Изменен закон «О правовом положении иностранных граждан»

Федеральный закон от 24.02.2021 г. № 22-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства

Принят Государственной Думой 9 февраля 2021 года

Одобрен Советом Федерации 17 февраля 2021 года

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032; 2003, № 46, ст. 4437; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 30, ст. 3286; 2007, № 2, ст. 361; № 49, ст. 6071; № 50, ст. 6241; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616; 2009, № 19, ст. 2283; № 23, ст. 2760; № 26, ст. 3125; 2010, № 21, ст. 2524; № 30, ст. 4011; № 31, ст. 4196; № 40, ст. 4969; № 52, ст. 7000; 2011, № 1, ст. 29; № 13, ст. 1689; № 17, ст. 2321; № 27, ст. 3880; № 49, ст. 7043, 7061; № 50, ст. 7342, 7352; 2012, № 31, ст. 4322; № 47, ст. 6396, 6397; № 50, ст. 6967; № 53, ст. 7640, 7645; 2013, № 19, ст. 2309, 2310; № 23, ст. 2866; № 27, ст. 3461, 3470, 3477; № 30, ст. 4036, 4037, 4057, 4081; № 52, ст. 6949, 6951, 6954, 6955; 2014, № 16, ст. 1828, 1830, 1831; № 19, ст. 2311, 2332; № 26, ст. 3370; № 30, ст. 4231, 4233; № 48, ст. 6638, 6659; № 49, ст. 6918; № 52, ст. 7557; 2015, № 1, ст. 61, 72; № 10, ст. 1426; № 21, ст. 2984; № 27, ст. 3951, 3990, 3993; № 29, ст. 4339, 4356; № 48, ст. 6709; 2016, № 1, ст. 58, 85, 86; № 18, ст. 2505; 2017, № 11, ст. 1537; № 17, ст. 2459; № 24, ст. 3480; № 31, ст. 4765, 4792; № 50, ст. 7564; 2018, № 1, ст. 77, 82; № 27, ст. 3951; № 30, ст. 4537; № 53, ст. 8433, 8454; 2019, № 18, ст. 2224; № 23, ст. 2904; № 25, ст. 3164, 3165; № 30, ст. 4134; № 31, ст. 4416; № 52, ст. 7821; 2020, № 6, ст. 595; № 9, ст. 1122; № 15, ст. 2242; № 17, ст. 2713; № 31, ст. 5027, 5064; № 42, ст. 6516; № 50, ст. 8057; 2021, № 1, ст. 56) следующие изменения:

1) в пункте 1 статьи 2:

а) дополнить новым абзацем седьмым следующего содержания:

“временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации – документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания в Российской Федерации. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации не может быть выдано в форме электронного документа;”;

б) абзацы седьмой – девятый считать соответственно абзацами восьмым – десятым;

в) абзац десятый считать абзацем одиннадцатым и изложить его в следующей редакции:

“временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, находящееся в Российской Федерации на основании визы или прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;”;

г) абзацы одиннадцатый – двадцатый считать соответственно абзацами двенадцатым – двадцать первым;

2) пункт 1 статьи 5 дополнить абзацем следующего содержания:

“Срок временного пребывания в Российской Федерации лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, определяется сроком действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, лица, ходатайствующего о признании беженцем, – сроком действия свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, беженца – сроком действия удостоверения беженца, лица, получившего временное убежище, – сроком действия свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.”;

3) дополнить статьей 52 следующего содержания:

“Статья 52. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации

1. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии (далее – государство, готовое принять лицо без гражданства).

2. Заявление о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, заявление о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации подаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после завершения процедуры установления личности лица без гражданства в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона.

Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в течение десяти рабочих дней со дня подачи им заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или заявления о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

Направление лицом, содержащимся в специальном учреждении, заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации и выдача временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации такому лицу осуществляются через администрацию специального учреждения.

3. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства на десять лет.

Читайте также:  Достопримечательности Познани: фото с описанием интересных мест в этом городе Польши, рекомендации, что можно здесь посмотреть туристам

В случае истечения срока действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, изменения лицом без гражданства фамилии, имени, отчества (последнее – при наличии), сведений о дате (число, месяц, год) и (или) месте рождения либо непригодности временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин, обнаружения неточности либо ошибки в произведенных во временном удостоверении личности лица без гражданства в Российской Федерации записях ранее выданное временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации подлежит замене.

Лицо без гражданства не позднее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия имеющегося у него временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации обязано обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с заявлением о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, а при наличии иных условий, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, в течение тридцати дней со дня их наступления.

4. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), написанные буквами русского алфавита, дату и место рождения, пол, соответствующую запись о том, что владелец является лицом без гражданства, срок действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, фотографию владельца временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, наименование территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавшего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.

5. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации лицу без гражданства не выдается, а ранее выданное ему временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации аннулируется при установлении факта сообщения лицом без гражданства заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов при подаче заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства или при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, либо в случае, если указанное лицо без гражданства имеет либо получило разрешение на временное проживание или вид на жительство.

При аннулировании временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в связи с установлением наличия у данного лица гражданства иностранного государства или в связи с установлением государства, готового принять лицо без гражданства, данному лицу в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона выдается справка для следования в дипломатическое представительство соответствующего иностранного государства в Российской Федерации, а в случае аннулирования временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в связи с установлением факта сообщения лицом без гражданства заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов в отношении данного лица проводится процедура установления личности иностранного гражданина, предусмотренная статьей 101 настоящего Федерального закона.

При аннулировании временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в связи с установлением наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо в связи с установлением государства, готового принять лицо без гражданства, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган уведомляет об этом в течение трех рабочих дней уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, вынесший решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и (или) решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

В случае, если временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации аннулировано в связи с установлением наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо в связи с установлением государства, готового принять лицо без гражданства, данное лицо обязано выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати календарных дней. Иностранный гражданин, не исполнивший такой обязанности, подлежит привлечению к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Лица, указанные в настоящей статье, не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей данными лицами заявления об установлении личности, предусмотренного статьей 101 настоящего Федерального закона, или заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

7. Форма и описание бланка временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, являющегося бланком строгой отчетности, порядок выдачи, замены, аннулирования временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, форма заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации и форма заявления о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

8. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет об этом с приложением копии такого решения орган прокуратуры в целях опротестования постановления суда об административном выдворении за пределы Российской Федерации, а также территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов, и должностных лиц.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение о депортации, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет об этом с приложением копии такого решения федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган, принявший решение о депортации данного лица, в целях отмены решения о депортации.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения уведомляет об этом с приложением копии соответствующего решения федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, принявший решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в целях отмены соответствующего решения.

