Средняя зарплата в Тайланде в 2022 года
Многие россияне уже давно облюбовали Таиланд в качестве прекрасного места для отдыха. Страна привлекает уникальным сочетанием древней культуры и современной цивилизации. Туристы с удовольствием пробуют местную кухню, любуются древней архитектурой и великолепными пейзажами. Некоторые, насмотревшись на эти красоты, всерьёз задумываются о возможности остаться на постоянное место жительства в государстве или хотя бы поработать на фоне чудесных природных ландшафтов.
Экономическая ситуация и рынок труда
Несмотря на то, что у многих Таиланд ассоциируется с морем и нескучным времяпрепровождением, промышленность страны очень развита и продолжает постоянно совершенствоваться. Большая часть произведенных товаров, а также добытый вольфрам, олово и другие полезные ископаемые идет на экспорт. ВВП от производства составляет около 48% (по данным на начало 2022 года). В этой сфере трудится около 14% населения.
На сегодняшний день здесь развиты такие сферы промышленности:
- текстильная;
- нефтехимическая;
- пищевая;
- горнодобывающая;
- автомобилестроение;
- производство электроники;
- ювелирное дело.
В сельском хозяйстве задействовано более 50% населения. Таиланд занимает ведущие места в экспорте риса, пшеницы, кукурузы, сои и сахарного тростника. Морепродукты, которые являются традиционной основой тайского меню, тоже экспортируются в больших количествах. ВВП в сельском хозяйстве держится на отметке в 10%.
Туризм и сфера услуг продолжает приносить государству ощутимый доход. По разным данным эта сфера дает ВВП от 6 до 7 %. Трудится здесь около 33% населения.
Самый высокий уровень безработицы достигал 5,73%, и это после кризиса 1997 года. Сейчас этот показатель колеблется в районе 1% (среди молодежи — 5,1%). Тайские власти защищают собственных граждан от безработицы, приняв закон о запрете иностранцам работать в ряде областей. Список этот очень длинный и содержит около 40 пунктов. Так, гражданам других стран нельзя трудиться в сфере сельского хозяйства, ряда производств, иметь дело с финансами (исключение – аудит), юридическими делами и так далее.
Агентство Блумберг называет Таиланд самой счастливой страной мира. Индекс счастья, который определяют суммой показателей безработицы и инфляции, в 2016 году позволил стране подняться на первую позицию, потеснив с этого места Сингапур.
Минимальные зарплаты
Минимальный уровень оплаты труда составляет 325 THB в день (около 650 рублей). На деле этот показатель выдерживается далеко не всегда. Проверяющие организации часто «не видят» подобных нарушений. Но если работодателя все-таки привлекают к ответственности за это преступление, то ему грозит серьёзный штраф (100 000 THB) или даже тюремный срок (6 месяцев).
МРОТ определяет специальный комитет при Министерстве труда, исходя из уровня жизни в разных провинциях, роста ВВП и других экономических показателей. По регионам он может отличаться. Самые низкие оплаты в провинциях Sing Buri, Chumphon, Nakhon Ratchasima и других, самые высокие – Бангкоке, Пхукете и других.
Комитет Солидарности трудящихся постоянно выступает с требованиями повысить МРОТ до 600-700 THB в день, свой отказ правительство аргументирует тем, что предприятия просто не смогут позволить себе платить такие оклады.
Такую зарплату получают низкоквалифицированные медицинские работники, дворники, официанты, разнорабочие. Не имея высшего образования, люди не могут устроиться на хорошо оплачиваемые рабочие места.
Средние зарплаты
Средним уровнем оплаты считается от 9 000 до 14 000 THB в месяц. Как и везде, этот показатель может отличаться в зависимости от занимаемой должности, места расположения, опыта и образования сотрудника.
Эти данные приведены в целом по стране. Но надо понимать, что заработная плата, которая для Пхукета или Бангкока будет средней, жителям, например, провинции Исан покажется более чем достойной.
Жители таких мест обычно работают в сельском хозяйстве, имея в месяц около 5 000 THB, они трудятся с утра до вечера. Заработать в таких условиях на достойное образование практически невозможно. Вырастая, многие из них уезжают в Бангкок, где устраиваются официантами или идут работать в сферу развлечений (часто нелегально). Об этой сфере деятельности ходит много слухов, какие-то достоверные данные предоставить практически невозможно. Кто говорит, что, отработав несколько лет в сфере интимных услуг, молодые люди зарабатывают себе на образование и устраивают свою жизнь в другой сфере. Есть и противоположная точка зрения, что держат там людей на правах рабов, не давая вырваться из этого круга. Как бы то ни было, туристы, бывавшие в Таиланде, отмечают большое количество «ночных бабочек» обоих полов на улице (не везде, в некоторых кварталах) и огромный спектр разнообразных интимных услуг и шоу.
Уровень жизни
Уровень дохода среднестатистического тайца невысок даже по российским меркам. Из плюсов можно отметить, что нет необходимости покупать одежду и обувь на несколько сезонов и оплачивать отопление зимой. Кроме того, утверждают, что здесь недорогое медицинское обслуживание. А в остальном дела обстоят не так радужно.
Цены на питание в ресторанах в одном из самых дорогих городов Таиланда, Бангкоке, таковы:
Продукт | Цена, THB | Цена, руб. |
Средний обед в недорогом ресторане | 80 | 160 |
Обед на двоих в среднем ресторане (3 раза) | 850 | 1700 |
Местное пиво | 80 | 160 |
Импортное пиво | 164,5 | 329 |
Обед в Мак Дональде | 199 | 388 |
Капучино | 78,8 | 157,6 |
Газировка (Пепси, Кола) | 20 | 40 |
Коммунальные услуги обходятся в месяц около 2687 THB (Бангкок).
Цены на продукты питания в магазинах Бангкока:
Продукт | Цена, THB | Цена, руб. |
Молоко (1 л) | 54,5 | 109 |
Хлеб (500 г) | 39,94 | 79,88 |
Рис (1 кг) | 48,65 | 97,3 |
Яйца (12 шт.) | 55,62 | 111,24 |
Сыр (1 кг) | 657,5 | 1315 |
Картофель (1 кг) | 48,41 | 96,82 |
Вода (1,5 л) | 17,9 | 35,8 |
Местное пиво | 58,61 | 117,22 |
Импортное пиво | 140,94 | 281,86 |
Сигареты (Мальборо) | 145 | 290 |
Цена за литр бензина — 30,63 THR, одна поездка на местном транспорте – 35 THR. Не так уж и мало, особенно если учесть величину доходов населения.
Налогообложение
Общие налоги
Вид налога | Ставка |
НДС | 7% |
Налог на землю (1600 м 2 ), год | 20-40 THR |
Налог на коммерческую недвижимость (сдача в аренду) | 12,5% |
На наследство | 5 – 10 % |
Подоходный налог рассчитывается по прогрессивной шкале:
Парфенон в Афинах
Парфенон в Афинах (Parthenon)
Парфенон в Афинах – знаменитый древнегреческий храм, которому более 2,5 тысяч лет. Он гордо стоит на вершине Акрополя и виден почти с любой точки города. Создавая Парфенон, греки посвятили его любимой богине – Афине. Так они отблагодарили могучую дочь Зевса за покровительство городу, а также за его спасение во время персидских войн.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Парфенон в Афинах
Дорога к античному храму
Парфенон располагается в центре столицы, поэтому заблудиться невозможно. Туристы ориентируются на две возвышенности: Акрополь и холм Ликавитос. Необходимо доехать до станции «Acropolis» и отсюда по небольшой улочке пройти к кассам. Они работают с 8:00, а по выходным дням и в праздники – с 8:30. Билет стоит 12 евро, он дает возможность побывать еще в четырех местных музеях. Бывалые путешественники советуют приезжать с утра по трем причинам: отсутствие толпы, тишина и прохлада. Возле кассы можно приобрести бутылку воды, чтобы потом спастись от жары. Здесь продают и сувениры – выбор широкий.
