Зарплата водителя трамвая и троллейбуса в москве, санкт-петербурге и других городах россии в 2021 году

Сколько зарабатывают, где обучаются и какими льготами пользуются водители трамваев

Городская трамвайная сеть функционирует в более чем 60 населенных пунктах РФ. В Волгограде пассажиров перевозит особый экземпляр — метротрам, который часть пути проходит под землей, а часть — по стандартному уличному маршруту. В Старом Осколе и в Усть-Илимске с 1980-х годов курсируют скоростные вагонные составы. А самая старая трамвайная сеть на территории современной России располагается в Калининградской области.

С годами количество маршрутов сокращается, и рельсовый транспорт отходит на второй план. Но совсем отказываться от него — нерационально. Основные преимущества трамваев: вместимость (может быть больше двух вагонов), низкая себестоимость перевозок, экологичность и безопасность. За их слаженное передвижение по городу отвечают специально обученные водители. О них мы и поговорим далее в статье. Рассмотрим вопросы: сколько платят водителям трамваев, где они проходят обучение и получают ли какие-то льготы от предприятия или государства.

Сколько получают водители трамваев в России

Средний размер оплаты труда находится на уровне 20–22 тыс. руб. Сумма может меняться в зависимости от региона. Больше всего получают водители в Ленинградской области. Их заработная плата достигает 57 тыс. руб.

Далее средний доход уменьшаются по регионам:

  • Московская область — 40 000 руб.
  • Краснодарский край — 23 000 руб.
  • Свердловская область — 21 500 руб.

В небольших городах без должного финансирования система трамвайного сообщения медленно приходит в упадок. Транспортный парк своевременно не обновляют, старые вагоны выходят из строя, а запасные части для них уже не производят. Депо испытывает денежные трудности и не может обеспечить достойную зарплату своим сотрудникам. В таких условиях остаются работать только энтузиасты и те, кто очень любит свое дело.

Но в областных центрах и других крупных городах ситуация более позитивная. Там спрос на вагоновожатых выше. Их ЗП меньше, чем у тех, кто управляет автобусами или троллейбусами, но все равно больше среднего. К примеру, в Москве — около 50 000 руб., в Екатеринбурге — 40 000 руб., в Краснодаре — 35 000 руб. Как видите, средний доход по региону и отдельно по областному центру отличаются.

Насколько востребована сейчас данная профессия в России? Можно сказать, что спрос на нее низкий. На портале по поиску работы HeadHunter на конец июня 2019 года размещено только 4 подходящие вакансии. ЗП предлагают от 24 800 до 51 000 руб. Ученику водителя в городе Тула обещают платить всего лишь 15 000 руб. до вычета НДФЛ. Опыт работы не требуется, срок подготовки — 6 месяцев.

Возможно, вакансий так мало, потому что их размещают не на сайтах-агрегаторах, а на специализированных порталах. Мы проверили информацию на страничке Мосгортранса. Последнее предложение опубликовано 29 мая 2019 года. В трамвайное управление требуется водитель с опытом работы от 3-х лет. Вознаграждение — от 35 000руб.

Каков заработок водителя трамвая за границей

Ради интереса обратимся к размеру доходов вагоновожатых в других странах. Национальную валюту переведем по курсу на 21 июня 2019 года. В Украине средний оклад находится на том же уровне, что и в России — около 30 тыс. руб. В Германии — 210 тыс. руб. В Польше предлагают вакансии для выходцев из СНГ с окладом около 92 тыс. руб.

Информация по другим странам (ЗП за месяц в рублях):

  • США — до 268 000.
  • Австралия — 201 000.
  • Англия — 165 000.
  • Италия — 78 000.

Есть ли льготы и бонусы

Вагоновожатые трамвайной сети получают определенные льготы и бонусы. Одна из привилегий — это возможность бесплатно ездить на всех видах городского транспорта (метро в том числе). Стандартный оплачиваемый отпуск длится 28 календарных дней, но дополнительно к нему предоставляют еще 12 суток отдыха. Если кандидат на должность приехал из другого города, то ему могут предложить место в общежитии. Также сотрудники имеют право оформить бесплатную путевку в летний лагерь или на базу отдыха для своих детей.

Помимо этого, предприятия гортранса обеспечивают стандартный набор условий. Это трудоустройство по ТК РФ, пакет социальных гарантий и ежемесячное вознаграждение. Занятость, как правило, полный день. График — сменный.

Как обучиться профессии

Человек, который собирается управлять трамваем, должен быть старше 21 года и иметь водительское удостоверение с категорией Tm. Пройти обучение можно непосредственно у будущего работодателя. Чтобы выйти на рейс, нужно обязательно сдать экзамен в ГАИ.

Курсы длятся не более 6 месяцев. Все это время выплачивается стипендия в размере до 17 000 руб. Ученики проходят теоретические вопросы, изучают технику и правила вождения. 50 часов отводится на непосредственное управление трамваем без пассажиров. Далее еще 210 часов — на стажировку под руководством наставника. Если профподготовка проходила в специальном учебном учреждении, то оно обеспечивает выпускника рабочим местом в его городе.

Трудовой день делится на 2 смены. Первая начинается в 4 утра и заканчивается в 15 дня. Вторая длится до 12 ночи. В неделю — 5 рабочих дней и 2 выходных. Чтобы больше заработать, нужно брать дополнительные смены. Но их количество ограничено правилами и трудовыми нормами. Поэтому чаще всего в данной профессии люди задерживаются из-за любви к рельсовому транспорту или из-за отсутствия других вариантов заработка.

Водитель трамвая: обучение и зарплата

Водитель трамвая – профессия не самая прибыльная и легкая, зато одна из самых востребованных в современном обществе. И в связи с бурным развитием электротранспорта во всех странах ее можно считать еще и перспективной.

Что нужно для того, чтобы стать водителем трамвая?

Если человек хочет стать водителем трамвая, то он должен соответствовать ряду квалификационных требований. Следовать нужно такому алгоритму:

Прохождение медкомиссии. В отношении работы водителем трамвая нет каких-либо гендерных ограничений. Работать здесь могут и женщины. Однако установлены возрастные ограничения принимают только тех, кто старше 21 года. Кроме того, нужно будет пройти медкомиссию и взять справку о том, что соискатель не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Кстати, перед каждой поездкой водитель должен проходить обязательный медосмотр, а контролируют при этом артериальное давление, слух и зрение.

После прохождения медосмотра соискатель заключает с электротранспортным предприятием ученический договор, в котором будут сразу прописаны условия, на которых водитель сначала будет проходить обучение, а уже затем полноценно работать. На теоретическую подготовку отводятся 2-3 месяца, в течение которых соискателя обучают не только ПДД, но и основам работы с механическим, электрическим и пневматическим оборудованием, а также основы управления трамваем.

Читайте также:  Достопримечательности Выборга с описанием и фото - куда сходить и что посмотреть самостоятельно, советы по пребыванию, туристическая карта

Также устраивают практические занятия – для начала на тренажерах, при этом они достаточно сложны. Такие тренажеры полностью имитируют кабину транспортного средства. Во время обучения многие предприятия выплачивают стипендию от 7.5 до 10 тысяч рублей, в зависимости от успеваемости ученика. Также ему предоставляется место в общежитии, а еще начинающий водитель может рассчитывать на бесплатное питание.

Учебная практика в трамвайном парке. Этот этап длится от трех недель до месяца. После этого нужно будет сдать экзамен по вождению и по теории управления. Сначала практическая часть, и оценивать ее будут сотрудники учебно-курсового комбината.

Экзамен в ГИБДД. Это уже только теоретическая часть. По итогам экзамена соискатель получает водительские права. Если не удалось сдать с первого раза, ничего страшного не произойдет, можно пересдать экзамен.

Стажировка. После того, как соискатель получит права, его направят на стажировку в парк, и там он, скорее всего, и будет потом работать уже на постоянной основе. В среднем пассажирская практика занимает 205 часов. В это время у специалиста нет права работать самостоятельно. Он управляет трамваем только под руководством инструктора. Но его труд все равно оплачивается. Это не зарплата, а стипендия, но она примерно равна оплате труда начинающего водителя и составляет 20-23 тысячи рублей.

Только после успешного преодоления всех этапов можно будет устраиваться на работу на постоянной основе.

Обязанности водителя трамвая

В общих чертах все обязанности оговорены в нормативных документах. Тем не менее, всем, кто захочет устроиться на работу водителем трамвая, нужно понимать, что их ждет. Первая смена на большинстве маршрутов начинается очень рано, в 4 утра. Понятия стандартной рабочей недели здесь нет. У каждого водителя есть свой рабочий график, он включает в себя 4 дневные смены и 4 ночные, но они идут не подряд, а чередуются с выходными. Ночные смены на самом деле являются вечерними, поскольку заканчиваются в 12 часов ночи.

Водитель управляет транспортным средством, то есть трамваем, а также в рамках своих полномочий занимается техническим обслуживанием этой техники. Кроме того, он должен собирать оплату за проезд. От водителя трамвая требуется быть вежливым и сохранять спокойствие, хотя конфликтных ситуаций в общественном транспорте и на дорогах всегда хватает. Понятно, что такая работа требует определенного уровня стрессоустойчивости.