Читайте также:  Дипломатический паспорт: что это такое, привилегии, как выглядит, как получить обычному человеку и кто должен оформить — vne-berega.ru

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или решение о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации лицу, в отношении которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или решения о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации уведомляет об этом с приложением копии соответствующего решения федеральный орган исполнительной власти, принявший решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в целях приостановления действия соответствующего решения или продления приостановления действия соответствующего решения.”;

4) статью 6 дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано лицу без гражданства, имеющему временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.”;

а) пункт 12 после слов “в Российской Федерации” дополнить словами “, в том числе в случае приостановления действия такого решения,”;

б) дополнить пунктом 21 следующего содержания:

“21. В случае аннулирования ранее выданного лицу без гражданства разрешения на временное проживание данному лицу выдается временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 52 настоящего Федерального закона.”;

а) пункт 2 после слов “в Российской Федерации” дополнить словами “, в том числе в случае приостановления действия такого решения,”;

б) дополнить пунктом 82 следующего содержания:

“82. В случае аннулирования ранее выданного лицу без гражданства вида на жительство данному лицу выдается временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 52 настоящего Федерального закона.”;

7) пункт 2 статьи 10 дополнить подпунктом 21 следующего содержания:

“21) временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации;”;

а) пункт 3 после слова “формы” дополнить словами “с фотографией”;

б) пункт 4 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

“5) направлять запросы в дипломатические представительства или консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации, международные организации.”;

в) пункт 12 изложить в следующей редакции:

“12. По результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об установлении личности иностранного гражданина вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления этого заключения.

Иностранному гражданину, не имеющему действительных документов, удостоверяющих личность, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, выдается справка установленной формы с фотографией для следования в дипломатическое представительство соответствующего иностранного государства в Российской Федерации.

Форма заявления о выдаче справки для следования в дипломатическое представительство иностранного государства в Российской Федерации, форма такой справки и порядок ее выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.”;

дополнить предложением следующего содержания: “В случае непоступления из дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, международных организаций ответов на запросы территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина может быть однократно продлен по решению руководителя указанного территориального органа, но не более чем на три месяца.”;

дополнить абзацем следующего содержания:

“В случае непоступления ответов в течение времени, на которое продлен срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина, заключение об установлении личности иностранного гражданина выносится на основании данных, имеющихся ко времени истечения этого срока.”;

9) пункт 4 статьи 13 дополнить подпунктом 13 следующ

О правовом положении иностранных граждан в РФ

Правовое положение иностранных граждан обусловлено законами, изложенными в Конституции РФ. Если федеральные законы или международные соглашения не предусматривают какие-либо иные положения, то они имеют те же права и несут такую же ответственность, как и россияне.

«Декларацией о правах человека», провозглашенной ООН в 1985 году, обеспечены основные права человека (предусмотренные в Международных договорах о правах человека), в том числе гарантированные не гражданам. Пакты являются юридически обязательными документами, которые требуют от каждого государства, которое ратифицировало их для защиты определенных прав человека для всех лиц на своей территории и под ее юрисдикцией.

Правовой статус иностранцев на территории РФ

Декларация служит руководством для государств, разрабатывающих и осуществляющих законы, направленные на защиту достоинств и свободы каждого отдельного человека. Существуют определенные неотъемлемые права для всех людей, независимо от гражданства или национальности, изложенные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Ключевую роль в оказании помощи и защиты не граждан во всем мире играют такие организации, как комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации.

Что предусматривает легальный статус

В основополагающем государственном законе РФ строго обозначены и права и обязанности иностранных граждан.

Легальный статус предусматривает:

  1. Равное положение перед законом независимо от любых социальных, национальных, религиозных, профессиональных, экономических и тому подобных факторов.
  2. РФ вправе устанавливать определенные ограничение или дополнительные требования к гражданам из стран с аналогичными ограничениями и требованиями.
  3. Права и интересы россиян не должны ущемляться в угоду интересам и правам иностранцев, что проясняется соответствующим законом.
  4. Соблюдение законов РФ – необходимое условие. Соответственно выданным документам, определенным личными или деловыми мотивами, приезжающие в Россию, могут свободно передвигаться по стране, но исключая территории, для посещения которых потребуется особое разрешение.
Читайте также:  Достопримечательности Выборга с описанием и фото - куда сходить и что посмотреть самостоятельно, советы по пребыванию, туристическая карта

Ряд исключений ограничивает действия мигрантов. Они не могут:

  • претендовать на государственные (муниципальные) посты;
  • иметь избирательного права;
  • призываться на государственную военную службу (есть возможность службы по контракту);
  • состоять в экипаже корабля, работающего под государственным флагом, или другого судна, которое эксплуатируется в некоммерческом секторе;
  • служить на предприятиях или в учреждениях, обеспечивающих безопасность, связанных с секретной информацией, с радиоактивными и ядерными продуктами.

Категории иностранцев

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся подданным принимающей страны (России), в которой оно временно проживает. Его личность удостоверяется национальным паспортом или другим документом, который признается РФ. Однако, точное определение зависит от контекста. Иностранцы дифференцируются на категории, зависящие от цели пребывания.

Виды иностранных граждан те, кто:

  • пребывает временно;
  • проживает временно;
  • проживает постоянно.

Эти статусы предоставляют неодинаковые возможности, в частности, разные периоды нахождения на территории РФ.

Лица, представляющие первую категорию, не могут подать заявку на получение вида на жительство или на получение гражданства.

Подробнее о правовом положении иностранцев в России можно узнать из видео, представленном ниже.

Миграционное законодательство связано со всеми правами: гражданским, трудовым, налоговым, административным, международным. А это значит, что иностранный гражданин имеет равные права с россиянами, но миграционные правила ограничивают РВП только регионом, где лицо зарегистрировано. Мигранты обязаны соблюдать условия своего статуса.

Особые категории

В РФ приезжают с определенной целью. Ради воссоединения с семьей или, например, для работы или учебы. Причиной пребывания является цель прибытия, относительно которой мигрант получает статус временного проживания (по визе или безвизовый), разрешение фиксируется в виде отметки в паспорте, или постоянного проживания (не имеет ничего общего с гражданством, но предусматривает некоторые условия, которые положены гражданам, включая социальные пособия и пенсии).

