возникнуть и другие ситуации:

    • Появился VIP-клиент, например, с «золотой» картой, которому отдадут предпочтение и его посадят на занятое кем-то место.
    • Сотрудники авиакомпании решают совершить перелет.
    • Возникают непредвиденные моменты, когда требуется срочно отправить иного человека в определенном направлении, например, такое происходит при депортации.
    Читайте также:  Как стать гражданином Грузии россиянину в 2022 году

    cnbc.com

    Тогда пассажира, забронировавшего билет, просят дождаться следующего рейса или отправляют другим маршрутом с пересадками или иной авиакомпанией.

    Что делать?

    Многие люди, особенно которые впервые сталкиваются с подобным, не знают, как вести себя в данной ситуации и что можно требовать от авиалинии и работников аэропорта. В таком случае:

    1. Постарайтесь сориентироваться, нет ли, кроме вас, и других пострадавших. Если объединить силы, то добиваться чего-либо намного проще. Обязательно обменяйтесь телефонами для связи, вполне возможно, что потом это понадобится.
    2. Все чеки, билеты, маршрутные квитанции или посадочные талоны, а также любые документы, подтверждающие лишние затраты из-за ожидания рейса сохраняйте на руках, не выбрасывайте. Каждый чек, показывающий, какую сумму вам пришлось заплатить из-за овербукинга, нужно оставить при себе.
    3. Обязательно добейтесь того, чтобы на билете или другом документе, подтверждающим оплату рейса, работники аэропорта проставили печать, что вам не хватило места в самолете.
    4. Совершая разговор с представителем авиакомпании, постарайтесь записать его на видео.
    5. Обязательно потребуйте посадить вас на ближайший рейс, чтобы добраться до пункта назначения.

    Если человеку предлагают билет на другой самолет, классом ниже, чем тот, что он забронировал, тогда полагается и выплата разницы стоимости.

    Что должна авиакомпания пассажиру?

    Одно дело рассчитывать на добросовестность сотрудников аэропорта, но необходимо знать и то, что вам обязаны обеспечить в таком случае. Конечно, каждая авиалиния и страна имеют свои правила и законы на этот счет, но большинство из них совпадает в общих чертах:

    • Сотрудники авиалинии должны сделать отметку на билете или маршрутной квитанции о произошедшем инциденте.
    • Вам предложат рейс, максимально соответствующий выбранному направлению. Хотя иногда это окажется другой класс самолета, иное время прибытия в место назначения, может быть даже наличие пересадок в других аэропортах. Главное, доставить пассажира в конечный пункт. Помните, при овербукинге поменять район расположения не получится. Вас должны доставить в тот город, до которого был куплен билет.
    • Если следующий рейс приходится ждать дольше нескольких часов или даже до завтра-послезавтра, вам обязаны предоставить напитки, горячее питание, номер в отеле и трансфер до него и обратно.
    • Чаще всего можно также требовать и денежную компенсацию за предоставленные неудобства. Но это является отдельной темой для разговора, так как здесь существует множество нюансов.

    Компенсация

    В редких случаях, но доходит дело и до суда. В судебной практике встречается немало заявлений от разгневанных пассажиров. Одни ожидают более существенных выплат, другие жалуются на сорвавшиеся планы, которые стоили им дорого. Любой случай нужно рассматривать отдельно.

    всепассажиры.рф

    Если же говорить о том, на какую сумму можно рассчитывать при овербукинге, следует обратить внимание на несколько моментов:

    1. В странах Евросоюза задержка рейса, его отмена или ситуация сверхбронирования относится к тем случаям, когда важно учитывать дальность предполагаемого следования. То есть, чем дальше нужно лететь пассажиру, тем выше компенсация. Так, при несостоявшемся перелете до 1500 км пострадавший может рассчитывать на выплату в 250 евро. Если же речь шла о рейсе дальностью в 1500-3500 км, тогда стоимость компенсации повышается до 400 евро. Самую высокую ставку авиакомпания платит, если человек не смог добраться до отдаленных пунктов, расположенных дальше, чем 3500 км.
    2. В США на размер финансовой составляющей особое влияние имеет время ожидания следующего рейса. Так, если человек прибыл в пункт назначения позже 120 минут от ожидаемого, тогда ему выплачивают четырехкратную стоимость билета, но не больше 1350 долларов. При меньшем времени ожидания сумма компенсации вдвое ниже.
    3. Хуже всего дело обстоит в России, так как здесь законы относительно овербукинга и других подобных неприятных ситуаций лишь на стадии разработки и рассмотрения. Считается, что пассажир, пострадавший от подобного может рассчитывать на 25% от МРОТ за каждый час задержки, но в любом случае эта сумма не составит больше, чем половина стоимости купленного билета. А на внутренних рейсах компенсацию могут и вовсе не выплатить.