Как рассчитывается зарплата водителя трамвая?

В отношении расчета зарплаты водителя в России действуют требования Трудового кодекса и отраслевого законодательства. В общем виде она состоит из оклада и премии. Оклад непосредственно зависит от продолжительности смены и от квалификации водителя. Кроме того, действуют правила, согласно которым на маршрутах с большим потоком пассажиров платят водителям намного больше. По этой причине в столице и городах-миллионниках у водителей к концу месяца может набегать солидная сумма.

Что же касается премиальных, то тут все зависит от конкретного транспортного предприятия. Это поощрительная выплата, и некоторые компании платят водителям еще процент за перевыполнение плана.

Наконец, существуют также и компенсационные надбавки. Их выплачивают в обязательном порядке согласно требований трудового законодательства за работу в ночные часы (считается как двойной оклад за конкретно отработанное время), за выход на работу в выходные дни и государственные праздники.

Дополнительные выплаты и льготы

Хотя в современных условиях работу водителя трамвая можно считать достаточно надежной и стабильной, из-за стрессового фактора ему нужна дополнительная мотивация. Тем более что оплата труда хотя и бывает достаточно высокой, у начинающих водителей она будет практически минимальной, так что особого энтузиазма не вызывает. В то же время мотивация обычно носит нематериальный характер. Например, водителям трамваев положено дополнительно 12 дней к оплачиваемому отпуску. Также им гарантирован бесплатный проезд городским транспортом, в том числе и на метро, а это существенная экономия.

Для иногородних работников привлекательным может оказаться факт предоставления места в ведомственном общежитии – особенно это касается столицы, где снимать квартиру очень дорого. Ну а для семейных сотрудников еще один бонус – бесплатные путевки для детей на популярные отечественные базы отдыха.

Заработная плата водителя трамвая в России

Как уже было отмечено ранее, заработная плата водителя трамвая зависит от его опыта или класса. Но к тому же она может в значительной степени варьировать в разных регионах. Неудивительно, что самые высокие зарплаты у водителей трамвая в Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах проложены и крупнейшие трамвайные системы. Начинающий водитель здесь получает около 20-22 тысяч рублей в месяц. Опытный водитель трамвая может получать в Москве до 50 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а также в Челябинской области зарплата водителя составляет 35-40 тысяч рублей.

Следует также помнить, что в некоторых регионах существуют надбавки за работу в сложных климатических условиях. Поэтому в таких городах как Иркутск, Омск, Красноярск зарплата водителя трамвая может быть даже выше, чем в столице. Там она составляет 45-50 тысяч рублей. В других регионах, таких как Краснодар, Казань, Калининград, Самара, Нижний Новгород зарплата водителя трамвая составляет 30-35 тысяч рублей. В Новороссийске, Новочеркасске, Иваново, Пятигорске и Таганроге фиксируют самый низкий уровень оплаты труда водителей – до 20-25 тысяч рублей.

Зарплата водителя трамвая

Зарплата водителя трамвая в западных странах

На Западе электротранспорт переживает свое второе рождение. В США трамваи в течение длительного времени находились в забвении. Здесь только возрождаются старые линии и в стадии строительства находятся новые. Поэтому говорить о каких-то среднестатистических зарплатах по стране не приходится, поскольку трамваи есть далеко не в каждом городе. Многие линии принадлежат тем же компаниям, что обслуживают метрополитен и платят машинистам электротранспорта порядка 33 долларов в час (до 87 тысяч долларов в год, хотя в большинстве случаев все-таки годовой доход оказывается меньше на уровне 55 тысяч долларов).

Читайте также:  Достопримечательности Халкидики - фото с названиями и описанием, карта

Трамваи как вид городского электротранспорта популярны в Австрии и Германии, где водители получают в месяц порядка 3000 евро. В Британии опытный водитель может получать до 28 тысяч фунтов в год, к тому же ему положены различные льготы и социальные выгоды. В Финляндии водитель трамвая в месяц получает до 2500 евро. В Италии среди стран Западной Европы самый низкий уровень оплаты для подобной профессии – всего 1000-1100 евро в месяц. В Чехии же такой работник получает до 100 крон в час. Примерно такой же уровень оплаты труда в Польше, где приглашают на работу водителей из Украины и Беларуси.

В Австралии водитель городского электротранспорта получает в месяц порядка 3200 австралийских долларов. А вот в Китае, где электротранспорт считается одной из самых перспективных отраслей, несколько лет подряд попытались запустить трамвай-беспилотник. Правда, повсеместного распространения такой опыт пока не получил, поскольку возникает слишком много трудностей, в том числе и по соображениям этики, а не только безопасности. Но и расходы на прокладку маршрута тоже достаточно высоки.

Возможные трудности в работе

Работа водителя трамвая достаточно сложна. Это только на первый взгляд кажется, что она представляет собой нечто рутинное. На самом деле от водителя требуется, чтобы он постоянно находился в тонусе, всегда был сконцентрирован на своей работе, поскольку отвечает за своих пассажиров.

Профессия – водитель трамвая

Современные трамваи во многом автоматизированы. И тем сложнее становится ими управлять. Особенно в час пик, когда водителю приходится еще следить за тем, чтобы в давке автоматические двери не зажали пассажира. Кроме того, хотя трамвай идет по рельсовому маршруту, всегда найдутся автомобилисты, которые попытаются по рельсам объехать пробку. Наконец, не каждый водитель трамвая умеет обеспечить своим пассажирам максимальный комфорт, чтобы торможение было плавным, без резких остановок (которые, к слову, чреваты травмами).

«На дороге всегда нервно»: сколько зарабатывает водитель троллейбуса

В Санкт-Петербурге

Мы регулярно публикуем истории читателей Т⁠—⁠Ж о том, как они освоили свою профессию и какой доход она приносит.

Герой этого выпуска с детства хотел водить троллейбус, но прежде чем исполнить мечту, успел поступить в пединститут, бросить его и сменить несколько работ. Он рассказал, как проходят курсы для будущих водителей, чем отличается работа в Иркутске и Санкт-Петербурге , какие маршруты ему нравятся, с чем приходится сталкиваться на дороге и почему попадать в аварии невыгодно для карьеры.

Выбор профессии

После 11 класса я поступил в педагогический институт Иркутского государственного университета — тогда еще это была Восточно-Сибирская государственная академия образования — на учителя начальной школы. Успешно окончил первый семестр и бросил, потому что никогда не горел учебой. К тому же скончался отчим, и нужно было как-то доставать деньги для семьи. Работал менеджером в «Сабвее», продавцом-консультантом в «Йоте», специалистом по обучению стажеров в «Теле-2» , водителем в такси «Максим».

Потом вспомнил, что с детства мечтал водить троллейбус. На них мы часто ездили с родителями, и это была необъяснимая любовь.

Водителем троллейбуса брали с 21 года, а мне было 20 с половиной. Я пошел на шестимесячные курсы в Иркутске. За них нужно было заплатить тогда 12 тысяч, сейчас уже дороже. Правда, потом я узнал, что по направлению из центра занятости можно было учиться бесплатно.

Для поступления обычно требуется пройти профосмотр, по результатам которого коллегия врачей заключает, годен кандидат на должность водителя троллейбуса или нет, — у этой работы есть своя категория вредности, и не все подойдут. Еще обязательно иметь на руках заключения от психиатра и нарколога: не должно быть записей о том, что состоял на учете или принимал какие-то вещества.

Наличие прав и опыта вождения автомобиля значительно поможет в освоении троллейбуса: такие ученики уже ориентируются на дороге и в принципе наполовину готовы. Но очень многие начинают без этого — помехой или отягчающим обстоятельством при поступлении отсутствие прав не станет.

В каждом городе свои условия обучения: в Иркутске, например, даже выплачивается стипендия, как и в Санкт-Петербурге. Обычно курсы длятся полгода, учебный план в Иркутске рассчитан на 838 часов (340 теории и 498 практики), в Питере — на 1066 часов (432 теории и 634 практики).

Кому-то непросто дается теория. Здесь и устройство троллейбуса, и правила дорожного движения, и правила технической эксплуатации — ПТЭ, и многое другое. Однако, на мой взгляд, самое сложное — это практика. Особенно для человека, не водившего транспорт. Именно на этом этапе, когда я учился в Иркутске, отсеивалось большинство. Человек садился за руль и понимал, что это просто не его.

Сначала учеников знакомят с троллейбусом, показывают, где что находится и как что включать, напоминают о мерах предосторожности. Затем какое-то время ученики по очереди ездят по территории парка за рулем троллейбуса, а наставник сидит рядом. Потом постепенно начинают выбираться в город. Один ученик за рулем, рядом наставник, остальные в салоне ждут своей очереди. Такой урок длится несколько часов. Но один человек вряд ли будет ездить дольше часа в день. Занятия проходят на заметном зеленом троллейбусе со словом «учебный» во весь борт. У наставника есть своя педаль тормоза на случай, если что-то пойдет не так. Руль он хватать не будет, разве что чуть-чуть рукой может помочь. Инструкторы всегда комментируют действия в процессе езды — это часть обучения.