Пешеходная улица Dionysiou Areopagitou ведущая к Афинскому Акрополю
Дальнейший путь лежит по просторной пешеходной улице Dionysiou Areopagitou. Дорога идет прямо, сворачивать не нужно: поднимаясь в гору, вы придете к своей цели. Сначала туристы попадают в Акрополь – древний архитектурный комплекс, построенный на высоком скалистом холме. В южной стороне «верхнего города» находится Парфенон.
У античной достопримечательности есть и собственный адрес: Dionysiou Areopagitou 15. Необязательно приходить к Парфенону вместе с гидом. Многие приезжают самостоятельно, чтобы неспешно насладиться чудом архитектуры. С вершины возвышенности стоит полюбоваться не только Парфеноном, но и очаровательной панорамой Афин.
Храм можно застать как в полном спокойствии, так и окруженный шумным весельем. Во время местных праздников недалеко от Парфенона проводится фестиваль: шествие в народных костюмах, парад, салют. В тихий период место наполнено безмятежностью: можно присесть на один из камней возле древнего шедевра и помечтать. Но передвигаться следует осторожно: вокруг очень скользкие валуны и плиты.
Некоторые туристы стараются прихватить камушек из Акрополя. Местные хорошо знакомы с этой традицией и хитрят – «древние сувениры» регулярно завозят на территорию. Но если посетитель попробует отковырнуть камушек от самого строения, цена такого «подвига» окажется велика: оштрафуют на значительную сумму.
Парфенон возвышающийся над Афинами
В подарок Афине
Чтобы ощутить все могущество Парфенона, нужно мысленно переместиться в 447 г. до н.э. На фундаменте более раннего святилища начали воздвигать храм. Идея принадлежала афинскому правителю, известному полководцу и реформатору – Периклу. Проектом и строительством занялись известные мастера Иктин и Калликрат, художественное оформление доверили знаменитому скульптору Фидию. В создании шедевра участвовал весь народ Эллады. С разных уголков страны свозили материалы: белоснежный мрамор, золото, слоновую кость, кипарис. В возведении здания участвовали тысячи рабов. Обо всех этапах строительства власть отчитывалась перед общественностью. Сохранились фрагменты мраморных дощечек с финансовыми отчетами. Их можно увидеть в музее.
Лишь к 438 году до н.э. храм достроили. Поскольку Афины переживали период наивысшего расцвета, денег хватало, поэтому украшение и отделка шедевра была самой изысканной. В центре установили статую богини, сделанную из мрамора и слоновой кости. Долгие годы Парфенон находился в центре общественной жизни афинян – в Акрополе решались глобальные вопросы.
Вид на Парфенон из Пропилеи. 1821 год Иллюстрация Парфенона, опубликованная в 1688 году
Остатки роскоши
В течение своей жизни Парфенон был греческим храмом, казной, церковью, мечетью, крепостью. Главный зал наполнялся потоками света, попадавшими через проем дверей. Дополнительное освещение давали светильники. Внутри здание делилось на две части. В западной располагалась казна, а восточная сторона служила храмом – там была установлена скульптура Афины.
Туристы не могут оценить всю красоту Парфенона – античное сооружение разрушили. Его преображали и в христианскую церковь, и в мечеть. Большую часть скульптур украли. В 1687 году в здание попал снаряд, взрывом снесло крышу и частично колоннаду. Оставил «след» в истории и посол Англии лорд Эльджин, который побывал здесь в начале XIX века. С разрешения турок, которые захватили это место, он увез множество скульптур. Местные жители растащили мраморные блоки.
Секреты Парфенона
Остатки былой красоты дают представление об эстетическом совершенстве храма. Сооружение располагается на трех ступенях из мрамора, общей высотой около 1,5 метров. По 8 колонн находится на торцах и еще 17 по бокам, если угловые считать дважды. С любой точки обзора строение воспринимается полностью пропорционально. Несмотря на значительные размеры – 31х70 метров, здание не подавляет. Дело в том, что достопримечательность остается в пределах человеческих пропорций.
Осматривая Парфенон, обратите внимание на визуальное совершенство. Его создатели, имея существенные финансовые средства и возможности, воплотили в жизнь разные новаторские решения. Одно из главных заключалось в том, что с любой из трех сторон прекрасно просматривался фасад здания. Был использован оптический прием: колонны установили не параллельно, а слегка склонили: угловые к центру, а главные – от него. Столбам придали разные формы, чтобы центральные выглядели стройными, но при этом не слишком тонкими. Крайние колонны сделали самыми выпуклыми. Это дало желаемый эффект: все линии здания внешне выглядят прямыми.
Присмотритесь к расцветке Парфенона. Когда-то древний храм был ярким: крыша окрашена в синий, красный и золотой. Основным стройматериалом послужил пентелийский мрамор, который добывали поблизости от Акрополя. У него есть интересное свойство: под влиянием солнечных лучей материал желтеет. Когда строительные работы завершили, Парфенон оказался окрашен неравномерно. Но это лишь добавило совершенства: с северной стороны он был серо-пепельным, а с южной переливался нежным золотистым оттенком.
Потерянные статуи
Парфенон был украшен разнообразными скульптурами и рельефами. Лишь на фронтонах располагалось около 50-ти скульптур. Древние греки любовались сценой рождения Афины, изображением спора с Посейдоном за власть над Аттикой. Самой главной считалась скульптура Афины Парфены, которую вырезал знаменитый мастер Фидий. Во время праздников ее торжественно выносили на улицу, чтобы шедевром мог полюбоваться каждый.
Основную гордость храма туристы увидеть не смогут – 12-метровая статуя пропала более 900 лет назад. До нас дошли поздние копии, оригинал утрачен. Полномасштабное воссоздание древней скульптуры можно посмотреть в Нэшвилле, США. Там есть и полноразмерная копия самого Парфенона, построенная к международной выставке в 1897 году.
Большинство остальных скульптур тоже было утеряно. Несколько сохранившихся можно увидеть в музее Акрополя и Британском музее в Лондоне. За границей находятся угловые элементы фронтона «Рождение Афины», статуи Гелиоса и Селены. Вместо них разместили слепки-копии, сделанные из цемента и мраморной крошки. Подлинных шедевров в храме осталось немного: две фигуры западного фронтона, а также фриз на одной из стен.
Воссозданная копия Парфенона в Нэшвилле
Эпоха археологии и реставрации
Некоторые туристы жалуются на то, что античный храм мешает рассматривать кран. Но для Парфенона это скорее благословение: до 1832 года здание было заброшено, лишь после провозглашения независимости Греции принялись за восстановление. Сначала территорию избавили от «варварского присутствия» – снесли строения, не имевшие отношения к грекам. Парфенон стали восстанавливать, руководствуясь описаниями, оставшимися с древних времен.
Процесс реставрации продолжается с переменным успехом. Благодаря проведенным работам туристы могут увидеть северную колоннаду – ее заново соорудили в начале XX века. По возможности восстановили и фронтонные скульптуры. В 50-х отреставрировали пол здания. Оригинальные статуи передали в музей и заменили на копии. Сегодня ведутся переговоры с Британским музеем, чтобы вернуть в страну вывезенные остатки храма.
Хотя от центрального объема Парфенона осталась только западная стена, он по-прежнему считается гордостью Афин. Античный храм возвышается над городом, придавая особое величие столице. Обязательно взгляните на него в темное время, когда включается подсветка.
Парфенон
Парфенон – один из самых совершенных храмов Древней Греции и главная достопримечательность столицы страны Афин.