Специальные статусы, которыми могут обладать иностранные граждане:

  1. Дипломатический – форма юридического иммунитета, которая гарантирует уполномоченным лицам неприкосновенность имущества, освобождение от налогов, невосприимчивость к судебным искам или судебным преследованиям в соответствии с законами страны пребывания. Современный дипломатический иммунитет был кодифицирован как международное право в Венской конвенции о дипломатических отношениях в 1961.
  2. Высококвалифицированные специалисты, на которых не распространяется система квотирования и получение рабочей визы для них – простой и быстрый процесс. Она действует в течение трех лет и может быть продлена ещё на три года в течение 30 дней до истечения срока действия текущей визы.
  3. Статус беженца – лицо, вынужденное пересечь национальные границы, у которого нет возможности безопасно вернуться домой. Чтобы получить его, предъявитель должен подать заявление о предоставлении убежища. В период ожидания решения он находится в статусе просителя убежища. Как только перемещенный человек получает статус беженца, он пользуются определенными правами, согласованными в Конвенции о статусе беженцев 1951 года (не все страны подписали и ратифицировали эту конвенцию).

Правовые режимы

Визовая политика РФ имеет ряд требований. Предоставление виз основывается на двусторонних или многосторонних соглашениях. На сегодняшний день РФ связана соглашениями со многими странами, граждане которых освобождаются от визы или могут оформить её онлайн. В остальных случаях необходимо получить визу заранее в дипломатическом представительстве или визовом центре.

В общей сложности, гражданам 48 стран не требуется получение визы, если их пребывание длится не более чем лимит отказа от визы. Однако «безвизовые» иностранцы обязаны иметь миграционную карту. За исключением представителей Беларуси, связанной с Россией особыми отношениями, те, кто имеет право на безвизовый режим, не могут оставаться дольше, чем 90 дней (в течение любого 180-дневного периода).

  1. Статус временного пребывания относится к нахождению иностранца на территории страны (с визой или без неё) в течение 90 суток, без оформления РВП. По истечении срока действия статуса лицу придется покинуть страну, если не рассматриваются такие ситуации, как продление визы (или безвизовое проживание), ожидание получения РВП, трудоустройство как высококвалифицированного работника, учеба.
  2. Разрешение на временное проживание в виде отметки в национальном паспорте (или в форме самостоятельного документа), относится к статусу резидента в РФ, гражданином которой он не является. Оно выдается соответственно квотированию, определенному правительством, сроком на 3 года. Исключительным правом, вне системы квот, обладают граждане других стран в случаях, предусмотренных законом, как, например, высококвалифицированные специалисты.

Установленным порогом требуется продление срока пребывания, который может быть промежуточным шагом к подаче заявления на постоянное проживание. Статус пребывания предоставляется по ряду причин, и критерии принятия в качестве резидента могут со временем меняться. Случается, что государственные органы отказывают при обращении за получением вида на жительство (или на временное проживание) на законных основаниях.

Это происходит в случае, если:

  • имеется непогашенный обвинительный приговор за тяжкое преступление;
  • представлена ложная информация или фальшивые документы;
  • лицо страдает (инфекционным) заболеванием, представляющим опасность для других людей.

Образец вида на жительство в России

Получение ВНЖ

Чтобы получить вид на жительство, иностранцу необходимо предоставить статус временного жителя, который выдается в пределах квотирования, установленного российским правительством, учитывающего демографические и другие факторы, и распределенного между федеративными регионами. Некоторым лицам могут выдаваться такие разрешения за пределами квот: тем, кто инвестировал в экономическое развитие страны или заключил брачный союз с гражданином России.

В то же время он может быть аннулирован в ряде случаев, когда не соблюдается резидентство или другие налагаемые на статус обязательства. Например, если иностранный гражданин находился в пределах принимающей стороны более установленного определенного срока; при неоднократном нарушении правил миграционной регистрации; представлял угрозу национальной безопасности, или в случае совершения серьезного преступления, тогда лицо становится объектом депортации. В ряде случаев данный статус может быть обусловлен определенным типом занятости или ведением бизнеса. Обладатели имеют те же обязательства, что и граждане РФ относительно налогов.

Регистрация резидентов обязательна в РФ.

Существуют отдельные регистры для иностранных граждан (или лиц без гражданства). Временное проживание регистрируется по заявлению работодателя или администратора отеля и так далее. Запрос также подается в течение 7 дней.

Трудовая сфера

Иностранцы, планирующие работать в России, обязаны иметь разрешение, которое выдается ГУВМ МВД . Оно приобретается до подачи заявления на получение рабочей визы.

Пример рабочей визы в РФ

Притом что для большинства иностранных граждан требуется полная рабочая виза, существуют исключения:

  1. Нет необходимости в разрешении для резидентов с ВНЖ.
  2. При работе на временной основе (для иностранного государства), в этом случае бизнес-виза позволяет находиться и работать в России сроком на 90 дней.
  3. Для лиц, работающих в дипломатических миссиях, консульствах и тому подобное, представляющих зарубежные страны.
  4. Представителям СМИ (соответственно имеющие аккредитацию в РФ).
  5. Студентам, обучающимся в учебных заведениях (по приглашению).

Процесс заявки на получение разрешения отличается для стран с визовой и безвизовой политикой. В первом случае существуют два разрешения – стандартное, доступное для любого уровня зарплаты, и подтверждение для специалистов высокой квалификации. Для второй категории выдача разрешения занимает меньше времени и действует в течение трех лет – специалисты сразу получают вид на жительство.

В России высокий спрос на иностранных экспертов, но он ограничен определенными секторами. Как правило, для специалистов высокой квалификации изначально выдается бизнес (деловая) виза сроком на 30 дней, на письменный запрос работодателя для переговоров о дальнейшей работе. Если переговоры успешны, то выдается рабочая виза. Период её действия согласован с промежутком времени трудового договора (однако, не более трех лет). Существует возможность продления на срок также не превышающий три года.

Иностранцы с РВП смогут работать лишь при наличии разрешения на работу в пределах того региона, где они получили таковое. Граждане с ВНЖ не имеют территориальных ограничений. Хотя закон позволяет соответствующим органам предусматривать исключения или учитывать случаи, когда иностранцам с другими статусами позволяется работать за пределами определенных регионов.

Проблема применения Федерального закона «о правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» при реализации иностранными гражданами права на труд Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сиренко И. Н.

В статье рассматриваются вопросы применения различных положений указанного Федерального закона при приеме иностранного гражданина на работу в Российской Федерации, а также возникающие в связи с этим проблемы и возможные решения законодательного характера, способствующие их устранению.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сиренко И. Н.

Текст научной работы на тему «Проблема применения Федерального закона «о правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» при реализации иностранными гражданами права на труд»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУД

6.20. ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУД

Сиренко И. Н., аспирант Государственный Университет Управления

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В статье рассматриваются вопросы применения различных положений указанного Федерального закона при приеме иностранного гражданина на работу в Российской Федерации, а также возникающие в связи с этим проблемы и возможные решения законодательного характера, способствующие их устранению.

В настоящее время вопросы положения иностранных граждан в Российской Федерации становятся все более актуальными. И особенно в данной сфере выделяется проблема привлечения иностранного гражданина на работу.