Потом надо сдать внутренние экзамены по теории и практике, а также экзамен в ГИБДД на знание ПДД, после чего водителю присваивается категория Tb. Всегда есть те, кто после курсов не может сдать выпускные экзамены. Очень небольшой процент студентов, но все же. А потом водители ежегодно сдают внутренний экзамен на знание ПДД, ПТЭ, культуры обслуживания пассажиров — это не отдельный экзамен, просто среди вопросов в билете может быть что-то вроде: «К вам сел пьяный пассажир и стал себя неприлично вести, каковы ваши действия?»

Курсы водителей троллейбусов и трамваев всегда подразумевают и гарантируют обязательное трудоустройство. Обычно еще нужно отработать год или два, иначе при увольнении придется выплатить оставшуюся сумму за обучение, потому что оно стоит гораздо дороже, чем за него платят учащиеся. А те, кто учился бесплатно, как я понимаю, при досрочном увольнении должны выплатить всю стоимость. Логика здесь такая: были потрачены деньги на обучение кадров, а кадры себя не оправдали и ушли.

Читайте также:  Долина Канди, Шри-Ланка — подробная информация с фото

Но после курсов нужно еще пройти пассажирскую стажировку на линии с наставником рядом, откатать определенный норматив часов. В этих случаях на троллейбусе есть табличка «Водитель работает со стажером». А после этого уже самостоятельно начинаешь работать на линии. Сугубо по нормам водитель уже все изучил и готов, но многое постигается в процессе работы.

Мой первый рейс был буквально после того, как начальник отдела эксплуатации подписал мне все документы. Диспетчер тут же попросила заменить заболевшего водителя, и я поехал. Я волновался, потому что в салоне за поездкой наблюдал наставник, да и сам троллейбус был не из хороших — очень старый и тяжелый в управлении.

Суть профессии

Быть водителем троллейбуса могут, безусловно, усидчивые и внимательные люди с крепкими нервами, поскольку работа сидячая и крайне ответственная. На дороге всегда неспокойно, так что это испытание каждый день. Вопрос в том, принимать все на свой счет или уметь отпускать. У меня, например, самая нервная ситуация была, когда три неадеквата вышли из авто и не давали мне ехать, преграждая путь, потому что им хотелось что-то мне объяснить. Я просто подождал, пока им надоест, что вскоре и случилось. Еще в Иркутске случалось высаживать пьяных пассажиров, если они мешали другим.

Водитель несет ответственность практически за все, прежде всего за жизни и здоровье пассажиров, а в салоне может быть от 1 до 150 человек. Начальство в Иркутске нам напутственно говорило: «У водителя троллейбуса всегда за спиной либо сума, либо тюрьма».

За аварию по вине водителя из зарплаты вычитается премия, если в таком ДТП будут пострадавшие или жертвы — это увольнение, а дальше будут разбираться отдельно в полиции, а может, и в суде — в зависимости от тяжести. У моих коллег были случаи, когда грозила тюрьма за сбитых пешеходов, а некоторых лишали прав за уход с места происшествия. За ДТП не по вине водителя троллейбуса ничего не будет, но обязательно проведут разбор случая и обсуждение возможностей его избежать. Есть даже расхожая поговорка, что в ДТП виноваты всегда двое. Конечно, если в тебя сзади влетит кто-то , тут уже ничего не сделаешь, но с опытом начинаешь предугадывать и предотвращать большинство аварийных ситуаций.

Мне нравится водить троллейбус, нравится, что он востребован. Люблю ездить полным — машина идет чуть медленнее, зато более мягко.

Место работы

Я проработал в Иркутске почти три года. Доход в начале и в середине пути почти не менялся. В среднем получал 23—25 тысяч , и этого хватало на коммуналку, содержание своего авто, одежду и еду. Если лишали премии, можно было получить и 10—15 тысяч. Наказать могут за нарушения должностной инструкции: разговоры по телефону, курение, проезд остановок и так далее. В Иркутске меня лишали премии несколько раз за всякие мелочи.

В 2018 году во время отпуска я съездил в Санкт-Петербург , и мне там понравилось. Санкт-Петербург — троллейбусная столица России. Здесь сейчас больше всего маршрутов и самая длинная в стране троллейбусная сеть, если считать в километрах. Москва решила уничтожить троллейбус как вид общественного транспорта. Там теперь на всех троллейбусных маршрутах работают электробусы или просто автобусы. В конце августа на линию вышел последний троллейбус. Чисто технически водитель троллейбуса может сразу пересесть за руль автобуса, особенно если автобус с автоматической коробкой передач. Но по закону для управления автобусом необходима категория D. Поэтому придется ее открывать в автошколе. Я слышал, что в Москве помогали водителям троллейбусов упрощенно получить категорию D.

Автобус ездит на ископаемом топливе и не требует строительства инфраструктуры, троллейбус ездит на электричестве, и для него инфраструктура нужна. Про экологию можно не говорить — и так очевидно, в чью пользу расклад. В долгосрочной перспективе троллейбус экономически выгоднее автобуса — это было подсчитано в той же Москве в период уничтожения троллейбуса, однако не предотвратило его.

В Санкт-Петербурге троллейбусную сеть развивают и обновляют, за троллейбусами хорошо присматривают и вовремя их обслуживают. Они там моложе, чем в иных городах страны, а следовательно, более комфортабельные для всех — и для пассажиров, и для водителя.

Во время того отпуска я увидел рекламу о поиске водителей троллейбусов, которая обычно висит в салонах общественного транспорта и на зданиях предприятий. Реклама обещала зарплату от 63 тысяч рублей. Я решил пообщаться непосредственно с водителями — на конечной остановке троллейбуса «Станция метро „Старая деревня“». Водитель тогда еще ходившего двенадцатого маршрута любезно поговорил со мной об условиях работы и зарплате — люди «в поле» всегда расскажут больше, чем в отделе кадров, тем более своему коллеге, пусть и из другого города. Мне из того разговора понравились пункты про доход, который в Питере был значительно выше, и про новый подвижной состав.

Вернувшись в Иркутск, я периодически думал о переезде, а решился спонтанно почти через год. Собрался за неделю, вещи поехали фурой, я — самолетом. Заранее позвонил в отдел кадров питерского «Горэлектротранса» и проконсультировался по поводу возможности реального трудоустройства.

В Иркутске жалели, что ухожу, но не отпустить не могли. В Санкт-Петербурге меня приняли очень хорошо, здесь рады иногородним квалифицированным кадрам. Люди нужны всегда и везде хотя бы из-за естественной текучки: кто-то уходит по возрасту, кто-то — по состоянию здоровья, кто-то другое место нашел. Хотя в Питере водителей хватает, новых тоже берут. А вот в Иркутске острая нехватка водителей в последнее время.

Мне нужно было пройти краткое собеседование, проверку документов, профосмотр, затем 120 часов стажировки для изучения случайного маршрута. В конце — экзамен на ПДД, ПТЭ, знание маршрута. После этого можно было работать.

Так, проработав три года в МУП «Иркутскгортранс», я уволился и трудоустроился в СПб ГУП «Горэлектротранс», где отработал уже год и продолжаю работать дальше. Теперь я зарабатываю от 55 до 65 тысяч в месяц, сумма зависит от количества часов, от того, будут ли праздничные дни, сколько будет ночных часов, сколько халтур.

Читайте также:  Как вернуть электронные билеты купленные на сайте РЖД

Не всем водителям нужно жить именно в троллейбусной столице, моя мечта была осуществлена еще в Иркутске, когда я стал водить троллейбус, но мне здесь комфортно.

Рабочий день

Подъем на смену в 3—4 утра. Самое трудное в работе, на мой взгляд, это привыкнуть рано вставать. Для этого нужен режим здорового сна — хотя бы 8 часов, то есть ложусь я уже в 19—20 часов. Бывает, не могу уснуть. Тогда лежу или читаю. Если не выспался, пью кофе или энергетики, но это редко.

На сборы и завтрак отвожу себе час. До работы я могу добраться за 25 минут пешком, за 10 минут на электросамокате или за 5 минут на дежурном троллейбусе, который собирает работников с 4 до 7 утра. Обычный троллейбус не ходит так рано — есть маршруты для сотрудников, их обслуживает дежурный троллейбус и пазик. Кто-то ездит сам или на такси.

Прибыв в парк, я получаю путевой лист у диспетчера. По закону такой оформляется на каждый новый выход на маршрут. Затем прохожу проверку у медика: давление, температура, пульс и наличие алкоголя в организме. Давление выше 140 — это недопуск на линию, с температурой выше 37 тоже могут не выпустить. Тогда на маршрут отправят запасного водителя, а тебя — на больничный. Если водитель не прошел проверку по причине нетрезвости — это увольнение по статье.

От медика возвращаюсь к диспетчеру и получаю в путевой лист штамп о допуске к работе.

Далее получаю экипировку на троллейбус: книгу троллейбуса, противогаз, угольные вставки, диэлектрические перчатки, аптечку, страховку, карту техосмотра, мобильный телефон с корпоративной внутренней связью, наряд-расписание. За время работы мне приходилось пользоваться всем, кроме аптечки и противогаза.