    Обязательно учитывайте и тот факт, что как случаи овербукинга, так и размер компенсаций отличается у каждой авиакомпании. Поэтому приобретая билеты, особенно на какие-то важные рейсы следует предварительно изучить статистику, отзывы других пассажиров и узнать о рейтинге авиалинии, услугами которой собираетесь воспользоваться.

    Чтобы получить денежную компенсацию можно пойти разными путями:

    • Обратиться в официальное представительство авиакомпании, написать заявление и показать квитанции, подтверждающие ваш ущерб от овербукинга.
    • Подать в суд, но такие действия лучше делать лишь после неудачи в офисе авиалинии.
    • Воспользоваться помощью сторонних организаций, помогающих решать подобные вопросы, обычно они берут умеренную плату за свою работу и только лишь в тех случаях, когда пассажир получается компенсацию.

    Видео: почему авиакомпании продают так много билетов – овербукинг.

    Как избежать овербукинга?

    Конечно, предвидеть подобную проблему довольно сложно, а тем более предотвратить ее. Ведь от простого туриста мало что зависит и политика авиакомпании в отношении проданных билетов и их количества вряд ли изменится. Но чтобы лично не попасть в неприятную ситуацию стоит придерживать таких рекомендаций:

    1. Старайтесь как можно раньше пройти регистрацию на посадку, сделайте это лично у стойки, приехав в аэропорт заранее, или же воспользуйтесь интернетом.
    2. Ни в коем случае не опаздывайте на рейс, даже при равных условиях, на борт попадет тот пассажир, который прибыл в аэропорт раньше.
    3. Всегда держите при себе документы, относящиеся к поездке, распечатайте электронную версию.
    4. Не молчите, а требуйте соблюдения инструкции и правил.

    Что сделать чтобы не сгореть на солнце или если уже сгорели. До 15 августа: скидки на туры с детьми в любую страну и на туры в Доминикану.

    Понятие овербукинга в авиаперевозках и как его миновать?

    Люди, часто пользующиеся услугами авиакомпаний, могут сталкиваться с таким термином, как овербукинг. Но не всем известно, что это означает. Вот об этом и пойдет речь в статье.

    Читайте также:  Как правильно оформить покупку гаража у частного лица в 2022 году

    Наличие билета на самолет не гарантирует 100%-ю посадку на его борт. Не исключено, что вам попросту не хватит места и вы не сможете улететь в запланированное время. Бывали случаи, когда лишних пассажиров, хоть и оплативших перелет, бесцеремонно выпроваживали из самолета. Подобное стечение обстоятельств называется овербукингом.

    Что подразумевается под овербукингом и когда он возникает

    Если говорить простым языком, то овербукинг – это элементарная нехватка посадочных мест. Термин имеет английское происхождение и переводится, как «сверхбронирование». На рейс продают больше билетов, чем имеется в наличие свободных мест. Правда, это не касается VIP-пассажиров.

    Подобная практика распространена в авиаперевозках и появилась в 50-е гг. прошлого столетия в США. Как же такое возможно, чтобы человека, оплатившего полет, не пустили на борт. Вот причины, по которым авиакомпании прибегают к овербункингу:

    • По статистике порядка 10% пассажиров, купивших билет, отказываются от перелета. В результате самолет отправляется полностью неукомплектованным. Поэтому для подстраховки реализуются лишние билеты. Обычно такие меры оправданны, но бывают и накладки.
    • Незадолго до вылета возникает потребность в замене лайнера по техническим или другим причинам. А новый борт оказывается менее вместительным и некоторым пассажирам не хватает мест.
    • Авиакомпании срочно надо посадить на рейс какую-то привилегированную персону (например, владельца VIP-карты или сотрудника компании). Тогда приходится ущемлять права обычного пассажира, добросовестно оплатившего перелет.