Рассматривая указанную проблематику, нужно отдать должное российскому законодателю, который с катастрофической скоростью пытается модернизировать действующие правовые акты, с одной стороны облегчая иностранцам процедуры при оформлении на работу, а с другой вводя все больше ограничений.

Однако, к сожалению, огромное количество нововведений не всегда соотносится внутри себя и часто создает еще больше коллизий. Кроме того, несмотря на внесенные изменения в действующем законодательстве остается еще немало пробелов и противоречий, начиная с понятийного аппарата.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан» закрепил следующие основные понятия: иностранный работник – это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

работодатель – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров (в качестве работодателя может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя);

заказчик работ (услуг) – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) (в качестве заказчика работ (услуг) может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя);

разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осущест-

вление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности1.

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Следовательно, данная категория лиц, также как и граждане России, при вступлении в трудовые отношения должна заключать трудовой договор. В этом случае они сразу же попадают под действия как положений Трудового кодекса Российской Федерации, так и статей других законов: о социальном и пенсионном обеспечении и, главное, о налогах. Но прежде иностранные граждане все-таки должны быть зарегистрированы, а так же должны получить разрешение на работу.

Рассматривая данный вопрос нельзя не обратиться к изначальному понятийному аппарату Закона.

Исходя из определения «разрешения на работу», оно выдается исключительно иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации. Таким образом, постоянно и временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а приоре, не должны упоминаться при рассмотрении данного вопроса.

Однако в пункте четвертом статьи 13 Закона содержится перечень исключений из этого разрешительного порядка. Указанный разрешительный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в Российской Федерации;

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4)являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия препо-

1 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 1 ст. 2 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032.

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

давательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Как видно, согласно Закону, среди категорий иностранных граждан, которым не требуется разрешение на работу, нет временно проживающих иностранных граждан, тогда как постоянно проживающие иностранцы здесь поименованы. К тому же перечень является строго закрытым. Данное разночтение усугубляется тем, что положение о временно проживающих иностранцах из данного пункта Закона было исключено в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ2.

Таким образом, исходя из логики построения нормативного правового акта, разрешение как вид ограничений для осуществления трудовой деятельности, в настоящее время требуется не только временно прибывающим иностранным гражданам, но и временно проживающим на территории Российской Федерации. Данное положение является резко противоречивым как с точки зрения юридической техники, так и с точки зрения практики.

В связи с этим, с января 2007 года перед получившими разрешение на временное проживание гражданами встал актуальный вопрос – каким образом им теперь оформлять трудовые отношения.

Решение же данной коллизии довольно простое. Основываясь на том, что изначально понятие иностранного работника, а также непосредственно разрешения на работу четко определило сферу действия данного документа, необходимо исключить постоянно проживающих иностранных граждан из перечня лиц, которым данное разрешение не требуется. В этом случае будут сняты противоречия, выявляющиеся при практическом применении норм Федерального закона.

Теперь, рассмотрев позицию работника, рассмотрим также позицию работодателя.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» работодатель, заказчик работ (услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В настоящий момент это относится только к иностранцам, пребывающим на территорию России в визовом порядке. Но если наличие упрощенного порядка для привлечения иностранных граждан из ближнего зарубежья нареканий не вызывает, то в отношении наличия разрешения иностранцев из «дальних» стран имеется некоторая противоречивость. Опять же следует отметить особенности формулировки построения Закона. Остается не ясным, если работодатель привлекает таких иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации в соответствии с разрешением на временное проживание или видом на жительство, необходимо ли ему получать указанное разрешение?

По сути построения Закона, работодатель в данном случае не должен получать разрешение на привлечение рабочей силы. Однако в данном случае теряется логика и сама цель введения разрешительной доку-

2 Федеральный закон от 18.07.2006 № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации», 2006, № 30, ст. 3286.

ментации для осуществления возможности привлечения иностранцев работодателем. Ведь государство, ставя во главу всего принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, имеет интерес проверить, не возможно ли удовлетворить потребность работодателя трудом российских граждан или, по крайней мере, граждан из стран ближнего зарубежья. В данном же случае получается, что если работодатель привлекает временно проживающих или временно пребывающих иностранцев, то названный принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов не будет соблюден изначально.

Для решения указанного вопроса целесообразно было бы изменить определение работодателя и заказчика работ (услуг) в рамках Закона «О правовом положении иностранных граждан», введя определение «разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы» и обязуя тем самым работодателя получать разрешение на привлечение к работе любого иностранца, находящегося на территории Российской Федерации.

Кроме того, можно, например, предложить следующий вариант определения работодателя – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы и вступившее с указанными иностранными гражданами в трудовые отношения на основании заключенных с ними трудовых договоров.

Соответствующим образом можно изменить и определение заказчика работ (услуг).

Таким образом, рассмотрев только некоторые вопросы применения норм Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», можно сделать вывод о необходимости его дальнейшей модернизации. При этом нужно учитывать как откровенные ошибки, допущенные законодателем, так и особые приоритетные направления, стоящие перед государством, такие как трудоустройство граждан Российской Федерации первоначально перед иностранными гражданами.

Проблема, представленная Сиренко И. Н. в статье, является, несомненно, актуальной. Указанная актуальность обусловлена необходимостью теоретического осмысления вопросов применения норм российского права в сфере реализации прав и свобод лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации. Также актуальность исследования обусловлена и тем, что в общем объеме иммиграционных потоков большой удельный вес занимает миграция иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию. Из этого следует, что немаловажное значение имеют вопросы развития законодательства, регулирующего именно трудовые отношения с участием иностранных граждан.

Авторский подход к данной проблеме, как и выбранные Сиренко И. Н. методы ее изучения, представляют как теоретический, так и практический интерес. Так, внесение изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации», предложенное Сиренко И. Н., может помочь решению как фундаментальных задач государственного строительства, так и оперативных политических задач.

В связи с изложенным, статья может быть рекомендована в печать.

управления, д.ю.н., профессор Абдулаев М. И.

Внесены изменения в Закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь

Президентом подписан закон, вносящий изменения в Закон Республики Беларусь от 4.01.2010 г. № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

В Закон Республики Беларусь от 4.01.2010 г. № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее — Закон) внесены существенные изменения:

1. Въезд иностранцев в Республику Беларусь

✔ Из Закона исключено понятие «миграционная карта».

✔ Отсутствие договора обязательного медицинского страхования, заключенного с белорусской страховой организацией или с иностранной страховой организацией, действительного на территории Республики Беларусь, больше не является основанием для отказа в выдаче визы или во въезде в Республику Беларусь (ст. 30 Закона).