В книге троллейбуса стоит штамп мастера смены о том, что троллейбус исправен, и подпись водителя — что он принял исправный троллейбус. Еще там оставляют заявки на ремонт, а мастер на них отвечает по мере выполнения.

В наряде-расписании указано время выезда, окончания смены, проезда контрольных точек — нескольких равноудаленных остановок с маршрута.

По рабочему телефону связываемся с диспетчером в случае ДТП, всяких происшествий типа обрыва провода или падения пассажира. Во время движения запрещена любая мобильная связь, гарнитурой тоже пользоваться нельзя. Поговорить можно только остановившись.

Угольные вставки — прокладка между проводом контактной сети и головкой токоприемника, чтобы металл не терся о металл и не изнашивался.

Перчатки нужны для работы в мокрую погоду, чтобы избежать теоретического маловероятного удара током, поскольку вода — проводник.

После получения экипировки иду на веер — так называется стоянка троллейбусов в парке. Нахожу свою машину, оцениваю ее состояние внешне, включаю все системы. Иногда что-то может не работать, но это случается редко. В таких ситуациях информируется ответственный по выпуску и выдается другой троллейбус. Запас есть всегда.

По времени, указанному в наряде, — в нашем парке выезды примерно с 4 и до 9 утра — выезжаю на линию на указанный маршрут в сторону конечной. Уже начиная от парка беру пассажиров.

Сейчас наш парк обслуживает 12 маршрутов, на 7 из которых у меня есть допуск. Допуск в Санкт-Петербурге получают следующим образом: как-нибудь вместо обычной смены дают смену с наставником. Вы выходите на маршрут, на котором ты еще не был, он сидит рядом в кабине и говорит, куда ехать и на что обратить внимание. После такой смены маршрут считается открытым для водителя.

Выбирать маршрут, на котором будешь работать, нельзя, но можно попробовать высказать пожелания нарядчику, который составляет расписание. Таких с пожеланиями у него почти весь парк, всем не угодишь, а наряд закрыть надо, поэтому ездим, где поставят. Некоторые маршруты могут закрепляться за водителем — туда стараются ставить чаще всего, если есть возможность. А так я выхожу на все маршруты, которые у меня открыты. Нам выдают наряды на несколько дней вперед, так что всегда понятно, где придется работать. Но могут и поменять по служебной необходимости.

Чаще всего я работаю на десятом маршруте, он мой самый любимый, потому что проходит по спокойному в плане дорожного движения Васильевскому острову и весьма востребован у пассажиров. Трудно подсчитать, как часто я там бываю, но навскидку раза два в рабочую пятидневку. Самый нелюбимый маршрут — шестнадцатый. Вне часа пик он ходит пустым по не очень живописному району с весьма интенсивным движением.

Памятник Чингисхану

Памятник Чингисхану (Genghis Khan Equestrian Statue)

Памятник Чингисхану в окрестностях столицы Монголии Улан-Батора – побившая все мировые рекорды по размерам конная статуя основателя гигантской империи. В стране, где жестокий завоеватель признан национальным героем, памятников Чингисхану много, но все они меркнут на фоне стального гиганта, возвышающегося над степью.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Памятник Чингисхану

История появления монумента

В XIII веке Чингисхан ураганом прошелся по степям, покоряя народы. А начиналось все в предгорьях Хэнтэй, к востоку от современного Улан-Батора. Здесь, в регионе Цонжин-Болдог, на горе Бурхан-Халдун, священной для монголов, родился Тэмучжин, в расцвете влияния получивший имя Чингиса. На ее склоне в 1227 году и похоронили великого хана, а затем его сына и внуков. Их имена не так известны, но историческая значимость велика. Внук Мункэ, например, в своих походах дошел до Адриатического моря, а его брат, известный в европейской литературе как Кубла-хан, основал монгольскую династию Юань в Китае. Чтобы охранять посмертный покой ханов, над их могилами постоянно дежурил тысячный отряд стражников, не допускавший зевак. В результате недоступные человеку окрестности заросли травой и деревьями, и еще в незапамятные времена место захоронения было утеряно.

В тех же местах юный Темучжин получил знамение – нашел позолоченную плетку, символ будущей власти над миром. Это придало ему силы выбраться из нищеты, на которую семья была обречена после гибели отца, привлечь соратников и начать свое победное шествие по Азии. Со временем об основателе Монгольской империи стали забывать, но в ХХ веке его образ извлекли их небытия и водрузили на знамя борьбы за независимость от Китая. Героическая фигура продержалась недолго: советская Монголия запретила почитание Чингисхана, и его изображения подлежали уничтожению. С 90-х годов культ Чингисхана восстанавливается, и сейчас он гордость для монголов, хотя молодежь прекрасно осознает его неоднозначность.

Читайте также:  жд компании – - Как С Добром Добраться! Маршрут проложить

В 2006 году в стране отмечали 800-летний юбилей империи и решили создать небывалой величины памятник основателю. Под строительство отвели пустующие земли в том месте, где он, согласно легенде, когда-то нашел плеть. Был разработан проект комплекса, в 2008 году памятник Чингисхану представили зрителям. К настоящему времени полностью закончен сам монумент и начато обустройство парка вокруг него.

Географическое положение памятника Чингисхану

От столицы комплекс отделяет всего час езды на машине, но у посетителей создается ощущение, что XII век продолжается и где-то далеко по бескрайней холмистой степи бродят кочевники. Тем не менее, следы цивилизации в этих краях присутствуют. В 15 км к юго-западу от памятника Чингисхану расположен аэродром «Налайх». С 1968 по 1989 год здесь стоял советский вертолетный полк, сейчас аэродром принимает гражданские чартерные рейсы. В 20 км к юго-востоку – поселок Эрдэнэ, удивительно напоминающий российскую глубинку. Единственное отличие – стоящие кое-где во дворах юрты. Здесь есть небольшие магазины с самым необходимым, в крохотном доме открыт паб с караоке. Между комплексом и поселком проложена асфальтированная дорога неплохого качества.

Большинство туристов осматривает памятник Чингисхану по дороге в национальный парк Горхи-Тэрлэж, лежащий в 20 км к северу. Пейзажи здесь более разнообразные: лиственные леса, мелкие реки и ручьи, скалистые вершины, травянистые холмы. Подъемы в горы пологи, доступны без специальной подготовки и туристического снаряжения. Несколько десятков баз и домов отдыха построено в южной части парка, здесь работают рестораны, сувенирные лавки, оборудованы детские площадки, открыт первый в стране спа-центр. Путешественникам предложат поохотиться, прокатиться на лошадях и верблюдах. Для рыбалки рекомендуется выезжать дальше в горы, поскольку протекающая недалеко от памятника Чингисхану река Туул загрязнена промышленными выбросами и отходами человеческой жизнедеятельности.

Архитектурные особенности комплекса

На территорию комплекса путешественники попадают через триумфальную арку, увенчанную фигурами конных воинов. Минуя просторную стоянку, гости подходят к широкой длинной лестнице и поднимаются к памятнику Чингисхану. Можно пройти обходным путем по мощеным дорожкам и полюбоваться изваянными в натуральную величину фигурами монгольских воинов, подгоняющих своих скакунов.

Монумент Чингисхану покоится на круглом основании с 36 колоннами – символами ханов Монгольской империи от Чингиса до Лигдэна, правившего в XVII веке. Формально это классическая европейская ротонда без малейших намеков на национальный колорит, хотя авторы проекта, и скульптор Д. Эрдэнэбилэг, и архитектор Ж. Энхжаргал – монголы. Мощное 10-метровое основание скрывает в себе два этажа с музейными экспонатами, туалетами, рестораном с блюдами из конины и неожиданным развлечением в виде бильярдной. Самые интересные объекты – 4-метровая позолоченная плеть и 9-метровый кожаный сапог с острым загнутым носом, которым пришпоривали лошадей, и яркой национальной вышивкой. Сувенирная лавка предлагает туристам ножи с костяными рукоятками, шапки, отделанные мехом. Из работающего по будням почтового отделения внутри постамента можно отправить открытку домой. С туристами работают профессиональные гиды, в том числе русскоязычные.

Статуя Чингисхана

Памятник Чингисхану виден издалека – так блестит его 250-тонное стальное покрытие. Коренастый воин по-хозяйски смотрит на свою землю, опираясь на найденную в степи плеть. Несмотря на 40-метровую высоту монумента, ощущения полета не возникает – напротив, мощная фигура визуально давит на землю, подчеркивая силу завоевателя. Изнутри статуи проложен лифт, поднимающий гостей на смотровую площадку на лошадиной гриве. Одновременно на ней может разместиться не более 8 человек, поэтому за хорошими снимками лучше приезжать пораньше, до появления туристических групп.

Перспективы развития

Согласно первоначальному проекту вокруг памятника должны располагаться юрты, разделенные зелеными зонами. В них будут оборудованы рестораны, мини-отели, сувенирные лавки. Сейчас несколько десятков юрт уже поставлено, в отдалении воздвигнут памятник матери Чингисхана. До запланированного озеленения у разработчиков руки пока не дошли, поскольку на амбициозный проект и так уже потрачено 28 миллиардов тугриков. К 2020 году вокруг своего повелителя будет стоять уже 10 000 всадников. Организаторы придумали любопытный способ найти инвесторов: они предлагают за 900 долларов сделать объемный слепок с лица клиента и придать его черты очередному наезднику.