    Столкнувшись с подобной ситуацией, не рекомендуется скандалить. Это не поможет, а лишь усугубит положение. Здесь можно рассчитывать только на компенсацию морального и материального ущерба либо альтернативную замену. И если правильно себя вести, то это вполне реально.

    Как действовать, если отказывают в посадке на свой рейс

    Проблема большинства пассажиров, столкнувшихся с овербукингом, это правовая безграмотность. Зато перевозчики прекрасно осведомлены о вероятном исходе и всячески противодействуют компенсационным выплатам. В данном случае помогут профессиональные рекомендации:

    • перепишите контакты всех пострадавших, если таковые имеются (в дальнейшем будет легче выиграть иск в суде);
    • требуйте, чтобы служащий аэропорта на билете сделал пометку о том, что вам отказали в посадке из-за отсутствия мест, а не по вашей инициативе;
    • по возможности, зафиксируйте ваши переговоры с сотрудником на видео или аудио;
    • запомните время, когда вам отказали и до посадки на новый рейс сохраняйте всю документацию (она может послужить доказательством при возможном разбирательстве);
    • потребуйте возмещение доставленных неудобств в виде размещения в отеле на период длительного ожидания и обеспечения трансфера до него, оплаты питания и услуг связи.

    Потерпевшему фиаско пассажиру могут предложить лететь на другом рейсе в худших условиях. За это тоже надо просить компенсацию.

    Перевозчики надеются, что, благополучно добравшись до пункта назначения, человек забудет о неприятном инциденте и не предъявит претензий. Часто так и происходит. Но нельзя спускать с рук такое беззаконие. Поэтому надо знать, в какие инстанции следует обращаться для получения положенной компенсации.

    Альтернатива, которую может предложить авиакомпания при нехватке мест на рейсе

    Радует то, что овербункинг беспокоит не только обычных граждан. Сейчас в Госдуму было внесено предложение налагать штрафные санкции на недобросовестных авиаперевозчиков. Предполагаемый размер штрафа – от 50 до 200 тыс. руб. На каких основаниях будет происходить штрафование пока не ясно.

    Что может предложить авиакомпания человеку, столкнувшемуся с овербукингом:

    • Денежную компенсацию . Правда, ее сразу предлагают тем людям, которые способны вынести подобную ситуацию в массы.
    • Бонусные мили . Это некий рекламный ход у многих авиаперевозчиков, за счет которого они привлекают к себе новых клиентов. Накопленными милями можно оплачивать билет данной компании.
    • Повышение класса салона в другом самолете . Обычно этот прием действует безотказно и удается избежать последующих разбирательств.

    Куда обращаться пассажирам, пострадавшим от овербукинга

    Пострадавшим от овербукинга следует сохранить посадочный талон, который вместе с ксерокопией паспорта прикладывается к заявлению о компенсации. Оно подается авиаперевозчику лично или онлайн.

    Стандартно такая заявка рассматривается около трех месяцев. Некоторые авиакомпании, стремясь избежать резонанса в средствах массовой информации, быстро идут на уступки и соглашаются с предъявленными требованиями (если они разумные). При игноре высаженный пассажир вправе обратиться в суд. В большинстве случаев пострадавший получает компенсацию в полном размере.

    Компенсационные суммы могут существенно различаться в зависимости от страны.

    На какую неустойку можно надеяться

    Никто не защищен от овербукинга. Поэтому только и остается, что надеяться на порядочное поведение авиаперевозчика.

    В 2017 году Россия примкнула к Монреальской конвенции, а 25.05.2018 г. было внесено ряд поправок в Воздушный кодекс. На основании этого сумма компенсационных выплат теперь рассчитывается с помощью СПЗ (специальных прав заимствования). Максимальная граница выплат, причитающаяся за задержку рейса – 4964 СПЗ. Эта условная величина переводится в рубли согласно действующему курсу.

    Читайте также:  Как составить запрет на вывоз ребенка за границу в 2022 году

    На сегодняшний день 1 СПЗ = 80 рублей. В пересчете получается компенсация на одного пассажира в 380 тыс. руб.

    В странах Евросоюза за отсрочку рейса на 3 часа и более, отказ в посадке на борт, отмену перелета из-за технического сбоя полагаются выплаты от 250 до 400 евро, в зависимости от дальности сорванного перелета. До 600 евро полагается на внутренних рейсах с отправкой из аэропортов Норвегии, Швейцарии, Исландии и у всех перевозчиков ЕС.