2. Выезд иностранцев из Республики Беларусь

Расширен перечень оснований, при наличии которых иностранец не сможет выехать из Беларуси (ст. 33 Закона):

если он является ответчиком по делу о возвращении неправомерно перемещенного в Республику Беларусь или неправомерно удерживаемого в Республике Беларусь ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года либо ребенком, в отношении которого рассматривается такое дело;

если он не уплатил пени по неисполненному своевременно налоговому обязательству.

3. Пребывание иностранцев в Республике Беларусь

✔ Изменился срок регистрации иностранцев, прибывших в Республику Беларусь, по месту их фактического временного пребывания — 10 суток (вместо 5 суток в прежней редакции) (ст. 41 Закона).

При перемене места временного пребывания иностранцы обязаны зарегистрироваться по новому месту временного пребывания в течение 3 рабочих дней (вместо 5 суток в прежней редакции).

✔ Гостиницы, санаторно-курортные и оздоровительные организации, а также субъекты агроэкотуризма больше не будут осуществлять регистрацию иностранцев, временно пребывающих в Республике Беларусь. Указанные субъекты теперь будут просто информировать ОВД о таких иностранцах.

✔ Если иностранец прибыл в Республику Беларусь на срок, не превышающий 10 суток, он не подлежит регистрации как временно пребывающий (ранее 5 суток) (ст. 45 Закона).

✔ Разрешение на временное проживание теперь может быть выдано не только несовершеннолетним детям иностранца, но также и достигшим 18-летнего возраста детям, если они являются нетрудоспособными*, не состоят в браке и находятся на иждивении родителя / усыновителя (ст. 48 Закона).

* под нетрудоспособными детьми в данном случае понимаются:
инвалиды I или II группы;
обучающиеся, получающие общее среднее, специальное образование, а также получающие впервые в дневной форме получения образования профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование.

✔ Разрешение на постоянное проживание теперь можно получить при условии проживания в Беларуси в течение 5 лет, а в случае, если иностранец относится к числу высококвалифицированных работников, этот срок сокращается до 3 лет (ст. 53 Закона). Прежней редакцией Закона требовалось 7-летнее проживание.

✔ Если иностранец осуществляет инвестиции на территории Беларуси, он также может получить разрешение на постоянное проживание. Однако если раньше необходимый минимальный размер инвестиций составлял 150 000 евро, то в новой редакции указывается сумма, кратная 15 000 базовых величин (примерно 173 000 евро).

✔ Разрешение на постоянное проживание теперь может быть аннулировано, если иностранец пребывал за пределами Республики Беларусь более 1 года с даты последнего выезда (ст. 57 Закона). Ранее такой срок составлял 183 дня.

4. Обжалование административных и иных решений государственных органов Республики Беларусь

В предыдущей редакции Закона был установлен общий срок для обжалования — 1 год со дня принятия обжалуемого решения, и срок 1 месяц для обжалования решения о высылке. Независимо от того, какое решение обжалуется, срок рассмотрения жалобы составлял 1 месяц.

В новой редакции указаны дифференцированные сроки подачи жалоб и сроки для их рассмотрения (ст. 72 Закона):

Вид решенияСрок для подачи жалобыСрок для рассмотрения жалобы
о временном ограничении права иностранцев на выезд из Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным в абз. 8-11 ч. 1 ст. 33 Закона1 год со дня принятия решения1 месяц со дня поступления жалобы
‎• о сокращении срока временного пребывания в Республике Беларусь,

‎• об аннулировании разрешения на временное проживание,

5. Дополнительные гарантии прав иностранцев

За иностранцами, задержанными за нарушение белорусского миграционного законодательства, закреплено право на оказание медицинской помощи — порядок и условия ее оказания, а также перечень бесплатных медицинских услуг должны определяться Совмином (ч. 4 ст. 13 Закона).

Изменения в Закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» вступят в силу с 1 июля 2020 г.

Новое в законодательстве о правовом положении иностранцев в России

В последнее время, а особенно в 2013 году, все больше растет недовольство в обществе наплывом большого количества мигрантов в Россию, которые приезжают для осуществления трудовой деятельности, но не всегда легально, что приводит к криминализации общества. Правительство Российской Федерации в 2013 году внесло ряд изменений в миграционное законодательство с целью упорядочения въезда мигрантов в Россию, их трудовой деятельности, интеграции их в общество и продолжает обсуждать законопроекты по изменению миграционного законодательства для снижения социальной напряженности и минимизации остроты национального вопроса в многонациональном обществе России.

С января 2013 года безвизовые иностранцы подлежат обязательной дактилоскопии

Без прохождения процедуры дактилоскопии ни один иностранный гражданин не имеет права работать на территории нашей страны. Свои отпечатки пальцев обязаны оставить все иностранные граждане, которые обратятся в УФМС за оформлением документов на трудоустройство. Туристы, люди, приехавшие по делам или в гости к родственникам, дактилоскопической регистрации подвергаться не будут. Общая база дактилоскопических данных – это вопрос не только безопасности российских граждан в случае совершения иностранцами правонарушений, но и необходимость для самих приезжих.

Отмечу, что база данных с отпечатками пальцев необходима не только для борьбы с преступностью. Зачастую у трудовых мигрантов, в основном пребывающих из безвизовых стран, документы изымают работодатели, или, например, документы были утеряны. Для покупки билета с целью возвращения на родину требуется свидетельство о возвращении, для оформления которого нужно установить личность иностранного лица и сделать запрос в государство иностранного гражданина. На такие письменные запросы государства гражданства иностранных лиц отвечают длительное время, что вынуждает иностранного мигранта нелегально временно пребывать на территории России. Поэтому введение дактилоскопии может существенно сократить срок пребывания таких граждан на территории России в случае отсутствия документов, удостоверяющих личность.

Иностранные работники должны сдавать экзамен по русскому языку

Подтверждение владения русским языком для получения разрешения на работу не требуется для иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным языком, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

При смене работодателя иностранцу придется выехать за пределы России

Отмена получения Разрешения на работу для определенных категорий иностранцев

Иностранцы, имеющие статус временно проживающих в РФ, теперь не должны получать разрешение на работу (Подпункт 1 п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (редакция Федерального Закона от 23.07.2013г.) (далее – Закон № 115-ФЗ). Следовательно, они могут беспрепятственно работать в России, но все-таки не в любом ее регионе, а только в том субъекте РФ, на территории которого им разрешено временное проживание (Пункты 4.2, 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Фирмам и предпринимателям, занимающимся розничной торговлей алкоголем, включая пиво (код ОКВЭД 52.25.1), в 2013 г. разрешено нанимать временно пребывающих в РФ иностранцев (в том числе безвизовых) (Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 № 1243). Однако их численность не должна превышать 25% общей численности работников компании или предпринимателя.