Информация для туристов

Доступ к комплексу открыт круглый год, летом с 9 до 20, зимой с 10 до 18 часов. Зимой в степях обычны сильные морозы, летом тепло, даже жарко, но ветер смягчает зной. Основной поток туристов приезжает к памятнику Чингисхану в теплое время года, чтобы продолжить отдых на турбазах природных парков Монголии. Стоимость посещения музея – 7000 тугриков, стоимость аренды национального костюма с доспехами и оружием для фотографирования в музее входит в эту сумму. Рядом с комплексом можно сфотографироваться с ручными хищными птицами: совами, орлами, грифами – примерно за 4000 тугриков. Эту услугу, как и торговлю мелкими бронзовыми сувенирами, предлагают жители окрестных сел.

Как добраться

Местные авиалинии летают из Иркутска, «Аэрофлот» – из Москвы в международный аэропорт «Чингисхан» в окрестностях Улан-Батора. Из столицы к памятнику Чингисхану отправляются экскурсионные микроавтобусы. Можно арендовать такси на день примерно за 80 долларов или сэкономить, добравшись до Налайха на рейсовом автобусе и только потом взяв такси. Регулярный общественный транспорт к комплексу пока не ходит.

10 самых крутых достопримечательностей Монголии

Монголия – во многом по-настоящему уникальная азиатская страна, граничащая с самыми крупными (по занимаемой ими площади) государствами мира: Россией и Китаем. Не верите?

Тогда вот вам несколько цифр: по своему размеру Монголия находится на 18 месте среди стран нашей планеты, а по численности населения – только на 137-м.

Представьте себе, плотность населения здесь – менее 2 человек на один квадратный километр (по некоторым районам страны можно ехать часами и не встретить НИКОГО!). Здесь на каждого человека приходится 13 лошадей (это мы ещё не говорим про овец).

Читайте также:  Замена паспорта без прописки и регистрации в 2021 году

Кроме того, Монголия отличается весьма богатым природным разнообразием и изобилием самых различных ландшафтов: на севере страны есть густые хвойные леса и большие бирюзовые озёра, а на юге – сухая и безжизненная пустыня, по которой гуляют сильные ветра.

Здесь вы увидите и бархатные зелёные холмы, и живописные скалы, и высокие снежные горы с глубокими ущельями, и быстрые прозрачные реки. Что касается климата страны: годовой перепад температур здесь иногда достигает 90 градусов по Цельсию – от -45º зимой до +45º летом.

Чем ещё может удивить Монголия, помимо природы? Конечно же, своей богатой историей и культурой, бережно сохраняемой и почитаемой.

Монголы прекрасно помнят, что когда-то они держали под своим контролем большую часть Евразии. (И, похоже, они ностальгируют по тем временам, поскольку в последнее время именно Чингисхан является здесь самой популярной исторической личностью).

В этой стране очень гармонично сочетаются стоящие буквально рядом высотные дома и традиционные юрты.
Прямо посреди города можно обнаружить большой буддистский монастырь или дацан рядом с современным торговым центром.

Давайте же познакомимся с основными достопримечательностями Монголии.

10. Озеро Убсу-Нур (Увс Нур)


Это солёное бессточное озеро расположено на границе Монголии и России (а точнее, – небольшая его часть принадлежит нашей Республике Тыва).

Убсу-Нур – самый большой водоём Монголии. Его длина – 84 км, а ширина – 79 км (правда, глубина не превышает 20 метров). Говорят, что вода в нём больше всего похожа по составу на черноморскую.

Озеро является частью Убсунурского заповедника, на территории которого есть и дремучая тайга, и суровые ледники, и степи, и даже пустыня с песчаными дюнами.

Само собой, здесь водится большое количество животных и птиц, в том числе и редких. Места тут совершенно глухие (на берегах Убсу-Нура нет ни одного поселения, окрестности тоже практически необитаемы). Зато какая на этом озере отличная рыбалка!

Кроме того, в непосредственной близости от Убсу-Нура можно увидеть множество древних курганов, камней с руническими надписями, наскальных петроглифов и других археологических достопримечательностей, – ведь когда-то в этих краях кочевали племена скифов, гуннов, енисейских кыргызов и других народов.

9. Национальный парк Хустайн Нуруу


Хустайн-Нуруу находится примерно в 100 км к западу от столицы Монголии Улан-Батора. Он был создан в 1993 году для сохранения местных природных экосистем и исторических памятников, а также в целях восстановления популяции лошадей Пржевальского (которых к 1960-м годам почти выбили – ради мяса – браконьеры).

На сегодняшний день в парке обитает уже примерно 200 особей этих редких диких лошадок. Здесь действует исследовательский центр, сотрудничающий с учёными-биологами из Европы и Японии и изучающий не только лошадей Пржевальского, но и других животных, встречающихся в национальном парке, например, косуль, бородатых оленей, беркутов, чёрных аистов и т.д. Интересный факт: местным жителям не запрещается кочевать по территории парка со своими стадами, что время от времени создаёт угрозу гибридизации диких лошадей с домашними.

Для туристов здесь имеются пешие, конные и автомобильные маршруты. Особая «фишка» Хустайн Нуруу, – любой человек всего за 100 долларов может дать имя новорождённому жеребёнку лошади Пржевальского. Это очень почётно, ведь такие лошадки считаются у монголов-буддистов священными животными.

8. Монастырь Амарбаясгалант


Буддистский монастырь Амарбаясгалант (один из трёх крупнейших в Монголии) находится недалеко от города Эрдэнэт, примерно в 360 км севернее Улан-Батора.

Согласно преданию, однажды монахи, подыскивавшие место для своего будущего пристанища, встретили в степи двух играющих мальчиков. Одного из них звали Амар («спокойный»), а второго Баясгалант («радостный»). Монахи посчитали это счастливым знаком и основали здесь Амарбаясгалант («Монастырь безмятежной радости»). Строительство его шло в течение 10 лет – с 1727 по1736 гг.

Архитектура монастыря, в основном, китайская (с элементами тибетской). Помимо 14 храмов, здесь когда-то было множество жилых и хозяйственных построек, – к началу XX века в Амарбаясгаланте жило до 8 тысяч монахов. Но в 1937 г. в тогда уже советской Монголии началась широкая антирелигиозная кампания. Многие буддистские культовые места были уничтожены.

Амарбаясгаланту повезло чуть больше, – здесь сгорели все второстепенные строения, но несколько основных храмов уцелело (и было заброшено и необитаемо до конца 1980-х). В 1988 г. он был восстановлен. В наши дни в монастыре проживают около 60 монахов.

7. Древний город Каракорум и монастырь Эрдэнэ-Зуу


Практически в самом центре Монголии, примерно в 370 км к юго-западу от Улан-Батора находится современный город Хархорин, в котором живёт около 9 тысяч человек. А в 1220-1260-м гг. на этом месте была столица Монгольской империи Каракорум (монг. «чёрные камни») основанная самим Чингисханом и застроенная его сыном ханом Угэдэем.

Именно сюда приезжали в знак покорности и почитания государи соседних стран, в том числе и русские князья. В 1260-м, после покорения Китая, хан Хубилай перенёс свою столицу в Шанду, а в 1264-м – в Пекин. Вскоре после этого Каракорум был почти разрушен маньчжурами. На сегодняшний день от него мало что осталось, но монголы по-прежнему считают это место святым.

Летом 2011 года на месте древнего города был организован музей, где туристы могут осмотреть восстановленный дворец хана Угэдэя, квартал ремесленников, несколько храмов и т.д. Сюда доставляют с территории всего аймака Уверхангай ценные археологические артефакты XIII-XIV веков. Музей очень интересный, и он оборудован по последнему слову современных музейных технологий.

Кстати, место древней монгольской столицы (до появления Хархорина) было ещё раз обжито в 1585 году, когда по велению хана Абатая здесь был основан первый в Монголии стационарный буддистский монастырь Эрдэнэ-Зуу (в переводе с монг. «Сотня сокровищ»).

Когда-то в нём действительно находилось 100 храмов (и на территории монастыря проживало более 10 тысяч монахов). Сегодня их осталось только 3, поскольку Эрдэнэ-Зуу за свою долгую историю не раз подвергался разрушениям (в том числе в 1930-х гг., во время антирелигиозной кампании).

Сейчас в Эрдэнэ-Зуу действует только один храм – Лавран. Остальные являются музейными экспозициями, в которых представлены ценные реликвии, в том числе статуя Будды Ихэ-Зуу. А ещё здесь существует небольшое буддистское училище.

Читайте также:  Жизнь на Кипре для русских: возможности эмиграции, уровень жизни и доходы населения

6. Озеро Хубсугул


Хубсугул – самое глубокое и самое красивое озеро Монголии. Его часто называют «младшим братом Байкала» за схожесть формы (длинной и немного изогнутой), а также за чистоту и прозрачность воды, – как и из Байкала, из Хубсугула можно без опаски пить прямо с борта лодки.