    Американцы могут рассчитывать на возврат в размере до 675 долларов. Если же задержка составила более 2 часов, то авиаперевозчик обязан выплатить двукратную стоимость билета. А при отсрочке в 3 часа и дольше – стандартная сумма увеличивается в 2 раза.

    Подать заявку на возмещение морального и материального ущерба можно в течении шести лет. Конкретные сроки следует уточнять в законодательных нормах страны, с которой взаимодействует авиаперевозчик.

    Как благополучно улететь своим рейсом

    Обезопасить себя от попадания в такую ситуацию можно, если придерживаться ряда правил:

    • Проходите регистрацию на рейс заблаговременно и через интернет. Кто раньше получает посадочный билет, тот и в выигрыше.
    • При желании зарегистрироваться стандартным способом (у стойки) приезжайте в аэропорт без опозданий. Пассажиры, не особо торопящиеся на посадку, чаще всего страдают от овербукинга.
    • Не выбрасывайте посадочный талон в случае отсрочки рейса или высадки.

    Положительные стороны овербукинга

    Нередко, пассажиры могут оказаться в выигрыше от овербукинга. Под этим подразумевается такая ситуация, когда человека из эконом-класса размещают в салоне с более комфортными условиями.

    Некоторые пассажиры, купившие бюджетный билет на самолет и не стремящиеся еще покидать место отдыха, могут за счет средств перевозчика продлить свое пребывание в стране. Только для этого надо действовать грамотно.

    Желаем вам миновать подобную ситуацию и приятного полета!

    Овербукинг: за и против

    Имеют ли авиакомпании право не исполнять договор перевозки из-за того, что самолет оказался переполненным по их же вине? Ответ на этот вопрос далеко не очевиден – сама его постановка вызвала бурную реакцию читателей.

    Публикация «В Воздушный Кодекс хотят внести запрет на овербукинг», опубликованная в среду, вызвала целый ряд читательских откликов. Значительная их часть, если обобщить, сводится к тому, что экспертные оценки, приведенные в статье, поддерживают позицию авиакомпаний и в целом оправдывают практику продажи одного места двум пассажирам, которую авторы откликов считают мошеннической.

    Аргументы, выдвинутые защитниками овербукинга (никоим образом не аффилированными с какими-либо авиакомпаниями), основаны на рациональных экономических расчетах. По мнению этих экспертов, приведённому в упомянутой выше статье, овербукинг является необходимым элементом бизнеса воздушных перевозок, и его полный запрет приведет в лучшем случае к удорожанию авиабилетов, а в худшем — к уходу с рынка ряда авиакомпаний, поскольку маржинальность их бизнеса упадет ниже нуля. Достаточно вспомнить, к примеру, что по данным, которые приводил в 2015 году «Аэрофлот», на рейсы не являются до 15 процентов забронировавших места пассажиров.

    Законопроект, который вызвал столь противоречивые отзывы и который Госдума планирует рассмотреть на будущей неделе, к сожалению, не содержит никаких экономических расчетов, демонстрирующих то, как его принятие отразится на индустрии пассажирских авиаперевозок. Более того, один из авторов законопроекта Олег Нилов («Справедливая Россия»), в беседе с «Экспертом» признал, что такие детальные расчеты при подготовке документа не проводились. Мотивацией депутатов, по словам Нилова, было, скорее, общее ощущение порочности практики, когда неисполнение гражданско-правового договора, каковым является договор перевозки, не влечет за собой никаких последствий для стороны-нарушителя.

    Овербукинг о двух концах

    Споры вокруг практики продажи «двойных» билетов на авиарейсы идут уже не первый год. В 2015 году Министерство транспорта представило законопроект, регламентирующий отказ пассажиру в посадке на авиарейс вследствие овербукинга. В феврале 2022 года такую же попытку предпринял «Аэрофлот», объяснив свою инициативу тем, что её реализация позволит снизить стоимость авиабилетов. Ранее за легализацию овербукинга высказывались авиакомпании S7 и Utair.