При этом сохранились нулевые квоты (то есть полный запрет) на наем иностранцев для таких сфер деятельности, как:

  • розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31);
  • торговля в палатках и на рынках (код 52.62);
  • прочая розничная торговля вне магазинов (код 52.63).

Наказание для работодателей (компаний и предпринимателей) за нарушение этого запрета очень суровое: штраф в размере 800 тыс. – 1 млн. руб. за каждого мигранта или даже приостановление деятельности на срок до 90 суток (Часть 1 ст. 18.17 КоАП РФ). А директору компании придется расстаться с 45 тыс. – 50 тыс. руб.

Кроме того, усовершенствован порядок привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, а также иностранных работников в составе экипажей судов.

Так, в частности, работодателям (заказчикам работ, услуг) предоставлено право направлять в ФМС России и ее территориальные органы ходатайства о привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов (заявления о продлении срока действия выданных им разрешений на работу) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Компании, привлекающие на работу высококвалифицированных иностранных специалистов, получили возможность дистанционно заполнять и направлять по Интернету, в частности через портал госуслуг www.gosuslugi.ru, ряд документов, связанных с наймом высококвалифицированных иностранных специалистов, а именно:

  • ходатайство о привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов (Форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 487) вместе с необходимыми документами (Пункт 6.2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ);
  • заявление работодателя о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированных иностранных специалистов (Приложение N 14 к Административному регламенту, утв. Приказом ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008) с пакетом дополнительных документов (Пункт 17.1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ). Однако это не отменяет обязанности в течение 14 рабочих дней с момента отправки в электронном виде упомянутых ходатайства и заявления (Пункты 6.2, 9, 17.1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ) представить их в орган ФМС в бумажном виде;
  • уведомления (Пункт 13 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ):
  • уведомление о выплате высококвалифицированным иностранным специалистам заявленной зарплаты (вознаграждения) (Приложение 7 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147);
  • уведомления о фактах предоставления высококвалифицированным иностранным специалистам отпуска без сохранения зарплаты свыше 1 месяца (Приложение 8 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147), а также расторжения с ними трудового (гражданско-правового) договора (Приложение 11 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147).

Запрет на работу по определенным профессиям для иностранцев

Работодатели (заказчики), имеющие право в соответствии с законом привлекать высококвалифицированных иностранных специалистов к работе на территории РФ, должны подать в федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) в сфере миграции, ходатайство, с приложением соответствующих документов. На основании данного ходатайства, иностранному специалисту выдается разрешение на работу. В течение срока действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту, члены его семьи вправе осуществлять на территории РФ трудовую деятельность при наличии у них разрешения на работу, а также проходить обучение в образовательных учреждениях и осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ.

Также внесены изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ об упразднении квот на выдачу приглашений высококвалифицированным иностранным специалистам на въезд в Российскую Федерацию. В результате чего квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации, установленные Правительством Российской Федерации, не распространяются на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.

Введена процедура установления личности иностранного гражданина, не имеющего документа, удостоверяющего личность

Установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

В целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вправе:

  1. требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;
  2. проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;
  3. использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
  4. использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.

Опрос лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, проводится сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Результаты опроса оформляются протоколом опроса свидетеля.

Протокол опроса свидетеля предъявляется для ознакомления участвовавшему в опросе свидетелю. Свидетель может вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые удостоверяются его подписью. Протокол подписывается составившим его сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и участвовавшим в опросе свидетелем. В случае отказа свидетеля подписать протокол сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.

Также территориальным органом федерального органа исполнительной власти проводится процедура опознания с составлением протокола, в котором указываются место и дата проведения опознания, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, фамилии, имена, отчества участвовавших в опознании лиц, а при необходимости адреса их места жительства (места пребывания) и другие сведения о них.

Если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа.

Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца.

Формы бланков заявления об установлении личности, справки о приеме заявления об установлении личности к рассмотрению, протокола опроса свидетелей, протокола опознания и заключения об установлении личности иностранного гражданина будут утверждены федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в более поздний срок.

Усиление контроля за законностью предоставленных иностранцами документов

Согласно поправкам не могут получить разрешение на работу в нашей стране иностранцы, которые в течение 10 предшествующих лет неоднократно выдворялись из России.

Усилена административная ответственность за правонарушения в области миграции. Расширяется перечень нарушений, за которые иностранцев будут безоговорочно выдворять из России. Причем трудовых мигрантов, повторно пойманных на осуществлении трудовой деятельности без разрешения на работу, станут выдворять принудительно. Процедура контролируемого самостоятельного выезда из страны к ним не применяется.

Вводятся повышенные штрафы за повторные нарушения миграционного законодательства и за те, что совершены в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

Установлен минимальный срок административного приостановления деятельности для работодателей, нарушающих миграционное законодательство, а именно не менее 14 суток. Вводится ответственность работодателей (заказчиков), привлекающих высококвалифицированных специалистов, за неуведомление и нарушение порядка уведомления миграционных органов о работе указанных лиц.

О привлечении работодателей в сфере строительства к ответственности за нарушения миграционного законодательства будут информировать СРО, членом которой они являются. Неоднократное привлечение к такой ответственности в течение года является основанием для исключения из членов СРО.

Ответственность за нарушение миграционного законодательства увеличена

Административный штраф за каждое из указанных нарушений составляет: для должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.; для юридических лиц – от 400 тыс. до 500 тыс. рублей. Наравне с указанными штрафами сохраняется и санкция в виде возможного запрета на въезд в Россию для иностранных граждан, предоставивших заведомо ложные сведения о цели своего въезда.

До введения указанных норм определение приглашающей стороны вытекало из положений постановления Правительства РФ от 24.03.2003 № 167. Этим же постановлением за приглашающей стороной была закреплена обязанность предоставлять перечисленные выше гарантии. Что касается ответственности за предоставление информации о цели въезда, то такая ответственность была предусмотрена и ранее, как в отношении иностранных граждан, так и в отношении организаций и их должностных лиц (ст. ст. 18.8, 18.9 КоАП РФ). Однако формулировки в КоАП РФ, устанавливающие ответственность организаций, были не четкими и допускали различное толкование. При отсутствии соответствующих норм в законе на практике было сложно привлечь к ответственности тех лиц, которые не исполняли должным образом предусмотренные законом обязанности в отношении иностранных граждан. Помимо этого, такое положение способствовало развитию злоупотреблений в данной сфере.

Таким образом, в настоящее время наблюдаются тенденции ужесточения ответственности за несоблюдение правил миграционного законодательства, а также изменения привил регистрационного учета, осуществления трудовой деятельности для высококвалифицированных иностранных работников для упрощения процесса интеграции мигрантов в российское общество. При этом Правительство РФ усиливает контроль за соблюдением законодательства. Знание последних новелл касательно трудовой деятельности иностранцев на территории России избавит компанию от многих нежелательных последствий.