Очень схож и живописный береговой ландшафт этих двух кристальных озёр (невысокие горы, покрытые густой тайгой). Кстати, они расположены в одном и том же разломе земной коры, а расстояние между южной оконечностью Байкала и северной кромкой Хубсугула составляет всего 230 км.

Хубсугул находится недалеко от российско-монгольской границы (в 22 км). Длина озера – 136 км, ширина – 36,5 км, а наибольшая глубина – более 260 метров. И, в отличие от Убсу-Нура, здесь есть жилые поселения. Кроме того, на берегах озера расположено порядка 30 турбаз (в которых вместо домиков установлены юрты), и они практически никогда не пустуют.

В основном туристы, в том числе из России, едут сюда ради каякинга, пеших походов по красивейшим местам и, конечно же, отличной рыбалки, ибо

Хубсугул сказочно богат рыбой (в том числе, здесь ловят ленка, хариуса, сига, омуля, гольяна, тайменя и т.д.). Ну а где ещё вы сможете покататься в тележке, запряжённой настоящим мохнатым яком-сарлыком?

5. Национальный парк Горхи-Тэрэлж


В Монголии на сегодняшний день существует 22 национальных парка. Но самый красивый из них (как по мнению туристов, так и самих монголов) – Горхи-Тэрэлж.

Он находится всего в 60 км от Улан-Батора, на хребтах нагорья Хэнтэй, и больше всего знаменит своими причудливыми скалами-останцами, многие из которых по своей форме напоминают живых существ: огромную черепаху, зайца, спящего динозавра и т.д. В эти места очень любят ездить на выходные жители столицы, – здесь построено около 60 турбаз (с традиционными юртами) и 5 домов отдыха.

В Горхи-Тэрэлж действительно очень красиво. На территории парка водятся рыси, волки, медведи и другие дикие звери, а также пасутся большие стада домашних яков и лошадей.

Здесь можно прогуляться по окрестностям верхом на верблюде, подняться по длинной лестнице с крутыми ступенями к буддистскому храму для медитации Арьяабал (от которого открывается великолепный вид на живописную долину, окружённую скалами), а также посетить особую «фишку» Горхи-Тэрэлжа – парк динозавров, где их мощные фигуры воссозданы в натуральную величину из железобетона (правда, в последнее время они как-то «пообносились»).

4. Пустыня Гоби


Гоби – величайшая пустыня Азии, и большая её часть находится в Монголии. Но, если вы представляете себе Гоби, как огромную сплошную массу песка без конца и края, покрытую барханами, то, мягко говоря, ошибаетесь.

На самом деле, здесь можно встретить самые различные ландшафты: и невысокие горы с лабиринтами узких ущелий; и зелёную степь с жёсткой травой, по которой гуляет такой ветер, что трудно устоять на ногах; и красные песчаные скалы (например, знаменитый среди туристов массив Баянзаг, очень напоминающий аризонские скалы в США); и вполне плодородные оазисы с небольшими речками или живописными озёрами; и, да, настоящие – неожиданно высокие – дюны из мелкого-мелкого белого песка. И Гоби – не такая уж безжизненная, как принято считать.

Здесь обитают сайгаки, дикие верблюды, газели, бараны-архары, волки, и даже медведи. Кроме того, по степным её участкам кочует несколько десятков стойбищ со своими стадами.

А ещё Гоби – самое большое в мире кладбище динозавров. Из-за сухого климата их костяки отлично сохранились здесь до нашего времени. Периодически в этих местах находят всё новые ценные для палеонтологов экспонаты (их «выдувает» из песка – в самом буквальном смысле – постоянный ветер).

Кстати, в Баянзаге американский учёный Чепмен Эндрюс в 1920 году впервые в мире нашёл целые яйца динозавров (до этого обнаруживали только куски скорлупы).

3. Национальный парк Гурвансайхан


Гурвансайхан, вообще-то, – часть Гоби. Но мы выделили его отдельно, поскольку в этом районе пустыни концентрация достопримечательностей «зашкаливает».

Во-первых, в национальном парке наблюдается особое разнообразие флоры и фауны (особенно – для столь засушливых мест). И вы просто не представляете, как красива бывает пустыня после долгожданного дождя, когда всё одновременно и очень бурно зацветает, обретая, наконец, ярчайшие краски!

Во-вторых, именно в этом районе находят наибольшее количество первобытных окаменелостей. И в-третьих, – в Гурвансайхане расположены несколько уникальных природных мест: Поющие пески, ущелье Ёлын-Ам, каньон Хермин-Цав и пещера Цагаан-Агуй.

Поющие пески (монг. Хонгорын Элс) – это самые впечатляющие дюны в пустыне. Ширина этого песчаного участка – примерно 12 км, протяжённость – около 100 км, высота от 80 до 300 метров. При сильном ветре трущиеся друг о друга песчинки издают странный звук, иногда весьма громкий и даже жутковатый. На дне ущелья Ёлын-Ам даже жарким летом не тает толстый лёд.

Красный каньон Хермин-Цав знаменит своим причудливым рельефом, а также многочисленными соколами-балабанами и чёрными грифами. А пещера Цагаан-Агуй – стенами, покрытыми кристаллами кальцита и множеством найденных здесь артефактов палеолита.

2. Памятник Чингисхану в Цонжин-Болдог


Хотите увидеть самую большую конную статую в мире? Ок, тогда вам придётся проехать 54 км на восток от Улан-Батора. Поверьте, – вы её не пропустите ни за что, ибо серебристого, сияющего на солнце Чингисхана видно издалека.

Высота самой статуи – 40 метров, к тому же она стоит на высоком постаменте (который представляет собой небольшой музей, посвящённый, само собой, Чингисхану и тем временам, когда Монгольская империя распространилась на пол Евразии).

Этот внушительный монумент открылся в сентябре 2008 года. Постепенно вокруг него появляются всё новые статуи конных монгольских всадников. Согласно плану его создателей, здесь будет обширный тематический парк, посвящённый быту и военному делу монголов XIII века.

Кстати, 36 колонн постамента символизируют собой 36 ханов, правивших Монголией после Чингисхана. А на голове у коня, на котором восседает великий воин, – смотровая площадка с великолепным видом.

Почему монумент установили именно здесь? По преданию, юный Тэмучин нашёл в этих степях, на берегу реки Туул, золотой кнут, что, якобы, и стало знамением особой благосклонности к нему богов и предсказало его великую судьбу.

Читайте также:  Дворец Нимфенбург в Мюнхене — подробная информация с фото

Кстати, со смотровой площадки статуи Чингисхана можно достаточно хорошо разглядеть другой огромный монумент, строящийся в нескольких километрах отсюда, – статую матери Тэмучина Оэлун (которая тоже очень почитается монголами).

1. Улан-Батор


И, наконец, главная достопримечательность Монголии – её столица Улан-Батор.

Про него можно говорить часами, но, увы, нам придётся упомянуть только самое основное.

Во-первых, город интересен даже внешне: он находится в живописной долине реки Туул, окружённой горами, и с одной из самых его высоких точек (от мемориала Зайсан, установленного в честь победы советско-монгольской армии при Халхин-Голе) можно увидеть, насколько он гармонично-разнообразен: так, в центре Улан-Батора высятся современные высотки (и некоторые из них весьма интересны в архитектурном плане), неподалёку виден специально выстроенный для молодых и перспективных специалистов яркий район Вива-Сити; большая же часть города практически ничем не отличается от городов российской провинции – здесь такие же панельные «хрущёвки» (точнее «цэдэнбаловки») с площадками для детей и скамейками во дворах; а вот окраины представляют собой сплошное «море» традиционных юрт (часто окружённых заборами, обозначающими участки отдельных хозяев).

На оживлённой улице в потоке автомобилей можно увидеть человека на коне. И всё это выглядит вполне естественно и «единостильно».

В Улан-Баторе живёт 45% всего населения Монголии (1,4 млн. человек). Большая часть центра города представляет собой сплошной памятник культуры. Из того, что здесь можно посмотреть, очень советуем следующие достопримечательности:

• Площадь Чингисхана (бывшая площадь Сухэ-Батора) с памятником вождю монгольской народной революции Дамдину Сухэ-Батору на коне и внушительным монументом Чингисхана, «встроенным» в здание Дворца правительства;

• Расположенный неподалёку памятник знаменитому Марко Поло;

• Памятник Шёлковому пути (целый караван бронзовых верблюдов);

• Парк Будды (с «золотой» 23-метровой статуей Будды Шакьямуни);

• Площадь «Битлз» с памятником этой группе (напротив местного ЦУМа);

• Настоящий буддистский монастырь Гандан (основанный в 1835 году);

• Дворец Богдо-хана (Богдо-гэгэна) – главы буддистской общины Монголии;

• Храмовый комплекс Чойжин Ламын Сум – музей буддистского искусства.

18 главных достопримечательностей Монголии

Монголия дает туристам возможность познакомиться с культурными и природными богатствами. Древняя история, уникальный ландшафт и традиции сделают даже недолгое путешествие запоминающимся. Страна предлагает своим гостям несколько вариантов отдыха: экологический, активный, культурный.