Храм Парфенон – один из символов Греции, памятник античной архитектуры, расположенный в центральной части Афинского акрополя.
Парфенон – античный храм, главный символ столицы Греции Афин и всей страны. Вместе с другими строениями Афинского акрополя Парфенон является объектом Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм посвящен покровительнице города Афине-девственнице, которая также считается покровительницей всей Аттики – области вокруг города.
В переводе с древнегреческого Парфенон означает «пречистая», «дева». Этим эпитетом Афина была награждена за свою девственность, являвшуюся одним из основополагающих качеств богини. Учеными считается, что из культа девы-воительницы Афины впоследствии вырос христианский культ Богородицы.
Храм расположен в центре Афинского акрополя – верхнего города Афин. Афинский акрополь – холм в центре города, представляющий собой скалу высотой 150 м над уровнем моря с пологой вершиной. На верхней площадке акрополя размерами 300 м на 170 м еще с архаических времен располагались различные храмы, дворцы и скульптуры.
Архитектура Парфенона
Благодаря развитой культуре Афинского полиса, история донесла до наших дней имена людей, построивших храм. О том, кто построил Парфенон, гласят мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы. Автором проекта является архитектор Иктин, зодчий Калликрат руководил возведением храма, великий скульптор Фидий производил внешнюю отделку здания и был автором скульптур, украшавших фронтоны и внутреннее помещение храма. Общее руководство осуществлял великий государственный деятель и отец-основатель афинской демократии Перикл.
Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм, прямоугольный в своей основе, окруженный со всех сторон колоннадой дорического ордера. Центральные фасады имеют по 8 колонн, боковые – по 17, итоговое количество колонн в Парфеноне составляет 50.
Парфенон интересен в первую очередь своим уникальным архитектурным решением, использованным при строительстве храма. Для того чтобы избежать оптических искажений, авторы проекта прибегли к новаторским архитектурным приемам: колонны были утолщены в центральной части, а угловые к тому же были наклонены к центру храма и имели несколько больший объем. При строительстве храма использовался принцип золотого сечения. Благодаря использованным архитекторами приемам создается впечатление абсолютно прямых линий храма и его совершенного облика.
Храм практически полностью построен из дорогостоящего пентелийского мрамора, а в первоначальной отделке широко использовалось золото. Храм стоит на трех ступенях высотой полтора метра, с центрального западного фасада здания вырублены ступени, использовавшиеся для входа в здание. Общая длина здания – 70 м, ширина – 31 м, высота – 14 м.
До наших дней дошли далеко не все сокровища Парфенона: навсегда для человечества потерян такой шедевр храма, как 13-метровая статуя Афина Парфенос работы великого скульптора Фидия, некогда стоявшая в центре Парфенона. Из множества скульптурных групп, представлявших сцены из жизни античных богов и украшавших фронтоны здания, до наших дней дошли лишь 11, еще 19 скульптур в XIX веке были варварски вырублены и вывезены в Великобританию, где сейчас и хранятся в Британском музее.
История Афинского Парфенона
Мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы и распоряжения, сохранили для нас точную дату, когда был построен Парфенон. Время начала строительства – 447 год до н. э. Возведение храма заняло 10 лет, после чего в 438 году до н. э. он был открыт. Возведение храма, посвященного богине Афине, обошлось городской казне в 700 талантов – более 18 тонн серебра.
В III веке до н. э. Афины пережили вторжения герулов, во время которого Парфенон был разграблен и в нем произошел пожар. Пострадали крыша, перекрытия и двери храма. В ходе восстановления античные строители не стремились восстановить Парфенон в изначальном виде, поэтому в него были внесены архитектурные искажения.
Около тысячи лет Парфенон был языческим храмом, однако после распада Римской империи и образования Византии он был преобразован в христианскую церковь предположительно в VI веке н. э. В ходе бурной средневековой истории Балкан и Афин в частности, Парфенон то становился католическим храмом, то возвращался в распоряжение православного Константинопольского патриархата.
В XV веке Афины и вся Греция были завоеваны турками-османами, после чего Парфенон был превращен в мечеть, а на территории Афинского акрополя разместился военный гарнизон, дворец паши и даже гарем. Тяжелым ударом для Парфенона стала Великая турецкая война между христианскими государствами Европы и Османской империей. В ходе штурма Афин венецианцами в 1687 году Парфенон был разрушен. Территория акрополя была обстреляна из пушек, после чего храм, в котором располагался пороховой склад, взорвался.
Захватившие город венецианцы констатировали колоссальный ущерб, причиненный Парфенону собственной артиллерией. Были уничтожены три десятка колонн, обвалилась крыша, уничтожена часть скульптур, обрушилась центральная секция здания. С этого времени Парфенон был обращен в руины и больше никогда не использовался в качестве храма.
На протяжении XVIII века Парфенон медленно разрушался: местные жители использовали обломки здания в качестве строительного материала, а многочисленные европейские охотники за античными ценностями вывозили в свои страны элементы скульптур и отделки здания. Завершил картину разрушения Парфенона британский посол в Турции Томас Брюс, в начале XIX века вывезший в Великобританию более 200 ящиков со скульптурами, обломками колонн и другими артефактами Парфенона.
В итоге, нельзя дать однозначный ответ на вопрос «Кто разрушил Парфенон?». Уничтожение великого храма – дело рук множества людей: от османских правителей Греции и жителей Афин до ценителей античного искусства из Европы.
После обретения Грецией независимости в первой половине XIX века территория акрополя была очищена от позднейших построек, таких как минарет, средневековый дворец и даже скульптуры римского периода. Восстановление храма началось еще в XIX столетии, однако ему помешало землетрясение 1894 года, еще больше разрушившее здание. Реконструкция Парфенона греческими архитекторами продолжалась с начала XX века до середины столетия, после чего храм приобрел современный нам вид. Однако реставрационные и археологические работы после этого не прекратились и продолжаются по сей день.
Что сейчас
В наше время Парфенон – главная достопримечательность Афин, одна из национальных святынь Греции и достояние всего человечества. Идеальный облик храма, пусть и не сохранившегося полностью до наших дней, не только дает представление о культурных и технических достижениях античной Греции, но и является символом возможностей человеческого гения. Парфенон ежегодно привлекает в Афины миллионы туристов, а с 1987 года вместе со всей территорией Афинского акрополя внесен в Перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.
Парфенон находится на территории Афинского акрополя в самом центре греческой столицы. Для того чтобы попасть на холм Верхнего города, необходимо добраться до центра Афин. При поездке наземным метро Афин необходимо выйти на станции Акрополис красной ветки афинского метрополитена. Также к холму с расположенным на нем храмом ведет крупная пешеходная улица Дионисиу Ареопагиту.
Экскурсии в Акрополь
Посетить территорию акрополя можно самостоятельно, для этого необходимо приобрести билет в кассе при входе на территорию археологического памятника.
Расписание работы Афинского акрополя: 8:00 – 20:00, без выходных дней.
Стоимость билета: 12 EUR, билет действителен в течение 4 суток со дня приобретения.
При посещении акрополя строго запрещено трогать руками древние постройки, в том числе и колонны.
Заказ индивидуальной экскурсии по акрополю и осмотр основных достопримечательностей с русскоязычным гидом обойдется в 320 EUR. Также в программу этой экскурсии входит обзорная поездка по Афинам. Продолжительность экскурсии: от 2 до 5 часов.
Парфенон. Корона древних Афин
Вот уже почти 2500 лет над Афинами царит Парфенон, храм Афины-Девы – символ города, гордость античной архитектуры. Многие специалисты считают его самым красивым и гармоничным храмом Древнего мира. И большинство туристов, которые видят Парфенон воочию, разделяют это мнение.