    Все без исключения эксперты авиационной отрасли, равно как и практикующие в области защиты прав потребителя юристы, соглашаются с тем, что проблема обоюдоострая и не имеет однозначного решения. Об этом свидетельствует сам факт того, что уже более пяти лет лоббисты гражданской авиации безуспешно пытаются окончательно легализовать овербукинг, но правительство и законодатели не решаются на такой шаг, понимая, что официальное разрешение дважды продавать одну услугу может вызвать серьезную социальную напряженность. Действительно, потенциально проблема овербукинга затрагивает едва ли не всё взрослое население России — за 2019 (последний до пандемии) год, авиатранспорт перевез 110 млн пассажиров.

    В результате правительству приходится маневрировать между двух огней, по-прежнему оставляя овербукинг в «серой» правовой зоне: официально он не запрещен, но никаких законодательных норм, которые регулировали бы права пассажиров и обязанности перевозчиков в подобных конфликтных ситуациях, не существует. Понятно, что в отсутствие правового регулирования бизнес (и авиационный здесь не исключение) старается выжать максимальную прибыль за счет потребителей, при этом объясняя это заботой об их же, потребителей, интересах.

    Единственное, чем сегодня регулируются взаимоотношения авиакомпаний и пассажиров в России, это Монреальская конвенция 1999 года, к которой наша страна присоединилась в 2017 году (то есть, уже после того, как Минтранс предложил легализовать овербукинг). Если по нормам Воздушного кодекса РФ ответственность авикомпании за ущерб из-за задержки рейса составлял 1875 рублей за каждый час (но не более половины от стоимости билета), то по новым правилам верхний предел компенсации поднялся до более чем 330 тысяч рублей.

    Читайте также:  Как и где снять дом на Гоа на берегу моря на длительный срок в 2022 году: цены, можно ли купить недвижимость в Индии

    Специалисты в области защиты прав потребителей, впрочем, сетуют на то, что формальные требования конвенции бывает крайне сложно исполнить на практике, если речь идет об обычном пассажире, не ориентирующемся в юридических тонкостях.

    «Пассажир мало что может сделать, если авиакомпания откажет ему в перевозке, и он захочет самостоятельно решить возникшую проблему. Ему придется идти в суд, но это требует времени, дорого, а главное — не дает никаких гарантий, что суд встанет на сторону истца», — поясняет Андрей Лухин, юрист, специализирующийся на защите интересов авиапассажиров.

    Неудобства, а часто и драматические ситуации, с которыми сталкиваются граждане из-за такой, ничем не регулируемой, практики, многократно перевешивают выгоду перевозчиков, полагает целый ряд экспертов. Да, овербукинг действительно является частью экономики коммерческих пассажирских авиаперевозок. Но в отличие от Европы и США, где он четко регулируется, в России оставшийся «за бортом» пассажир полностью зависит от наличия или отсутствия доброй воли авиакомпании, и не может полагаться на защиту закона.

    Пассажир? А чем докажешь?

    С тем, что пассажир беззащитен перед авиакомпанией, согласен председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.

    «Сейчас даже просто доказать факт овербукинга в суде пассажир не имеет возможности — доступ к этой информации имеют только те, кто видит перед собой список бронирования. Никто не станет проводить такие расследования на основании частной жалобы пассажира», – указывает он.

    Максимум, на что может ссылаться в судебном иске оставшийся без места пассажир — на бездействие перевозчика, повлекшее за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, а также на норму об ответственности за просрочку доставки пассажира в пункт назначения (статья 120 того же ВК).

    Все эксперты признают, что в вопросе овербукинга есть «две правды», каждая из которых может быть обоснована теми или иными аргументами, поэтому единственный вариант его решения — вывод овербукинга из тени в область его четкого регулирования — в первую очередь в интересах пассажиров.

    Пока же, согласно приказу Минтранса России №82 от 28 июня 2007 года (в редакции от 5 октября 2017 года) «Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”», авиакомпания обязана бесплатно предоставить пассажиру, которого она не смогла отправить по расписанию:

    • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления более двух часов;
    • прохладительные напитки при ожидании более двух часов;
    • горячее питание при задержке более четырех часов; далее — каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
    • размещение в гостинице при ожидании более восьми часов в дневное время и более шести часов — в ночное время;
    • доставку от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
    • хранение багажа.