Природа — одно из главных сокровищ страны. 22 национальных парка позволят увидеть разнообразие ландшафтов и фауны. Растительность меняется от лиственничной тайги до пустыни, многие обитатели которых занесены в Красную Книгу. Где богатая и разнообразная природа, там и активный отдых — туры пешие, на лошадях, автотуризм. Охота, рыбалка — популярные виды досуга, давно освоенные иностранными гостями страны. Не так давно появилась возможность посетить первый, пока единственный, современный горнолыжный курорт, который открылся недалеко от столицы.

Культура Монголии многовековая и представлена как археологическими памятниками — наскальной живописью и руинами древних поселений, так и средневековыми буддийскими монастырями и дворцами. Современные достопримечательности — это музеи, театры, парки, торговые центры столицы страны. В городе проводится множество праздников и фестивалей, часть из них — с ярким национальным колоритом. Климат Монголии нельзя назвать суровым, но морозы зимой и жара летом обязательны. Лучшее время для поездки — конец августа или начало сентября, хотя все лето предоставляет достаточно комфортные условия для знакомства со страной.

Что посмотреть в Монголии?

Самые интересные и красивые места, фотографии и краткое описание.

Город Улан-Батор

Столица Монголии, мегаполис. Крупный экономический и культурный центр. Историческая часть города — памятник культуры, гора Богд-Хан-Уул внесена в предварительный список ЮНЕСКО. В городе развитая инфраструктура, есть много туристических объектов.

Памятник Чингисхану (Статуя в Цонжин-Болдоге)

Памятник является самой большой статуей конного всадника в мире. В Монголии — еще и самой большой статуей Чингисхана. Внутри постамента 40-метровой фигуры расположена зона отдыха, наверху — смотровая площадка.

Пустыня Гоби

Находится на севере страны, самая большая пустыня в Азии. Практически не заселена, на территории встречаются кочующие племена. Растительность скудная, но есть уникальные представители фауны. Здесь находится крупнейшее кладбище динозавров.

Каракорум — древний город

Древняя столица Монголии. Переживал два крупных подъема за всю историю страны, в 1200-х годах и в 1600-х. Археологическая достопримечательность, внесена ЮНЕСКО в список мирового наследия. Место древних поселений, квартала ремесленников, храмов. Здесь находился дворец хана Угэдэя.

Монастырь Гандантэгченлин

Действующий буддийский монастырь, крупнейший в Улан-Баторе. Основан на месте возникновения города Улан-Батор. Первый религиозный центр Монголии. Достопримечательность — огромная статуя Золотого бога Мэгжид Жанрайсэг, установленная в 1911 году.

Монастырь Эрдэнэ-Зуу

Средневековый буддийский монастырь, один из храмов которого действует и сейчас. Остальные постройки отданы под музеи. Главная ценность монастыря — статуя Будды Ихэ-Дзу. Помимо нее, в стенах Эрдзэнэ-Зуу находится 11 реликвий, переданных в монастырь Далай-ламой. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Амарбаясгалант

Крупный религиозный комплекс. Все постройки отличаются единством стиля, с преобладанием китайских традиций. Монастырь действующий, там постоянно проживает около 100 монахов. Уникальное сочетание архитектуры и природного ландшафта — строения расположены в живописной долине на фоне холмов, покрытых лиственничными лесами.

Карта для путешествий с любыми авиакомпаниями. Оплачивайте милями 100% цены авиабилета — на любой рейс, направление и дату.

Храм-музей Чойжин Ламын Сум

Комплекс храмов, расположенный в центре Улан-Батора. Построен в начале ХХ века. В настоящее время — музей монгольского религиозного искусства. Один из лучших памятников монгольской архитектуры.

Дворец Богдыхана

Одна из наиболее ярких, зрелищных достопримечательностей Монголии. Комплекс зданий, включающий Летний и Зимний дворцы последнего императора, строился на рубеже XIX и XX веков. Летний дворец представляет собой несколько зданий традиционной китайской архитектуры. Внешнее и внутреннее убранство дворцов в прекрасном состоянии и дает возможность познакомиться с жизнью высшей монгольской знати.

Мемориал Зайсан

Комплекс боевой славы на холме Зайсан-Толгой, недалеко от Улан-Батора. Установлен в честь победы советско-монгольской армии при Халкин-Голе и поддержки Красной Армией монгольской народной революции. Комплекс имеет оригинальное архитектурное решение. Он построен в виде огромного бетонного кольца, украшенного барельефами и мозаикой.

Площадь Сухэ Батора

Главная площадь столицы Монголии. Так же является главным общественным пространством города. Ныне носит имя Чингисхана. На площади расположено несколько памятников, вокруг находятся музеи, театр, бизнес-центры. Здесь проходят массовые мероприятия, праздники.

Читайте также:  Запрет на въезд в Россию: наложение, как проверить, снять, причины

Национальный парк Горхи-Тэрэлж

Природный парк, расположенный в 80 км от столицы. Природа представлена традиционными для этой местности невысоким горами, покрытыми степной растительностью или лесом. В южной части парка находится развитая туристическая инфраструктура. Есть отели, базы отдыха, спа-курорт. Ещё туристам предлагают посетить Буддийский храм и парк скульптур динозавров.

Национальный парк Хустайн-Нуруу

Большой природный парк, изучить который можно в ходе пешего тура, поездки на лошади или джипе. Помимо живописных пейзажей здесь можно увидеть древние памятники. Для желающих есть возможность принять участие в изучении природы. В парке ведется работа по восстановлению популяции лошадей Пржевальского.

Гурвансайхан (Гоби-Гурван-Сайхан)

Самый крупный из национальных парков страны. Находится на севере пустыни Гоби. Основные достопримечательности — песчаные дюны и местная фауна. На территории парка находится знаменитое кладбище динозавров. Туристам предлагается ознакомиться с традиционным монгольским бытом, посетив поселения местных жителей.

Озеро Хубсугул

«Младший брат» Байкала, находится от него на расстоянии 200 км. Пресноводное озеро, очень глубокое. Одно из 17 древних озер на Земле, возрастом более 2 мл. лет. Находится между степными и таежными ландшафтами, вокруг озера — природоохранная зона. По берегам расположены туристические базы, по озеру ходит паром. Популярный эко-туристический объект.

Озеро Убсу-Нур

Самое большое в Монголии, часть всемирного наследия ЮНЕСКО. Вода в озере соленая. Очень богат мир животных и рыб. По берегам обнаружено множество древних памятников, следов жизни первобытных людей. В настоящее время какая-либо инфраструктура вокруг озера отсутствует, добраться до него сложно.

Ущелье Елын-Ам

Глубокое и узкое ущелье, в южных горах Монголии. Другое название долины — Грифов или Орлов. Ущелье расположено на территории национального парка. Недалеко находится пустыня Гоби, но в глубине ущелья почти всегда лежит снег.

Карта для путешествий с любыми авиакомпаниями. Оплачивайте милями 100% цены авиабилета — на любой рейс, направление и дату.

Долина реки Орхон

Одна из крупных рек Монголии, самая длинная. Долина реки имеет разнообразный рельеф, в одном месте образует водопад. Известна расположенными на ней археологическими памятниками, являющимися частью всемирного наследия ЮНЕСКО. К ним относятся Каракорум, Хар Балгас, гробницы гуннов.

Дополните статью, опишите своё впечатление от города (страны) или отдельной достопримечательности.

Лучшие достопримечательности Монголии

Национальные монгольские костюмы

Было время, когда Монгольская империя занимала территорию от современной Кореи до Польши. Создателем империи, ее объединителем и великим полководцем был Чингисхан.

На высоком плато в окружении горных хребтов и массивов среди бескрайних степей вырос кочевой народ. С младенчества мальчиков приучали к военному ремеслу, охоте, коневодству. По мере взросления мальчики превращались в искусных воинов. Неудивительно, что с такой ордой Чингисхан покорил полмира, удивительно, что не весь мир.

Традиционная монгольская юрта

Когда империя распалась, кочевники вернулись в свою родную степь и продолжили вести традиционный образ жизни. Сегодня в Монголию едут путешественники, чтобы познакомиться с ее самобытной культурой и традициями. Где как не здесь можно посмотреть охоту с орлами, заночевать в юрте и попробовать кумыс.

Итак, вот список лучших мест для посещения в Монголии.

Что посмотреть в Монголии

Зачем нужно ехать в Монголию? Во-первых, чтобы прочувствовать энергию Улан-Батора, увидеть летнюю резиденцию Хубилая, встретить настоящих кочевников и пожить с ними в юрте. А, во-вторых, чтобы испытать себя суровыми природными условиями Монголии: подняться на пики Алтая и пройти караваном по великой пустыне Гоби.

Каракорум

Каракорум в Монголии

Между зелеными холмами и каменистыми грядами реки Орхон расположен легендарный город Каракорум. Кочевой народ Монголии не знал постоянных городов до Чингисхана. Но с возникновением империи понадобилась и ее столица. Так в XIII веке началось строительство нового города, где следующие поколения ханов возводили свои дворцы. Самым значимым из них стал «Дворец десяти тысяч лет благоденствия», построенный третьим сыном Чингисхана Угэдэем. Сегодня это место хранит память о былом могуществе Монгольской империи. Здесь повсюду встречаются следы давно ушедшего величия: каменные черепахи, плавильные печи, древние ступы и буддийские монастыри.