История постройки
Многие годы после разрушения персами главного храма Афины, Гекатомпедона, в Афинах не было достойного покровительницы города святилища. Лишь после окончания греко-персидских войн в 449 году до н. э. у афинян появилось достаточно денег для масштабного строительства.
Начало строительства Парфенона пришлось на эпоху правления Перикла, одного из величайших политических деятелей Древней Эллады. Это был «золотой век» Аттики. Признание ведущей роли Афин в борьбе с персами привело к созданию Делосского морского союза, включавшего 206 греческих полисов. В 464 году до н. э. казна союза была перевезена в Афины. После этого правители Аттики фактически бесконтрольно распоряжались денежными средствами большинства государств Греции.
Деньги шли не только на борьбу с персами. Огромные средства были израсходованы Периклом на грандиозные строительные работы. Во время его правления на Акрополе вырос великолепный храмовый ансамбль, центром которого стал Парфенон.
Строительство Парфенона началось в 447 году до н. э. в высшей точке холма Акрополя. Здесь ещё в 488 году до н. э. была подготовлена площадка для нового храма и начаты работы по его возведению, однако на начальной стадии они были прерваны возобновившейся войной.
Проект Парфенона принадлежал зодчему Иктину, а ходом работ руководил Калликрат. Деятельное участие в постройке храма принимал великий скульптор Фидий, занимавшийся внешней и внутренней отделкой здания. К строительству были привлечены лучшие мастера Греции, а общий контроль работ осуществлял сам Перикл.
Освящение храма состоялось в 438 году на ежегодных Панафинейских играх, однако окончательно работы по отделке здания были завершены лишь в 432 году до н. э.
Архитектурный облик Парфенона
В архитектурном отношении храм — классический периптер с одним рядом дорических колонн. Всего колонн 50 – по 8 с торцевых и по 17 с боковых сторон. Ширина торцевых сторон больше традиционной – 8 колонн вместо 6-ти. Это было сделано по просьбе Фидия, стремившегося достигнуть максимальной ширины целлы, внутреннего помещения. Высота колонн составляла 19,4 метра при диаметре в нижней части 1,9 м. Угловые несколько толще – 1,95 м. К верхушке толщина колонн снижалась. На каждой колонне проточено 20 продольных желобков – каннелюр.
Всё здание покоится на трёхступенчатом основании высотой 1,5 м. Размер верхней площадки основания, стилобата, составляет 69,5 на 30,9 метров. За внешним рядом колонн были сооружены ещё две ступени общей высотой 0,7 м., на которых стоят стены храма.
Главный вход в Парфенон располагался на стороне, противоположной парадному входу на Акрополь – Пропилеям. Таким образом, чтобы попасть внутрь, посетитель должен был обойти здание с одной из сторон.
Общая длина храма (без колоннады) составляет 59 м., ширина 21,7. Восточная часть храма, где находилось само святилище Афины, имела внешний размер 30,9 м. и именовалась гекатомпедон, «стофутовый» (аттический фут – 30,9 см.). Длина целлы, составляла 29,9 м. Целла была разделена на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн. В среднем нефе находился алтарь богини, а также знаменитая статуя Афины Парфенос, творение Фидия.
Западную часть здания занимал опистодом – помещение, в котором хранились подношения Афине и государственный архив. Размеры опистодома составляли 13,9 х 19,2 м. Именно сюда перевезли казну Делосского союза. Название опистодома, Парфенон, впоследствии перенесли на весь храм.
Здание было выстроено из мрамора, добытого на горе Пентеликон в 20 км. от Афин. Особенность пентеликонского мрамора такова, что, будучи сразу после добычи практически белым, со временем он приобретает желтоватый цвет. Этим объясняется золотистый оттенок Парфенона. Мраморные блоки скреплялись железными штырями, которые вставлялись в просверленные пазы и заливались свинцом.
Уникальный проект Иктина
Историками искусства Парфенон считается эталоном стройности и гармоничности. Его силуэт безупречен. Однако на самом деле прямых линий в очертаниях храма практически нет.
Человеческое зрение воспринимает объекты несколько искажённо. Этим в полной мере воспользовался Иктин. Колонны, карнизы, кровля – все линии слегка изогнуты, тем самым создаётся оптическая иллюзия их идеальной прямоты.
Столь значительное здание, как Парфенон, расположенное на ровной площадке, визуально «продавливало» бы основание, поэтому стилобат был сделан возвышающимся к центру. Сам храм был отодвинут от центра Акрополя в юго-восточный угол, чтобы не подавлять вошедшего в цитадель посетителя. Святилище как бы вырастает по мере приближения к нему.
Интересно решение колоннады. Идеально ровные колонны казались бы слишком тонкими, поэтому они имеют незаметное утолщение в середине. Чтобы создать ощущение лёгкости здания, колонны были установлены слегка наклонёнными к центру. Угловые колонны были сделаны несколько толще остальных, что придавало зданию визуальную устойчивость. Пролеты между колоннами увеличиваются к центру, но идущему вдоль колоннады зрителю кажется, что они совершенно одинаковы.
Использовав в проекте Парфенона эту особенность человеческого восприятия, Иктин тем самым открыл один из основополагающих принципов, на которых выросла архитектура последующих столетий.
Скульптуры Парфенона
В работе над скульптурами храма участвовали лучшие мастера Греции. Общее руководство скульптурным оформлением святилища осуществлял Фидий. Ему же принадлежит авторство главной святыни Парфенона – статуи Афины-Девы.
Лучше всего сохранился барельефный фриз, опоясывавший весь храм над колоннадой. Общая длина фриза – 160 метров. На нём изображено торжественное шествие в честь Афины. Среди участников шествия – старцы, девушки с пальмовыми ветвями, музыканты, всадники, колесницы, юноши, ведущие жертвенных животных. Над входом в храм изображён финальный акт Панафиней – жрец Афины в окружении богов и виднейших граждан Аттики принимает в дар богине сотканный афинянками пеплос (род женской верхней одежды).
Замечательными произведениями искусства являются метопы Парфенона – рельефные изображения, которые располагались над фризом. Из 92 метоп до наших дней дошли 57. Рельефы сгруппированы по тематическому признаку и посвящены распространённым в Элладе сюжетам. Над восточным входом была изображена битва богов с гигантами, над входом в опистодом на западе – сражение эллинов с амазонками. Метопы юга воспроизводили битву лапифов с кентаврами. Больше других пострадали метопы северной части, рассказывавшие о Троянской войне.
Скульптуры фронтонов сохранились лишь фрагментами. Они изображали ключевые для Афин моменты. Восточная группа воспроизводила сцену рождения Афины, а на западном фронтоне был изображён спор Афины и Посейдона за право стать покровителем Аттики. Рядом с богами изображены легендарные личности истории Афин. Увы, состояние скульптур не позволяет точно определить принадлежность большинства из них.
В центральном нефе храма находилась статуя Афины высотой 12 метров. Фидий применил хрисоэлефантинную технику, когда сначала создавался деревянный каркас скульптуры, а на нём закреплялись пластины из золота, изображавшего одежды, и слоновой кости, имитировавшие открытые части тела.
Сохранились описания и копии изваяния. Богиня была изображена в гребенчатом шлеме стоящей во весь рост, но в остальном свидетельства очевидцев расходятся. Знаменитый географ II века н. э. Павсаний утверждал, что Афина в одной руке держала копьё, на ладони другой руки стояла вестница победы Ника. У ног Афина лежал щит, на груди богини находилась эгида – панцирь с головой Медузы-Горгоны. В копиях богиня опирается на щит, а копья нет совсем.