    Очевидно, что все эти «утешительные призы» мало что меняют для пассажира, который приехал в аэропорт, чтобы попасть в точку назначения, а не чтобы утолять жажду, голод и ночевать, пусть даже за счет авиакомпании. «Напрашивается компромиссный вариант: не ставить овербукинг вне закона, а четко отрегулировать эту практику, как это делается в западных странах, — говорит Андрей Лухин. Но тут же добавляет, что с точки зрения потребителя это слабое утешение: большинству пассажиров опоздание к месту назначения вообще невозможно компенсировать материально — если человек, к примеру, опоздал на какое-то важное мероприятие. Лухин считает несостоятельным оправдание использования двойного бронирования мест ссылками на то, что запрет овербукинга приведет к сильному росту цен на авиабилеты. «Полный запрет продажи двойных мест не должен привести к сильному росту цен на билеты. Стоимость тех двух-трех мест, которые авиакомпании сейчас продают дважды, будет разделена на общее число мест в салоне самолета — то есть, разница составит доли процента», – уверен юрист.

    Палку не перегибать, практику — отрегулировать

    Кирилл Янков полагает, что запрещать овербукинг как таковой — значит перегибать палку. Разумнее было бы так отрегулировать эту практику, чтобы, как говорится, и волки были сыты, и овцы целы.

    «Проблема усугубляется тем, что нехватка мест может быть вызвана не только преднамеренным овербукингом, — говорит Янков. — Бывает, что авиакомпания заменяет самолет на менее вместительный по техническим причинам, или приоритетную посадку на борт предоставляют пассажирам, не улетевшим предыдущим рейсом, из-за чего часть “плановых” пассажиров в самолет не попадает. Но для пострадавших причина, по которой они не смогли улететь, никакой роли не играет.»

    Законопроект, предложенный группой депутатов, причины отказа пассажиру в перевозке, не связанные с овербукингом, тоже учитывает — в предлагаемом пункте 4 статьи 108 Воздушного Кодекса. Как полагает Янков, это пример правильного подхода — попытка регулировать проблему экономическими инструментами, а не запретами, чем грешит предлагаемая поправка к статье 103 ВК.

    И всё же, полагает эксперт, необходимо повысить материальную ответственность авиакомпаний перед пассажирами. Если компенсации за невылет будут весомыми, некоторые пассажиры, по мнению Янкова, добровольно согласятся подождать до следующего рейса, пропустив на посадку тех, кто в самом деле спешит.

    Оформление мультивизы в Испанию

    Мультивиза в Испанию – это разрешение на многократный въезд на территорию Королевства Испании. Человек, получивший мультивизу в Испанию, может неограниченное количество раз осуществлять въезд в страну за указанный срок времени действия визы. Но находиться в стране он может не более 90 дней в течение одного полугодия.

    Быстро оформить визу можно в проверенном и надежном Визовом Центре Online , работающего с Испанией более 7 лет.

    Мультивиза – это документ типа С. Но кроме Испании владелец визы типа С может посещать и другие страны, входящие в Шенгенскую зону.

    Читайте также:  Как продлить шенгенскую визу в момент нахождения за границей и в России?

    Но не стоит путать мультивизу с национальной (тип D), которая предоставляет право въезжать лишь в Испанское Королевство и разрешает находиться на его территории любое количество дней без ограничений. Национальная виза в Испанию обычно предоставляется студентам испанских вузов или рабочим, которые официально трудоустроены на территории страны.

    Где можно оформить

    Для получения испанской мультивизы в столице РФ гражданам России следует обратиться в одно из учреждений:

    1. Консульское отделение посольства. Располагается организация по адресу: г. Москва, Стремянный переулок, 31/1.
    2. Посольство Королевства Испании. Адрес: г. Москва, улица Большая Никитская, 50 – 8.

    Если отсутствует возможность посетить Москву, то оформить разрешение можно в консульствах и визовых центрах России.

    Подача документов осуществляется по предварительной записи заявителя.

    Посольство Испании в Москве

    Типы виз

    В 2022 году можно получить такие типы мультивиз:

    1. Туристическая.
    2. Гостевая.
    3. Деловая.

    Многократные разрешения на въезд выдаются на срок от нескольких дней до 5 лет. Новый регламент выдачи мультивиз был утверждён Советом ЕС в июне 2019 года.

    Чтобы получить годовую визу теперь нужно использовать не меньше 3 однократных виз за последние 2 года. После использования годовой визы можно претендовать на 2-летнюю, а затем и на 5-летнюю. Обязательным требованием для заявителей на мультивизу является строгое соблюдение правил въезда, выезда и пребывания в Шенгенской зоне.