Национальный парк Горхи-Тэрэлж

Национальный парк Горхи-Тэрэлж

Хребты нагорья Хэнтэй высоко поднимаются к северу от Улан-Батора. С их вершин шумным потоком устремляются вниз горные ручьи и реки. А на юге нагорья путешественников ждет таежный ландшафт. В национальном парке хорошо развита туристическая инфраструктура: здесь можно остановиться на ночь в отеле юрточного типа, попробовать местную еду в многочисленных ресторанах и кафе, а также купить сувениры. По парку проложены пешеходные и конные маршруты. На пути следования туристы обязательно увидят скалы-останцы самых причудливых форм и ледниковое озеро Хагин-Хар.

Улан-Батор

Это город, который точно не ожидаешь встретить в Монголии. Улан-Батор представляет собой крупный мегаполис с небоскребами, современными зданиями из стекла и бетона. Все это соседствует с целыми районами, которые были застроены в советское время. Любознательным туристам можно посоветовать посещение Монгольского национального исторического музея, Дворца Богдо-гэгэна, а также многочисленных буддийских храмов и монастырей. Грубое очарование столицы Монголии никого не оставит равнодушным. Всего в получасе езды от Улан-Батора находится самый крупный памятник в стране – Конная статуя Чингисхана. Его высота составляет почти 40 метров, и это без учета постамента. Под сводами памятника расположились музеи, ресторан, сувенирные магазины. А вокруг статуи разбит тематический парк, рассказывающий о местном быте и традициях.

Пустыня Гоби

Это самая крупная пустыня Азии и 3 по величине в мире. В переводе с монгольского Гоби означает «безводное место». Пустынные и полупустынные ландшафты, жаркий климат, отсутствие воды и растений делают Гоби непригодной для жизни. Лучшее средство передвижения здесь — это верблюды. Пустыня по большей части необитаема. Исключение составляют кочевые племена, которые не задерживаются надолго в Гоби и научные экспедиции. Экспедиции в пустыню начались еще до начала Второй мировой войны и их главной целью были палеонтологические изыскания. Пустыня Гоби хранит в себе немало останков древних динозавров и прочих доисторических животных. Здесь находится самая крупная археологическая находка на территории Европы и Азии. В ходе многочисленных экспедиций были найдены останки велоцирапторов, тарбозавров, зауролофов, таларурусов, мастодонтов. А сколько секретов еще хранит в себе пустыня Гоби!

Читайте также:  Дешевые Авиабилеты из Санты-Моники в Сямынь

Интересные места Монголии

Нетронутая природа Монголии является ее главной достопримечательностью. В стране насчитывается 22 национальных парка, где обитают и произрастают уникальные эндемики. Ландшафт в Монголии меняется от горного до таежного, и от степного до пустынного. Отсюда большое биоразнообразие.

Долина реки Орхон

Долина реки Орхон

Река Орхон является самой протяженной водной артерией на территории Монголии. Она начинает свой путь в Хангайских горах, а затем постепенно расширяясь движется вниз. На своем пути Орхон образует пороги и водопады. Одним из красивейших является водопад Улаан-Цутгалан. Среднее течение реки образует целые каньоны. Но самые интересные достопримечательности ждут путешественников в долине реки Орхон. Здесь и легендарный город Каракорум, и древняя столица Уйгурского каганата, и даже гуннские гробницы. Неудивительно, что ЮНЕСКО включил долину в список всемирного наследия человечества.

Озеро Хубсугул

Озеро Хубсугул является вторым по величине озером Монголии. Оно расположилось практически на границе с Россией среди скалистых предгорий Саян. Хубсугул часто называют «Вторым Байкалом» или «Синей жемчужиной». Это одно из 17 древнейших озер на Земле, чей возраст исчисляется 2 млн. л. Вода здесь настолько прозрачная и чистая, что ее можно пить без специальной обработки. Территория вокруг Хубсугула имеет статус национального парка, что защищает его от строительства и промышленного использования. Берега озера поросли травой, кое-где встречаются одинокие сосны, а между ними галечные пляжи. Это популярное место для любителей экотуризма.

Монастырь Амарбаясгалант

Среди зеленых холмов расположился один из крупнейших монастырей Монголии. Амарбаясгалант начали возводить летом 1727 года. Его строительство велось более века. В архитектуре комплекса прослеживается китайское влияние с элементами тибетского декора. Все постройки монастыря симметричны и расположены строго с севера на юг. Главные строения возведены по центральной линии, а все хозяйственные и второстепенные постройки идут параллельно им. В период расцвета монастырь насчитывал до 8 тысяч монахов. С приходом коммунизма и началом антирелигиозной компании монастырь оказался заброшенным. Сегодня в этом месте проживают 60 монахов, которые занимаются помимо молитв возрождением былого могущества Амарбаясгаланта.

Зимний дворец Богдо-гэгэна

Зимний дворец Богдо-гэгэна

Дворец был построен между 1893 и 1903 годами. В нем четверть века жил Богдо-гэгэн VIII, который стал последним теократическим правителем Монголии. После революции дворец превратили в музей, сначала в Национальный музей Монголии, а затем в Музей-резиденцию Богдо-хана. В музее можно посмотреть условия, в которых проводил день и ночь правитель с супругой. Среди экспонатов музея есть подарки, полученные Богдо-гэгэном от иностранных послов и глав государств. Например, русский царь передал хану золотые сапоги. Среди подарков также есть шкуры животных: лис и леопардов. Сохранилась и личная коллекция чучел Богдо-хана. Интересно, что коллекция эта пополнялась из зоопарка, который входил в комплекс Зимнего дворца.

Самые красивые места Монголии

Монголия – это удивительная страна, где национальные парки перемежаются с древними буддийскими монастырями, где встречаются традиции кочевого народа и ритм современных мегаполисов.

Онгийн-хийд

Изгиб реки Онгийн-Гол стал религиозным центром Монголии в XVIII веке. Здесь было возведено три «онгинских» монастыря, один из которых Онгийн-хийд. В период расцвета в этом месте проживало несколько тысяч монахов, стояло 17 храмов, работало 4 учебных дацана. Все это продолжалось до 1937 года, когда во время антирелигиозной компании комплекс был разрушен. В ходе этой операции около 200 лам было убито, большая часть подверглась принудительному призыву в коммунистическую армию, но были и те, кто смог сбежать в горы, чтобы стать пастухами. Забвение продолжалось вплоть до 1990 г, когда сюда приехала группа монахов для восстановления монастыря. Первый реконструированный храм открылся в 2004 году, и с тех пор работа ведется без остановок. Рядом с храмом открыт небольшой музей, где хранятся древние реликвии, что успели спасти и спрятать монахи в 1937 году.

Национальный парк Алтай-Таван-Богд

Национальный парк Алтай-Таван-Богд

Национальный парк расположился на стыке трех государств: России, Китая и Монголии. Пять горных пиков высотой более 4000 метров над уровнем моря преграждают путь из страны в Сибирь и Синьцзян. Здесь обитают алтайские бараны, горные козлы, снежные барсы и кочевники. Местные жители занимаются традиционными ремеслами, скотоводством и охотой. В мае они вместе со своими юртами пересекают озеро Даян-Нуур, чтобы попасть на равнину. Здесь можно посмотреть на легендарную охоту с орлами. В национальном парке развит экотуризм. Здесь есть возможность совершить горное восхождение, заняться рыбалкой и охотой, попробовать свои силы в рафтинге. К достопримечательностям парка относятся также загадочные петроглифы и тюркские скульптуры.

Гандантэгченлин

Когда в Монголию пришел коммунизм, в стране началась религиозные гонения. При этом действующие монастыри и храмы закрывались, а некоторые были подвергнуты разрушению. Гандантэгченлин – исключение из этого правила. Это единственный буддийский монастырь в стране, который с момента своего возникновения никогда не закрывался. Однако количество монахов на сегодняшний день несравнимо меньше, чем было в XIX веке. Сегодня здесь постоянно проживают 150 насельников против 14 тыс. монахов в период расцвета монастыря. Главная жемчужина буддийского комплекса – это красивая статуя бодхисатвы Авалокитешвары. Ее высота составляет 26 метров, она полностью покрыта золотом и драгоценными камнями.

Мемориал Зайсан

Это мемориал, который посвящен советским воинам. Такие комплексы можно встретить во всех государствах, входивших в СССР или строивших социализм с коммунизмом. Мемориал Зайсан находится в Улан-Баторе и является одной из его популярных достопримечательностей. Сюда часто привозят экскурсионные автобусы со школьниками. Всем экскурсантам рассказывают историю военного конфликта между Маньчжоу-го и Монголией. Маньчжоу-го было марионеточным государством, созданным Японией для решения своих геополитических задач. В военный конфликт вмешалось СССР и в 1939 году он был урегулирован. В честь воинов Красной армии, погибших в ходе боевых действий и был возведен мемориал Зайсан. Он представляет собой холм, на вершине которого установлен шпиль с традиционной советской символикой: серп и молот. Подняться наверх можно по ступеням. А с вершины холма открывается волшебный вид на Улан-Батор и его окрестности.

Ссылка на основную публикацию