На одной стороне щита была изображена битва богов с гигантами, на другой — сражение греков с амазонками. Античные авторы передавали легенду о том, что на рельефе Фидий изобразил Перикла и самого себя. Позже за это он был обвинён в святотатстве и умер в тюрьме.
Дальнейшая судьба Парфенона
Храм высоко почитался во всей Греции и после заката Афин. Так, богатые пожертвования Парфенону делал Александр Македонский.
Однако новые правители Аттики относились к святилищу с гораздо меньшим почтением. В 298 году до н. э. по приказу тирана Лахара сняли золотые части статуи Афины. Во II веке н. э. в Парфеноне произошёл сильный пожар, однако здание восстановили.
В 426 году Парфенон стал храмом святой Софии. Статую Афины перевезли в Константинополь, где она погибла при пожаре. В 662 году храм переосвятили в честь Богоматери, к нему была пристроена колокольня.
Завоевавшие в 1460 году Афины турки устроили в Парфеноне мечеть, перестроив колокольню в минарет, а в 1687 году случилась трагедия. Во время осады Афин венецианцами в храме был устроен турецкий пороховой склад. Попадание пушечного ядра в бочки с порохом привело к мощному взрыву, в результате которого средняя часть здания была разрушена.
Разрушение храма продолжалось и в мирное время, когда жители города растаскивали мраморные блоки для своих нужд. В начале XIX века основная часть скульптур с разрешения султана была вывезена в Англию. О самом же здании никто не заботился вплоть до обретения Грецией независимости. Парфенон был признан частью исторического наследия Греции, а в 20-е годы XX века начались реставрационные работы. Создан Фонд сохранения Парфенона, внесённого в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Работы по восстановлению Парфенона ведутся постоянно. Увы, нет надежды увидеть храм в первозданном виде – слишком многое утрачено. Однако и в нынешнем состоянии Парфенон является шедевром античной архитектуры и не оставляет сомнений в гениальности некогда возводивших его зодчих и строителей.
Как Акрополь сталь христианской церковью и мечетью и другие малоизвестные факты об афинском Парфеноне
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Акрополь в переводе с греческого означает высокую точку внутри города. Многие древнегреческие города имели свой собственный Акрополь, который обычно представлял собой цитадель на вершине холма. Самый известный Акрополь — это Афинский. В эпоху классической Греции это было священное место, посвящённое культу богини-покровительницы города Афины, а также других местных героев и божеств.
Хотя Акрополь был центром религиозной жизни Афин на протяжении веков, он стал известен в пятом веке до нашей эры, в золотой век афинской демократии. В то время Афины только что победили персов и возглавляли союз греческих городов-государств, бросавших вызов спартанской гегемонии Греции.
Перикл, видный политический деятель того времени, решительно продвигал идею нового Акрополя. Этот Акрополь сделает Афины городом неоспоримой красоты и величия. Потратив легендарную сумму денег, афиняне полностью переделали скалу Акрополя в место чудес.
Безусловно он не перестал развиваться и после классического периода. Священный холм Афин продолжал меняться с каждой новой цивилизацией, уходившей из города. Римляне, византийцы, латинские крестоносцы, османы и, наконец, современное греческое государство – все оставили свой след на скалистом холме.
1. Акрополь был заселён в доисторические времена
Находки на Афинском акрополе указывают на то, что холм был заселён, по крайней мере, с IV тысячелетия до нашей эры. В период расцвета так называемой микенской цивилизации Акрополь стал значительным центром. Большие циклопические стены, подобные той, что была в Микенах, защищали дворец (анакторон) и поселение на холме. Был также вырыт колодец, который, несомненно, оказался полезным во время осады.
Стены были названы пеласгийскими и до сих пор частично видны посетителям, когда они входят из Пропилеи. Афиняне архаического периода унаследовали руины Микенского Акрополя, который был достаточно богат, чтобы зажечь целую мифологию о прошлом города. Микенская гробница на Акрополе, также известная как гробница легендарного афинского царя Кекропса, стала самым священным местом во всех Афинах.
2. Персы сровняли с землёй первый Парфенон
Сразу после первой победы над персами в Марафоне (490 год до н. э.) афиняне решили отпраздновать это событие, построив грандиозный храм Афины. Для этого они разобрали другой храм, названный Гекатомпедон, что означает сто футов (древняя единица длины), и использовали его материал для строительства нового храма.
Однако в скором времени персы снова напомнили о себе. В 480 году до нашей эры персидский царь Ксеркс I вновь вторгся в Грецию. Понимая, что они не в состоянии защитить город, афиняне приняли одно из самых важных решений в истории Афин. Они решили оставить город и отступить на остров Саламин, чтобы заманить персов в морское сражение. В конце концов афиняне вышли победителями из морской битвы при Саламине, но заплатили за это высокую цену.
Перед битвой персы вошли в Афины и сравняли город с землёй. Недостроенный Парфенон не избежал гнева захватчиков, которые ко всему прочему разрушили и старейший храм Афины.
Когда афиняне вернулись в свой город, они решили оставить руины старого храма Афины на месте, как напоминание об этих тяжёлых временах. Кроме того, тридцать три года спустя они построили новый Парфенон на вершине руин Пропарфенона.
3. Древняя художественная галерея Пропилеи
Одним из самых красивых зданий Акрополя являются Пропилеи. Пропилеи были монументальным входом в священный холм, спроектированным архитектором Мнесиклом.
Здание было частью строительной программы Перикла, и, хотя его строительство заняло пять лет (437-342 до н. э.), оно осталось незавершённым.
Пропилеи были сделаны из высококачественного местного пентелийского мрамора и элевсинского известняка для частей здания. Южная сторона здания, вероятно, использовалась для ритуальной трапезы. Северная сторона была особенно интересна, так как это была своего рода ранняя художественная галерея. Павсаний, римский автор, описывает эту часть Пропилеи как Пинакотеку, то есть картинную галерею. Он даже описывает некоторые из картин, которые включали работы на различные религиозные темы известных художников, таких как греческие живописцы этоса Полигнот и Аглаофон.
Интересно, что Пинакотека была общедоступна, по крайней мере, для тех, кому разрешалось входить в Акрополь (рабам и тем, кто не считался чистым, вход был запрещен). Этот, казалось бы, публичный характер Пинакотеки делает её интересным примером в древней истории музеев.
4. Статуя Афины Промахос
В древние времена на Акрополе стояла колоссальная бронзовая статуя Афины. Статуя называлась Афина Промахос, то есть та, что сражается на передовой. Эта статуя была сделана Фидием, который также создал знаменитую статую Афины Парфенос, которая была внутри Парфенона. Согласно Павсанию (1.28.2), афиняне построили статую в благодарность Афине после победы над персами в Марафоне.
5. Акрополь был красочным местом
Многие люди сегодня думают, что древнегреческое искусство, особенно архитектура и скульптура были исключительно белыми. Если кто-то сегодня посетит Парфенон в Акрополе, то увидит белый или, скорее, сероватый памятник рядом с такими же белыми древними руинами. Однако в древние времена этого просто не было.
Древние греки были людьми, которые любили цвет. Их статуи были раскрашены в яркие цветовые сочетания. То же самое касалось и их храмов. Греческая архитектура на самом деле была настолько красочной, что была ближе к сегодняшнему китчу, чем к белому классическому идеалу, приведённому в школьных учебниках.
Причина, по которой руины классической древности сегодня белые, заключается в том, что пигменты со временем распадаются. Однако во многих случаях они прослеживаются или даже наблюдаются невооруженным глазом. Хранители Британского музея обнаружили следы пигмента на мраморе Парфенона с тех пор, как они впервые прибыли в музей в начале XIX века.
Поистине прекрасное изображение Парфенона в цвете появляется на картине Альмы-Тадемы «Фидий, показывающий Фриз Парфенона своим друзьям». Картина датируется 1868 годом и представляет собой визуально стимулирующее исследование фриза Парфенона.