    Пример шенгенской визы в Испанию

    Мультивизу не обязательно каждый раз открывать заново. Её можно продлить при условии, что у заявителя имеется медицинский полис с необходимой суммой страхового покрытия.

    Требуемые бумаги

    Для самостоятельного оформления мультивизы в Испанию заявитель приносит пакет бумаг:

    1. Действующий загранпаспорт. Срок его годности должен быть не менее 180 дней. Желательно приносить паспорт нового образца – биометрический, со сроком годности 10 лет. Это не является обязательным правилом. Но наличие биометрического проездного документа увеличивает шансы заявителя на получение мультивизы в Испанское Королевство.
    2. Заполненная анкета на шенгенскую визу. Бланк анкеты можно скачать здесь, образец заполнения – тут.
    3. Другие загранпаспорта (при наличии).
    4. Два фото паспортного формата. Требования к фото на шенгенскую визу:
    • матовая бумага;
    • снимок сделан не ранее 180 дней назад;
    • на снимке отсутствуют головные уборы;
    • параметры: 35*45 мм;
    • лицо должно занимать 80 % снимка.
    1. Копия паспорта резидента РФ.
    2. Справка с места работы. Документ предоставляется на специальном бланке организации, в котором указываются такие данные:
    • занимаемая должность;
    • размер оклада (не меньше 25 тысяч рублей в месяц);
    • стаж работы. Скачать шаблон.

      Образец справки с места работы для шенгенской визы

      В зависимости от ситуации могут потребоваться такие дополнительные бумаги.

      1. Для оформления шенгенской визы пенсионерам потребуется пенсионное удостоверение.
      2. Для студенческой визы в Испанию нужна справка с места обучения. Если подаётся данная справка, то к ней обязательно прилагается спонсорское письмо от принимающей стороны. В документе указывается, что спонсор возлагает на себя все расходы, связанные с поездкой. Скачать бланк.

      Образец спонсорского письма

      Помимо письма прикладываются такие бумаги:

      • справка с предприятия, где работает принимающая особа;
      • копия его внутреннего паспорта.
      1. Копия свидетельства о регистрации предприятия необходима для владельцев частных предприятий.
      2. Разрешение на вывоз ребёнка за границу. Данная бумага необходима в том случае, если ребёнок отправляется в поездку с одним из родителей (скачать бланк) или с доверенным лицом (скачать бланк).

      В зависимости от типа получаемой мультивизы потребуется дополнительно предоставить:

      1. Туристическая – справки, подтверждающие бронирование гостиничного номера и авиабилетов.
      2. Гостевая – письмо – приглашение от принимающей особы. Также потребуется принести документы, подтверждающие родственную связь с приглашающим лицом, если оно является родственником заявителя.
      3. Деловая – приглашение от принимающей организации. Письмо составляется на специальном бланке организации. В справке указывается должность, место трудоустройства и срок поездки. Дополнительно к приглашению прикладываются такие бумаги:
      • копия внутреннего паспорта особы, которая подписывала письмо;
      • справка из торгового реестра организации.

      При оформлении в визовом центре вас попросят заполнить заявление на обработку персональных данных. Скачать бланк здесь.

      Если подача документов осуществляется на территории РФ, но заявитель не является резидентом России, то он обязан предоставить дополнительно вид на жительство. От подачи данной справки освобождаются лишь граждане следующих стран:

      1. Армения.
      2. Грузия.
      3. Узбекистан.
      4. Белорусская Республика.

      Вид на жительство в России

      Стоимость и сроки рассмотрения

      Срок открытия мультивизы согласно законодательству не может превышать четырёх месяцев.

      Заполнение анкеты

      Заполнению анкеты стоит уделить особое внимание. Она заполняется на одном из языков на выбор: испанский или английский.

      1. Анкета заполняется печатными буквами.
      2. Для заполнения бланка используется ручка с чёрной или синей пастой.
      3. Исправления в анкете строго запрещены.

      Анкета заполняется строго заявителем и в конце подписывается.

      Если нужно оформить визу для ребёнка, который вписан в заграничный паспорт родителей, то следует заполнять отдельный бланк. Заполнением занимаются родители.

      Смотрите на видео: как живут простые испанцы-каталонцы.

  • Ссылка на основную публикацию