О правовом положении иностранных граждан в РФ: ФЗ 115 с изменениями

Каждое лицо, проживающее на территории нашей страны, имеет определённый статус, права и обязанности, которые регулируются Конституцией и другими законами. В России могут находиться подданные иного государства, приезжающие к родным или на постоянное место жительства с трудоустройством. В любом случае отношения будут регулироваться ФЗ 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» с изменениями, вступившими в силу 31.12.2017.

Условия проживания

ФЗ 115 иностранными гражданами называет лиц, которые не являются подданными РФ и имеют паспорт иного государства. Их нахождение в России регулируется Конституцией, ФЗ и международными договорами.

Иностранцы могут претендовать на временное пребывание, которое определяется по выданной визе. Есть ряд государств, с которыми подписан специальный договор, позволяющий гражданам не оформлять документ. В этом случае срок нахождения в РФ составит:

  1. Приезд по личной инициативе — 90 суток.
  2. Прибытие в страну высококвалифицированного специалиста по приглашению российской компании — срок, указанный в разрешении на работу. На этих основаниях имеет право проживать вся семья работника.

Окончание срока временного проживания является основанием для выезда иностранца из страны. Но он может задержаться, если предпримет следующие действия:

  1. Продлит визу.
  2. Подаст документы на оформление вида на жительство.
  3. Поступит в учебное заведение на очное или заочное отделение.
  4. Заключит контракт с Вооружёнными Силами РФ.
  5. Подаст заявление на получение российского гражданства.

Имея РВП, иностранец может претендовать на постоянное проживание. Правила оформления не изменились. По Закону «О пребывании иностранных граждан на территории РФ» в 2018 году необходимо:

  1. Прожить в стране более года.
  2. Собрать документы на получение вида на жительство за полгода до истечения срока РВП. Заявление может подаваться в территориальные органы при личном посещении или через портал государственных услуг.

Разрешение на постоянное проживание выдаётся на пять лет. По истечении этого срока гражданин имеет право продлить его на такое же время. Процедурой необходимо заниматься за два месяца до истечения срока.

Российская Федерация не признает других гражданств. Исключение составляют страны, с которыми подписан договор о возможности быть подданными двух государств. По этой причине иностранцу придётся оформить отказ от гражданства другой страны. Только в этом случае ему можно получить вид на жительство.

Это правило распространяется на граждан Украины, которые владеют русским языком и переехали на постоянное место жительство в РФ. Между странами нет специального соглашения, поэтому отказ от украинского гражданства обязателен. Заверенный нотариально бланк предоставляется в миграционный орган России совместно с остальными документами.

Трудовая деятельность

В законе о правовом положении иностранных граждан в РФ 2018 года указано, что эти лица имеют право распоряжаться своими способностями и имуществом для осуществления предпринимательской деятельности, а также выбирать профессию. Но иностранец обязан получить патент на трудовую деятельность в России. Работодателем может быть физическое или юридическое лицо, у которого есть разрешение на трудоустройство гражданина иного государства. Также им имеет право стать иностранец, оформивший ИП.

Человек, имеющий РВП, не может осуществлять трудовую деятельность вне территории проживания, указанной в документе. Также он не имеет права устраиваться на должность, которая не указана в разрешении на работу. Работодатель может устроить иностранца на работу без обязательных допусков в следующих случаях:

  1. Гражданин приехал в порядке, когда виза не требуется.
  2. Привлекается к работе как высококвалифицированный специалист или является членом его семьи.
  3. Проходит очное обучение и получает среднее профессиональное или высшее образование.
  4. Направляется в филиалы компании, которые находятся на территории РФ.

Работодатель обязан информировать миграционные органы о том, что он принял иностранного сотрудника. С гражданином может заключаться трудовой или гражданско-правовой договор. Также иностранец должен оформить полис добровольного медицинского страхования или договор на оказание платных медицинских услуг. Студенты-иностранцы также имеют право устраиваться на работу. Заключив трудовой или гражданский договор, они получают разрешение на работу.

Обязанности и права иностранных граждан

В РФ иностранцы имеют право на свободное передвижение в личных или деловых целях. Но есть территории, для посещения которых необходимо оформление специального разрешения:

  1. Закрытые военные городки.
  2. Территории с установленным регламентом посещений.
  3. Объекты, на которых ведётся контртеррористическая операция.
  4. Пограничные и экологические зоны.
  5. Объекты воинских формирований.
  6. Территории, где находятся органы власти, связанные с государственной тайной.

Граждане, которые въехали в страну через порты Владивостока или территории Калининградской области и имеют электронные визы, могут размещаться только в этом субъекте. Если у иностранца есть РВП, он не может свободно менять место проживания внутри субъекта или за его пределами.

Иностранным дипломатам, консулам и журналистам право передвижения предоставляется на основании принципа взаимности. Не попадает под это правило посещение объектов, указанных в перечне.

Не могут иностранцы претендовать на государственные должности, они не избирают и не имеют голоса. Избирательные права появляются только в том случае, если у гражданина есть разрешение на постоянное место проживания. В этом случае он может претендовать на должность в органы местного самоуправления.

Главной обязанностью граждан является соблюдение российских законов. Иностранное лицо должно соблюдать правила нахождения на территории РФ. Если сокращён срок временного нахождения, то необходимо покинуть страну в течение 3 дней. При аннулировании вида на жительство лицо обязано покинуть территорию за 15 суток. Если эти условия не выполняются, то РФ имеет право депортировать гражданина. Процедура может осуществляется за счёт нарушителя, организации, которая пригласила его на работу, или РФ.

ФЗ о гражданах иностранных государств был принят 25 июля 2002 года. В статьях Федерального закона указаны права и обязанности подданных другой страны.Иностранцы могут находиться на территории временно или постоянно, отдыхать, учиться или работать.

Как действует закон О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в 2020 году

Благодаря законам каждый гражданин наделен правами и свободами, равенством и возможностями.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Государственные законы направленны на все население страны, однако есть и отдельные, которые позволяют разобраться в своих правах и обязанностях иностранцам.

Структура документа

Правовое положение в России для иностранцев определяется законом № 115 – ФЗ о правовом положении иностранных граждан в российской федерации.

Документ имеет стандартную форму, с указанием основной цели, поля регулирования, субъектов, которые попадают под его силу, и отвечает на основные вопросы для иностранцев, которые приехали в страну для пребывания, проживания, ведения профессиональной деятельности или трудовой.

Таким образом, данный федеральный закон регулирует отношения, связанные с въездом иностранных граждан и Россией в лице органов власти, местными органами, их оформлением для дальнейшей реализации цели поездки.