6. Древо Афины и вода Посейдона
Эрехтейон был самым священным местом Афин. Это было здание, состоящее из двух храмов, одного для Афины и одного для Посейдона. Чтобы понять, почему эти два бога делили здание, нам нужно вернуться к старому мифу о том, как Афины получили своё название.
Согласно легенде, Афина и Посейдон хотели взять город под свою защиту. Чтобы избежать конфликта, Зевс вмешался и устроил бескровное соревнование.
Афина и Посейдон пришли на то место, где сейчас стоит Эрехтейон, и жители Афин собрались посмотреть на состязание. Во-первых, Посейдон открыл свой дар городу, ударив трезубцем по земле и произведя воду. В свою очередь Афина посадила семя, которое мгновенно выросло в оливковое дерево.
Афиняне оценили оба дара. Однако у них уже был доступ к большому количеству воды. Поэтому они выбрали оливковое дерево Афины, которое было отличным источником пищи и древесины. Афина стала божеством-покровителем города и назвала его Афинами в свою честь.
Эрехтейон – памятник этому мифу. Афиняне клялись, что слышали шум океана Посейдона под зданием. Кроме того, дыра в полу должна была быть тем местом, куда бог ударил своим трезубцем, соревнуясь с Афиной. В афинской половине храма был небольшой дворик, построенный вокруг легендарного дерева Афины.
7. Кариатиды
Кариатиды Эрехтейона – одна из самых изящных скульптур в истории искусства. Они уникальны тем, что сочетают в себе элегантность и функциональность. Сегодня посетители музея Акрополя могут найти пять из шести кариатид (шестая находится в Британском музее), выставленных как отдельно стоящие скульптуры. Однако первоначально они служили причудливыми колоннами на «Крыльце дев» Эрехтейона.
Название Кариатиды означает девы Карии, города в южной Греции. Город Кария имел исключительные отношения с богиней Артемидой. Более конкретно их культ был направлен на Артемиду Кариатиду. Поэтому многие учёные считают, что Кариатиды представляют собой жриц Артемиды из Карии.
Шесть женщин Эрехтейона поддерживают крышу над микенской гробницей, приписываемой легендарному афинскому царю Кекропсу. Кекропс был интересной фигурой афинской мифической традиции. Говорили, что он родился из земли (автохтон), и по этой причине он был наполовину человеком, наполовину змеёй (змеи были по преимуществу земными существами для греков). Кариатиды, возможно, просто защищают одно из самых священных мест Афин. Они также могут сопровождать мифического царя Афин в загробной жизни.
8. Акрополь имеет множество пещерных святилищ
На вершине Акрополя государство в первую очередь прославляло Афину и ряд других богов и героев. Однако вокруг скалистого холма было множество небольших пещер-святилищ, которые отвечали другой потребности. В отличие от официальных культов, пропагандируемых афинской буржуазией на вершине холма, эти святилища были небольшими культовыми объектами, предлагавшими индивидуальный контакт с божествами, которые обращались к нуждам простого народа.
Три из самых важных пещер были посвящены Зевсу, Аполлону и Пану. Другие известные из них включают святилище Афродиты и Эроса. Другая была посвящена Аглавре (Агравла), мифической дочери Кекропса. Согласно легенде, Афины находились в трудной осаде, когда пророчество гласило, что только через добровольную жертву Афины могут быть спасены. Услышав это, Аглавра немедленно бросилась со скалы Акрополя. Афиняне ежегодно устраивали праздник в её память. Во время этого события молодые афиняне надевали свои доспехи и клялись защищать город перед святилищем Аглавры.
9. Парфенон как Христианская церковь и мечеть
Парфенон Акрополя теперь может быть известен как храм богини Афины, но за свою долгую жизнь в две с половиной тысячи лет храм много раз переходил из рук в руки.
После IV века нашей эры старая языческая религия начала увядать перед христианством. Христианизированная поздняя Римская империя и её продолжение, более известное как Византийская империя, гарантировали, что новая догма не встретит конкуренции. Во времена своего правления император Феодосий II приказал закрыть все храмы, связанные с язычеством.
К концу шестого века Парфенон превратили в одну из христианских церквей, посвящённых Деве Марии, ставшей явной заменой Афине. Четвёртый крестовый поход был направлен на то, чтобы уничтожить христианские остатки Восточной империи, известной как Византия. Афины превратились в латинскую Голландию, а Парфенон – в католическую церковь примерно на двести пятьдесят лет.
В 1458 году османы завоевали Афины и превратили Парфенон в мечеть с минаретом.
Следующая глава в истории памятника началась с Греческой революции (1821-1832), в результате которой было создано современное греческое государство. С тех пор Парфенон является историческим памятником, а с 1933 года было осуществлено девять реставрационных проектов.
10. Парфенон пережил множество разрушений
Первое крупное разрушение произошло в III веке нашей эры, когда пожар уничтожил крышу храма. В 276 году германское племя герулов разграбило Афины и разрушило Парфенон, который вскоре был восстановлен.
Парфенон претерпел множество превращений из языческого в православный, из римско-католической церкви в мечеть. Кроме того, монументальная статуя Афины была перенесена в Константинополь. Тем не менее, это постоянное использование Парфенона означало, что здание хорошо сохранилось.
Все изменилось в 1687 году, когда венецианские войска под командованием генерала Морозини осадили Афины. Затем османская гвардия укрепила Акрополь и использовала Парфенон в качестве порохового склада. Узнав, что османы хранят порох в Парфеноне, Морозини нацелился на храм. Одного пушечного ядра хватило, чтобы опустошить храм и убить триста человек.
После взрыва из четырёх стен Парфенона уцелела только одна. Больше половины фриза обвалилось, крыша исчезла, и восточное крыльцо теперь представляло собой единственную колонну. Парфенон так и не оправился от этого разрушения.
Тем не менее столетие спустя, в 1801 году, Томас Брюс, 7-й граф Элгин и британский посол, внёс последний штрих в симфонию разрушения. Элгин снял большую часть фриза и фронтонов храма, а также кариатиду с Эрехтейона и части с храма Афины Ники.
Добыча добралась до Британского музея после долгого и мучительного путешествия. Стоит отметить, что корабль, который перевозил мрамор, затонул вскоре после того, как покинул Афины, и группа греческих водолазов помогла извлечь ящики с мрамором.
11. Баварский король подумывал построить дворец
В 1832 году Греция стала независимым государством под защитой крупнейших европейских держав (Англии, Франции, России). В то время, когда существовал Священный союз, и идея демократии казалась еретической, европейцы не могли допустить существования нового государства без абсолютного монарха.
Европейские державы окончательно посадили на трон новообретённого королевства баварского принца Отто Фридриха Людвига. Вскоре после прибытия в свою новую столицу, Афины, Отто столкнулся с проблемой: не было подходящего королевского дворца. Карл Фридрих Шинкель, знаменитый художник и архитектор, предложил новаторское решение. Предложение заключалось в том, чтобы дворец нового монарха располагался на вершине Акрополя. Его планы дворца были направлены на создание монументального королевского комплекса.
К счастью для будущих археологов, король отказался от этой идеи как от непрактичной. Тем не менее, изображения планов, нарисованных Карлом Фридрихом Шинкелем, дают очаровательный взгляд в альтернативную реальность.
