Российская авиация общего назначения отстает от мировой на 50 лет

Российская авиация общего назначения отстает от мировой на 50 лет

36
0

Российская авиация общего назначения (АОН) отстает от мировой на 50 лет. Но отрасль сможет интенсивно развиваться даже в нынешней экономической ситуации, если ей создать приемлемые правовые условия. Эти и другие заявления звучали на Первом Всероссийском Конгрессе авиации общего назначения (АОН), который состоялся в пятницу, 19 апреля 2019 г., и собрал около 300 представителей отрасли из разных регионов нашей страны. В отличие от гражданской авиации, на сегодняшний день обеспеченность российского населения воздушными судами АОН составляет 3,1 единицу на 100 тысяч чел. Для сравнения – в США обеспеченность населения этим видом авиации выше в 25 раз (76,5 воздушных судов на 100 тыс. человек), без включения в статистику данных по штату Аляска, где в силу труднодоступности территорий для транспорта, наличие авиации общего назначения является доминирующим (1014 самолетов на 100 тыс. чел.). При этом, отмечали участники Конгресса, 80% российских территорий обладают такой же малой доступностью, как и Аляска, и нуждаются в воздушных перевозках на короткие маршруты.

Во всем мире АОН – это неотъемлемый инструмент экономического роста и поддержания эффективной транспортной инфраструктуры, который способствует воспитанию профессиональных кадров, разработчиков и производителей, а также является неотъемлемой частью оборонного резерва страны. Так, в открытых источниках указывается, что в АОН США в 2011 году было занято более 1 000 000 человек, 100 000 из которых являются частными пилотами. В России похожие данные отсутствуют.

В 2018 годупо решению Министра обороны РФ были созданы пять классов с авиационной подготовкой при военных училищах в разных регионах страны. Так, классы были открыты в Суворовском и Тверском училищах, Краснодарском, Петрозаводском и Ставропольском Президентских кадетских корпусах, а со следующего года класс откроется в Нижнем Новгороде. Но цель данной программы, прежде всего, поднять мотивацию и интерес к лёгкой авиации; в настоящее время авиация общего назначения испытывает колоссальный кадровый голод вследствие минимального количества профессиональных летных учебных заведений для подготовки не только лётного состава, но специалистов и инженеров авиационной службы. Так, на Конгрессе звучало, что в стране сейчас функционирует всего 10 учебных заведений – 6 самолетных, два вертолетных, один пассажирский и один аэростатный. Для сравнения – в США действует порядка 600 летных школ, около 70% слушателей которых составляют иностранные пилоты, в том числе, и из России.

Основной проблемой, которая, по единодушному мнению участников Конгресса, не дает развиваться авиации общего назначения, является правовая и управленческая зарегулированность отрасли, наличие запретительного регулирования предпринимательской деятельности АОН, что не только не позволяет двигаться вперед, но и серьезно нарушает наработанную за годы позитивную практику.

«На сегодняшний день отрасль испытывает большой прессинг со стороны государства, связанный налогообложением и проблемами землепользования при создании инфраструктуры АОН, аэродромов и летных площадок, не говоря уже о частном инвестировании, — утверждает Николай Мазурин, Президент Федерации авиации общего назначения России, – А ведь это формирование новых рабочих мест и не только. Сейчас у нас в стране практически свернута система подготовки частных пилотов и технического персонала для АОН, отечественное авиастроение фактически прекратило свое существование. Сейчас у нас в государстве отсутствует отраслевая программа авиации общего назначения. А ведь отрасль может развиваться за счет частных и корпоративных инвестиций, как это происходит во всем мире. Наша задача — добиваться изменений в Воздушном кодексе РФ и участвовать в разработке целевой программы развития АОН».

Так, на сегодняшний день, закрепленное российским законодательством понятие авиации общего назначения (АОН), как «гражданской авиации, не используемой для осуществления коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ», является несовершенным, тормозит развитие АОН, а также является не соответствующим нормам ИКАО. Понятия и нормы, действующиев настоящий момент, порождают коррупцию, недобросовестную конкуренцию и произвол со стороны регулирующих органов.По мнению участников Конгресса, пункт Воздушного Кодекса РФ, определяющего термин АОН, должен быть сформулирован так: «гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок, должна относиться к авиации общего назначения».

«На сегодняшний день мы — гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ. А значит, что нам запрещено абсолютно всё, — считает Сергей Минигулов, Первый Вице-президент Объединенной федерации спорта сверхлегкой авиации России, Член Комиссии при Президенте РФ по вопросам развития АОН и НИТ ГЛОНАСС,- Термин АОН должен звучать так –«гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок». Точка. Да, он не идеален, но он переходный и позволяет развиваться дальше. Европа уже идёт дальше, а мы ещё не подошли к тому, что должны были сделать 20 лет назад.

«Госдума как из рога изобилия выдаёт законы в большей степени ограничительные и запретительные, — отметила Вера Ганзя, действующий Депутат Государственной Думы РФ, выступая на Конгрессе, — Предлагаю подготовить грамотные предложения и указать законы и правовые-нормативные акты, которые мешают АОН жить и развиваться.Сегодня есть огромная востребованность в отраслях нашей экономики в малой авиации, в том числе в сельском хозяйстве и транспортной сфере. Если АОН не требует финансовых вливаний, а только урегулирование нормативно правовых актов, то мы вместе можем это решить. У нас есть государственная программа развития авиационной промышленности на 2013-2025 годы. В неё сейчас вносятся различные изменения, все вместе мы справимся со всеми насущными проблемами».

«Спортивные полёты во всём мире развиты очень широко, это огромный пласт активности, который касается АОН. Во всём мире полномочия по регулированию спортивной авиа деятельности переданы в общественные спортивные организации. На международном уровне это FAI, на национальном – члены FAI, которые представляют свои страны. В России это ФАС, в который входят восемь федераций по отдельным видам авиационного спорта. В нашей стране уже есть целая структура, которая легко может взять на себя роль саморегулятора спортивной деятельности. Именно в руки федераций надо передать всю оставшуюся от СССР материальную базу авиаспорта. Именно они должны выдавать свидетельства пилотов-спортсменов. Необходимо изменить воздушное законодательство, чтобы оно предусматривало специальный порядок для выполнения полётов в спортивных целях. Это могло бы сделать Министерство спорта, но этого не происходит, хотя это бы избавило государственные органы от чрезмерного регулирования и позволило сэкономить кучу денег», — добавил Президент Федерации авиационного спорта России Ананов Сергей Константинович.

В ходе Конгресса был принят Меморандум, основные резолюции которого являются необходимыми для развития авиации общего назначения.

  • АОН России — это авиация, требующая упрощенного регулирования;
  • АОН России — это базовый сектор в системе деятельности авиации
  • АОН России — это эффективное партнерство между обществом и властью;
  • АОН России — это площадка для подготовки авиационных кадров;
  • АОН России — это опора для промышленного и производственного потенциала страны;
  • АОН России — это современный саморегулируемый сегмент на основе международной практики;
  • АОН России — это площадка для развития авиационного спорта и молодежного технического творчества на основе передачи части полномочий профессиональным сообществам.

Источник: tourprom.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.