Документ закона разбит на статьи с названиями, которые дают определение основных целей закона, раскрывает права и обязанности для иностранных граждан, и пояснения по вопросам миграции:

  • Пребывание в РФ;
  • Право на проживание в стране;
  • Право на ведение бизнеса или трудовой деятельности.

Абсолютно все права достигаются с помощью обращения в соответствующие органы для оформления разрешительных документов.

Данный закон гласит о равенстве иностранцев и граждан страны, которое достигается благодаря соответствию Конституции или иных федеральных законов РФ. Федеральный закон 115 можно скачать здесь.

Документ разделен на основные главы, которые регулируют положение иностранных граждан:

1 глава посвящена общим положениям, цели создания и области регулирования данным документомДля общего понимания приведены основные термины и понятия, которые используются для раскрытия законных аспектов
2 глава законаРаскрывает порядок и возможности иностранных граждан на въезд в России с помощью приглашения
3 главаПосвящена вопросам об оформлении регистрации иностранных граждан, сроков и иных требований
4 главаРаскрывает особенности положения граждан, которые приехали в страну для пребывания, проживания или иной цели, а также об едином ведении учета всех иностранцев в базу страны
5 главаПосвящена правопорядку и контролю по исполнению требований, соблюдению сроков и имению разрешительных документов у всех иностранных граждан, которые находятся в России, а также меры, применяемые органом властиза несоблюдение норм закона
6 глава раскрывает правовые мерыКоторые могут быть применены к иностранным лицам за несоблюдение закона в виде несения ответственности
7 глава является заключительной

Основные положения ФЗ 115

В ст. 5 закона говорится об условиях временного пребывания. Оно дается на определенный срок, и должно быть оформлено с помощью визы.

Временное проживание описывается в ст. 6 данного закона, и дается только в объемах установленной квоты на срок 3 года.

Другим способом получить временное проживание являются:

  1. Быть ранее рожденным на территории России.
  2. Быть нетрудоспособным лицом, которое нуждается в опеке родственников, находящиеся и имеющие гражданство России.
  3. Иметь от одного или более родителей, которые имеют нетрудоспособность и являются гражданами России.
  4. По браку.
  5. Через инвестиции.

Лицо, имеющее право на получение документа временного проживания должно обратиться с документом на пребывание в исполнительный орган и написать заявление, а спустя 6 мес. получить разрешительный документ.

В случае, если иностранцу было отказано при рассмотрении заявки, он может обратиться повторно только спустя год.

Причины отказа органа в заявке гражданину также должны быть согласно факту и согласно ст. 7:

  1. Если лицо несет потенциальную опасность для государства, желает разрушить ее целостность и изменить конституционные нормы.
  2. Участие, лидерство или соучастие с группой, которая желает нанести террористический акт, ее финансирование со стороны или любая другая помощь в содействии.
  3. Дача ложных сведений или документов при заполнении бумаг.
  4. Быть ранее выдворенным из России по данным за последние пять лет.
  5. Нарушать законы.
  6. Недостаток средств для собственного содержания и/или содержания семьи на момент временного проживания в России.
  7. По истечению срока на возможное временное проживание не иметь места для проживания.
  8. Наличие опасных болезней для человечества, имеет наркотическую зависимость в тяжелой форме.

Постоянное проживание раскрывает ст. 8. Для его получения необходимо уже иметь разрешительный документ на временное проживание, и подать его не позднее, чем за 6 мес. до момента окончания его срока.

Требование, которое учитывается при выдаче – это проживание в стране от 1 года. При положительном решении иностранцу выдается документ сроком на 5 следующих лет, которые можно продлевать без ограничений.

Для подачи заявки необходимо иметь требуемые документы, соответствовать требованиям, и написать заявление.

Отказ по заявке может быть дан согласно ст. 9:

  1. Несет угрозу для страны.
  2. Несоблюдение законов и порядков согласно законам РФ.
  3. Не имеет средств для содержания себя и других членов семьи.
  4. Не имеет жилья.
  5. Выезжает из страны на срок более, чем 6 мес.
  6. Фиктивный брак.
  7. Носитель опасной болезни для человечества.

Ст. 10 перечисляет документы для иностранных граждан, которые необходимы для подтверждения личности в РФ:

  1. Иностранный паспорт или другой документ, разрешенный свидетельствовать личность граждан согласно международному договору.
  2. Для лиц без гражданства имение документа, удостоверяющее данный факт.
  3. Разрешительные документы, полученные в России (ВНЖ, пребывание и т.д).

Ст. 13 раскрывает особенности трудоустройства иностранных граждан на территории России. Для
Этого работодатель должен иметь соответствующее разрешение, а иностранец иметь при себе необходимые документы и разрешение на работу.

Законом не запрещено осуществление трудовой или предпринимательской деятельности иностранным гражданином, если она не противоречит федеральному закону.

Имение разрешения на работу иностранные граждане должны оформить все, кроме следующих лиц:

  1. Постоянно или временно живущие в России.
  2. Являются работниками государственных организаций, представительств и т.д.
  3. Имеющие кредитованные документы журналиста.
  4. Приехавшие для получения образования, и во время каникул имеют подработку.

Ст. 14 данного закона гласит о запрете в занимании государственных должностей или работы, связанной с органами власти иностранными гражданами. Ст. 15 дает право иностранному гражданину не призываться к службе.

Последние поправки

Совсем недавно президентов России было подписано несколько поправок в законах, которые также коснулись закона о гражданства и положения иностранцев в России, согласно чему были внесены изменения условий получения подданства, а также условий отказа в его получении.

Изменения были сделаны в ст. 8 и 12 закона о положении иностранцев и услуг в сфере миграции, а именно:

Отказ при подаче заявления может последовать не только при даче ложных сведений или документовНо и если иностранец не соблюдает Конституционные нормы или его целью получения подданства или приезда в страну являются опасные и злые намерения в виде террористического акта.
При оформлении подданства иностранец должен будет дать присягу странеВ случае отказа его заявка также аннулируется
Внесены уточнения при получении подданства в упрощенном порядкеВ частности, для украинских граждан, желающих сменить гражданство

Новые изменения потерпели ст. 5 и 17 данного закона:

Иностранцы, имеющие разрешение на проживание в целях обучения в стране имеют право на продление сроков до момента окончания обученияЕсли образовательное учреждение имеет государственную аккредитацию, при очной или заочной форме обучения или переводе на аналогичную специальность в иное учебное заведение
Возможность смены обучающихся иностранцевОт одной образовательной программы на другую без необходимости выезда и въезда в страну

Видео: первоначальные аспекты

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами гос. власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов.

Также он регулирует осуществление иностранцами на территории страны трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Ссылка на основную публикацию