12. Акт сопротивления нацизму на Акрополе
В апреле 1941 года Афины перешли под власть Гитлера. Свастика развевалась на холме Акрополя, сменив флаг Греческого царства. 30 мая 1941 года два греческих студента университета по имени Манолис Глезос и Апостолос Сантас тайно поднялись на Акрополь через пещеру Пандросейон. Избегая немецкого охранника, который напивался возле Пропилеи, они сняли свастику и ушли незамеченными. Жители Афин проснулись от вида Акрополя, свободного от символа завоевателя. Это был первый акт сопротивления в Греции и один из первых в Европе. Эта новость подняла дух оккупированных европейских народов как символическая победа над фашизмом.
Читайте также о том, как древние китайцы изобрели лак, сейсмограф , водяное колесо и другие жизненно важные вещи, без которых не обошлось и современное человечество.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Загадка Парфенона: не верь глазам своим
Есть шедевры искусства — живописи, музыки, зодчества, которые человеческая цивилизация считает идеальным созданием, эталоном совершенства. Вне исторических рамок, национальных традиций, вне временных оценок.
Одним из таких объектов является Парфенон.
Каждый год толпы туристов поднимаются на афинский Акрополь и совершают обход остатков сооружений, построенных 25 веков тому назад .
Казалось бы, что людей 21 века может удивить в этих сооружениях? Ведь по сути, это — руины, камни, остатки строительных конструкций.
Ведь нужно довольно развитое воображение, чтобы представить — какими прекрасными были эти здания из белого мрамора!
Особенно главное сооружение — Парфенон, храм посвященный Афине Парфенос (т.е. Деве), богине-покровительнице города.
Вот об этом я и хотела рассказать.
Но в этой публикации я не буду рассказывать драматичную многовековую историю Парфенона, дам лишь короткую историческую справку в конце публикации.
После окончания греко-персидских войн , в эпоху правления Перикла уже на подготовленной площадке Афинского акрополя было решено возвести новый величественный и роскошный храм.
В строительстве задействовали лучших на то время художников и потратили огромные средства.
Строителями Парфенона называют древнегреческих архитекторов Иктина и Калликрата. Исследователи классики считают, что первому принадлежал проект здания, а второй руководил ходом строительных работ.
Великий скульптор Фидий выполнил отделку и вместе с Периклом наблюдал за строительством.
Дату начала строительства ученым удалось точно установить, благодаря фрагментам мраморных дощечек, на которых афинская власть представляла гражданам полиса официальные постановления и финансовые отчеты.
Для афинян такие надписи были средством контроля за расходами и борьбы с казнокрадством. Парфенон сооружали с 446-447 до н. э.на протяжении почти десяти лет.
Так что же это за сооружение, которое до сих пор восхищает нас?
Вы скажете — в его идеальных пропорциях.
Ну конечно, пропорции этого сооружения достигли просто космического, абсолютного идеала, гармонии.
Когда-то, французский зодчий 17 века Франсуа Блондель говорил:
«Удоволетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывает единственно лишь пропорции.
Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы ни украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность…».
А как и какими методами и приемами древнегреческие зодчие и мастера-строители достигли такого совершенства?
Так вот. При обмере этого идеального сооружения оказалось, что:
– у Парфенона вообще нет прямых линий, стены криволинейны;
– нет прямых углов (90 градусов) у стеновых блоков;
– все колонны разной толщины и расположены на разных расстояниях;
– мало того, на главном и боковых фасадах есть колонны, которые наклонены в сторону оси симметрии, и от центра симметрии — то есть не имеют вертикальности;
– уровень пола стилобата — не горизонтальный, а имеет выпуклость, в центре сооружения;
– ступени фронтального фасада имеют разную высоту.
И много еще чего.
Сейчас ведутся грандиозные реставрационные работы. И реставраторы сталкиваются с новыми загадками: почему так сделали древние греки? В чем логика мысли античных зодчих?
Вот именно описание этих «неточностей» и их причин логически объяснил древнеримский архитектор Марк Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре», написанном в 13 г. до н. э., и посвященном своему Императору Августу.
Для Витрувия архитектура античной Греции была такой же древностью, как для нас, например, — Римский Форум, Колизей.
Она была для него предметом восхищения и подражания. Сначала он тщательно описывает построение модульных, классических пропорций зданий храмов и других общественных сооружений, а потом описывает — как необходимо нарушить их математически точно выстроенную гармонию.
Вот цитата из его Трактата, глава «2-я Книги 6-й. Извините, но рука не поднимается сократить или укоротить те мысли и предложения, написанные Витрувием ( подчеркивание — мое):
.. 1. Ни на что архитектор не должен обращать большего внимания, чем на то, чтобы пропорции здания находились в полном соответствии с определенною частью, принятой за основную.
Когда же будет установлено основание соразмерности и путем вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности, или назначение здания, или его внешний вид и, путем сокращений или добавлений, достичь такой уравновешенности, чтобы, после этих сокращений или добавлений в соразмерности, всё казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности.
2. Ведь предметы имеют иной вид, находясь в непосредственной близости, иной — если они на высоком месте, не такой же в закрытом и отличный на открытом; и в этих случаях надо с большим умом решать, что в конце концов следует сделать.
Дело в том, что глаз не всегда дает верное впечатление, но очень часто обманывает душу в ее суждениях. Так, например на декорациях кажутся выпуклыми выступы колонны, выносы мутулов и фигуры статуй, хотя самая картина, без сомнения, совершенно плоская.
Подобным же образом хотя корабельные весла под водою и прямы, однако глазу они кажутся надломленными, и до того места, где их части соприкасаются с поверхностью воды, они представляются, как они и есть, прямыми, но там, где они погружены в воду, они отбрасывают от своих тел текучие образы, всплывающие через прозрачную и редкую от природы среду к самой поверхности воды; и эти движущиеся там образы действуют на глаз так, что весла кажутся надломленными.
3. И видим мы это благодаря воздействию образов или благодаря истечению из глаз лучей, как думают физики; и в том и другом случае очевидно, что зрение глаз ведет к ложным заключениям.
4. Итак, если истинное может казаться ложным и некоторые вещи глазам представляются иными, чем на самом деле, я полагаю, не может быть сомнения, что по природным условиям местности или по необходимости следует делать известные сокращения или добавления, но так, чтобы не оставалось ничего желать в этих зданиях. А это достигается врожденною проницательностью, а не только знаниями.
Итак, давайте посмотрим на оптические искажения при взляде человека на Парфенон.
Древнегреческие зодчиие умело сочетают свои постройки с пейзажем, гармонично «вписывая» их в окружающую природу. Связь Парфенона с природой выражалась не только в пропорциональном соотношении храма и холма. Греческие архитекторы и скульпторы видели, что удалённые предметы или их части кажутся меньше, и умели исправлять оптические искажения.
Тщательные архитектурные измерения Парфенона показали, что в нем линии не прямые и поверхности не плоские, а слегка изогнутые.
Древние зодчие знали, что наши глаза — это сферы и все прямые линии проецируются на поверхность сферы криволинейно!
И, что строго горизонтальная линия и плоская поверхность издали кажутся прогнувшимися в середине.
Они стремились как бы исправить, изменить это впечатление.
Поэтому, например, поверхность ступеней Парфенона постепенно, почти незаметно, повышается от краев к центру.
Колонны Парфенона также не строго вертикальны, но слегка наклонены внутрь здания. Оси угловых колонн при мысленном их продолжении должны пересечься друг с другом на большой высоте. Этим уничтожался эффект того оптического обмана, при котором ряд вертикальных линий кажется несколько расширяющимся кверху.
Примечательно также, что колонны Парфенона не все одинаковой толщины. Угловые сделаны более толстыми, чем остальные, так как, вырисовываясь на светлом фоне, они должны казаться несколько тоньше.
Позже Витрувий говорил, что угловые колонны «поглощаются окружающим светом». В одном из греческих трактатов отмечается, что «цилиндр кажется сжатым посредине» и нужно слегка утолщать его, чтобы не было этого впечатления.
Возможно, что этим объясняется и энтазис — утолщение греческих колонн.
Зная действие оптических искажений, греки пользовались им для достижения нужного эффекта. Так, колонны второго внутреннего ряда портика Парфенона меньше, чем колонны внешнего, и кажется, что они стоят дальше и портик глубже, чем на самом деле.
Отклонения от горизонталей и вертикалей почти незаметны. Тем не менее они важны, так как придают храму целостность и собранность.
Все видимые глазом линии связаны друг с другом, нет таких, которые не пересекались бы и казались отчужденными друг от друга.
Как в пластическом человеческом теле, в Парфеноне, вероятно, невозможно найти прямую линию. Сложнейшее по конструкции сооружение из огромного количества строительных блоков и деталей не воспринимается поэтому, как «построенное», составленное из отдельных элементов здание. Но кажется «живым», пластическим организмом, подобно воплощенным в греческой скульптуре прекрасным атлетам.
Мрамор — материал, который помогает этому впечатлению. Ко времени постройки Парфенона греки уже давно знали и ценили этот замечательный камень, понимая, как хорошо мрамор улавливает свет и, впитывая его, светится поверхностью, уподобляясь по нежности человеческому толу.
То есть, это здание было создано древними зодчими по образу и подобию человека!
И вот — краткое и очень сжатое описание драматической истории Парфенона.
Величайший храм Древней Греции, Парфенон, прошел вместе с ней все этапы ее истории.
С закатом Греции начался закат храма. В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон стал христианской церковью Святой Софии. Внутреннее устройство храма подверглось коренной переделке. При строительстве апсиды были уничтожены все центральные фигуры восточного фронтона — знаменитой композиции «Рождение Афины».
В 1456 году Афины были захвачены турками. Акрополь стал турецкой крепостью, Парфенон переоборудовали в мечеть, и в его юго-западном углу поднялась высокая тонкая башня минарета.
Главная трагедия произошла в XVII веке. В 1685 году началась война между Турцией и Венецианской республикой. Венецианцы осадили Акрополь. Турецкий перебежчик сообщил им, что в Парфеноне турки устроили пороховой склад. 26 сентября 1687 года венецианцы начали прицельный обстрел Парфенона, и бомба, попав в храм, вызвала взрыв всего порохового склада. Была разрушена вся центральная часть храма, кроме западной стены, и большая часть колоннады.
Когда, спустя несколько дней турки сдались и венецианцы вступили на территорию Акрополя, они решили увезти в Венецию в качестве трофеев фигуру Посейдона и коней его квадриги — остатки композиции «Спор Афины с Посейдоном» на западном фронтоне. Когда их начали снимать, еле державшиеся после взрыва скульптуры упали и разбились.
Материалы для данной публикации.
1. Трактат Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре».
2. Материалы из открытых источников Интернета.
3. Фото, взятые на просторах Интернета, а также личные фотографии.
Вид на Парфенон
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
- Свежие записи
- Архив
- Друзья
- Личная информация
- Memories
Афины – город контрастов. Ч7 Парфенон
В Афины едут, чтобы увидеть Парфенон. Действительно, он виден почти отовсюду, т.к. стоит на высоком холме Акрополя (это слово означает “верхний город”). Высота холма – 150 м.
В Афинах, как и во многих древних городах, люди вначале селились на холмах: оттуда издалека видны враги и можно или сбежать, или подготовиться к обороне, а если это простые прохожие, то самим их ограбить – все преимущества житья на холме налицо.
Акрополь – не единственный высокий холм в Афинах. Есть еще, например, Пникс, холм Нимф, холм Ареса и др. Все они компактно расположены рядом друг с другом, а остальная территория Афин – плоская
Между афинскими холмами протекала река Эридан (от нее ничего почти не осталось), а море отсюда по прямой примерно в 5-ти км. Идеальное место, и люди селились здесь с 3200 года до н.э. На холме находят следы многих безымянных племен.
Но нас интересует самый знаменитый народ – эллины, и их самый замечательный памятник – Парфенон.
Вид с холма Муз на Парфенон.
А это вид на Парфенон ночью
А теперь поднимемся наверх и рассмотрим Акрополь получше. Это нам обойдется в 20 евро. Подъем – не сильно крутой, так что поднимаются и очень пожилые люди, и люди с детьми.
Пропилеи – парадный вход
Это храм Афины-Ники
Эрехтеон и Парфенон
Эрехтеон. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.
Восточная часть Эрехтейона, находящаяся выше, была посвящена Афине Полиаде (градохранительнице). Именно здесь хранилось деревянное изображение богини Ксоанон, которому ежегодно во время Панафиней подносили новый пеплос (одежда, состоящая из чего-то типа юбки и кофты) и раз в несколько лет окунали в море. Портик имеет шесть колонн.
Западная часть храма была посвящена Посейдону и Эрехтею. У этой части два портика — с севера и с юга. Дверной проём северного входа, единственная подобная деталь классического периода, был обрамлён резьбой с розетками. На южной стороне храма находится знаменитый Портик кариатид, названный так по шести статуям (высота 2,1 м). Статуи изготовлены из пентеликонского мрамора. Все они сегодня заменены на копии.
Парфенон -главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице.
Что хорошего в Парфеноне? Он совершенен. Секрету этого совершенства посвящены десятки тысяч работ, но вы можете найти свой ответ.
Парфенон – это “Джаконда” в архитектуре.
Как это ни странно, Парфенон не разочаровывает. Ради него одного стоит ехать в Афины.
И, конечно, тут валяется грязная бродячая собака
И без кошки не обошлось, но ее держит смотритель
С Акрополя открываются прекрасные виды. Вид на театр Диониса – это здесь были премьеры трагедий Софокла и комедий Аристофана. Афинян обязывали ходить на эти спектакли и даже приплачивали. Спектакли шли весь день, но так было не весь год, а в определенный период.
Вид на холм Муз
С Акрополя видно море, а из самих Афин его не видно. Отсюда можно было наблюдать бой при Саламине.
Когда мы ездили на сити-басе нам говорили (диктор, через наушник), что в этой битве решилась судьба Европы: если бы победили персы, то не было бы европейской цивилизации, а было бы восточное варварство. Между прочим, до начала битвы Фемистокл принес в жертву нескольких персидских юношей, ранее захваченных в плен – такая вот европейская цивилизация.
Кстати, вот вид на Саламин с берега моря. Как вы помните, появление нынешнего Парфенона при Перикле (до этого тут стоял похожий храм, но меньшего размера) произошло после победы в Саламинской битве в 480 году до н.э. Тогда греки под предводительством Фемистокла разбили персидский флот. Большой персидский флот застрял в узком проливе.
А это бухта, где был флот древних Афин. Отсюда виден холм с Парфеноном (но очень плохо). Отсюда к Акрополю шли длинные стены в 12 км.
Кроме посещения Акрополя, можно еще посетить музей Акрополя.
А это музей Акрополя сверху
Вид на Парфенон из музея Акрополя
А вот те самые Коры (девушки), которые украшали Эрехтеон (те, что не увезли в Британский музей)
К сожалению, в этом музее нельзя фотографировать (я немного нарушала, но стремно). Исключение составляют кафе и последний этаж
Сам музей большой и современный. Там стеклянные полы, так что в юбке ходить не стоит – снизу вид может быть весьма пикантный.
А вот так Акрополь, возможно, выглядел в древности. Огромная статуя Афины работы Фидия была видна с моря.
Люди приносили в жертву зерно, фрукты, хлеб, птиц и животных. Чаще всего в жертву приносили барашков, а самая достойная жертва – это был бык. На белый мрамор Парфенона рекой лилась кровь зарезанных животных, и был он больше похож на бойню, чем на храм.